Организация практики управления здравоформирующим воспитанием в учреждении дополнительного образования детей

Разделы: Администрирование школы


Более 20 лет Станция юных техников № 2 функционирует в системе дополнительного образования города, создавая условия для творческого развития детей и подростков, профессионального самоопределения, воспитания духовно-нравственных ценностей. На современном этапе педагогический коллектив работает в режиме здоровьесбережения  участников воспитательно-образовательного процесса. К такой деятельности мы пришли, изучив социальный заказ родителей, которые хотели бы, чтобы в учреждении дополнительного образования их дети не только овладели первоначальными, профессиональными навыками и умениями, но и при этом меньше утомлялись, больше двигались, играли, были жизнерадостными. Все это является видимыми показателями здоровья. Здоровье наряду с интеллектуальностью, нравственностью, духовностью является одной из важнейших характеристик человека.

Воспитание и обучение здоровью и здоровому образу жизни не является чем-то абсолютно новым и неизвестным. Необходимость воспитания бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих и будущих поколений осознавалась педагогами издавна. Но организация практики управления здравоформирующего воспитания в учреждении дополнительного образования детей является наименее изученной. Так как опыт практической педагогики здоровья невелик и в основном сводится к школьному образованию, интересно представить опыт дополнительного образования, которое в контексте педагогики имеет ряд преимуществ. Оно изначально личностно ориентированно, так как имеет целью формирование мотивации на здоровье, оно позволяет решать не только жизненные проблемы, но и социальные, к которым следует отнести, прежде всего, нравственные, этические, творческие проблемы растущего человека.

Методическое сопровождение педагогической системы СЮТ 2 осуществляется посредством разработки методической темы: «Освоение современных здоровьесберегающих педагогических технологий как средство формирования здоровой гармонично развитой личности». Одно из направлений развития методической темы – организация работы круглогодичного семинара для педагогов «Воспитание – стимулирование здорового образа жизни педагогов, воспитанников и их родителей»

Круглогодичные семинары – это системная инновация, которая характеризуется комплексом теоретических и практических идей, новых технологий; многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями; относительной самостоятельностью (обособленностью) от других составляющих педагогической действительности (процессов обучения, управления и др.); способностью к интеграции и трансформации.

Подготовка к каждому семинарскому занятию начиналась с организации творческой группы, составления плана подготовки и проведения, выбора темы, подбора литературы,  практического материала, составления конспекта и т.д. Семинарские занятия  непродолжительны по времени, лаконичны и ёмки  по содержанию, разнообразны по форме. Например,   занятие  по теме «Здоровье педагогов как необходимое условие развития  детей и подростков»  прошла в форме психологической студии, а занятие по теме «Сохрани своё здоровье» - в форме круглого стола.

 До выхода на инновационную деятельность на семинарах рассматривались общие  вопросы: «Творчество и труд», «Здоровье и выбор профессии», «Забота о психическом здоровье и развитии». Целью занятий являлось формирование знаний, умений, навыков по культуре здоровья, совершенствование методов, форм и средств здравоохранительной и здравоформирующей работы на станции. На занятиях  слушатели  знакомились с «Факторами и принципами оздоровления личности», расширенно изучали темы «Развитие зрительного, слухового восприятия, тактильной чувствительности и осязания», имели возможность познакомиться с перечнем игр с детьми на развитие памяти и восприятия, а так же с новыми упражнениями на снятие зрительного и слухового напряжения. В качестве раздаточного материала  были предложены специально подобранные упражнения на снятие статического напряжения с мышц спины и плечевого пояса так необходимые в объединениях «Секретарь-референт», «Основы компьютерной грамотности», «Программист» и др.

  Очень заинтересовал педагогов семинар-практикум  по теме «Терапия искусством», где было предусмотрено знакомство с такими технологиями здоровья  как музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, изотерапия и др.

 Терапия искусством - новейшая здоровьесберегающая технология, отличающаяся творческой вариативностью. Через творчество передается содержание внутреннего мира личности, творчество доступно людям любого возраста. Имеется широкий спектр показаний для проведения  данной технологии в системе образования, не только с детьми, их родителями, но и в педагогическом коллективе. Основных групп пять:

  • негативная «Я- концепция», дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия;
  • трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;
  • переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия;
  • неадекватное поведение, конфликты в межличностных отношениях, враждебность к окружающим.
  • нарушение адаптации, трудности в обучении.

Терапия искусством приносит чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Данная инновационная здоровьесберегающая психолого-педагогическая технология получила  широкое распространение среди педагогов нашего  учреждения, работающих с разными возрастными категориями воспитанников.

В работе с детьми дошкольного возраста ШТР «Солнышко» терапия искусством используется  не только для решения воспитательных задач  и   развития познавательных процессов, но и направлена на сохранение психофизического здоровья детей. Использование  таких технологий как сказкотерапия, библиотерапия,  позволяет идентифицировать себя с тем или иным героем и, тем самым, мягко, ненавязчиво корректировать негативные эмоциональные состояния  воспитанников.  Работа в данном направлении способствует развитию речи, мышления, воображения дошкольников, развитию коммуникативных навыков, уверенности в себе. Воспитанники чувствуют себя защищено и комфортно в условиях образовательного учреждения, что ведет к успешной адаптации  их в начальной школе. Выпускники ШТР «Солнышко» успешно обучаются в образовательных учреждениях различного типа, активны на занятиях и в общественной жизни школы.

 Сравнительный анализ психолого-педагогической диагностики позволяет сделать вывод об эффективности используемой технологии в работе с дошкольниками.

 Внедрение терапии искусством в воспитательно-образовательный процесс   младших школьников помогает восстановить эмоциональное равновесие  воспитанников, повысить их интерес к знаниям, развить творческий потенциал. На занятиях используются дидактические, коррекционные сказки, активно применяется разные виды музыки, широко применяется игротерапия (на тревожность, снятие усталости и т.д.), используется куклотерапия, драматизация, очень полюбилась детям изотерапия.

 Использование данной технологии  в учебном процессе благотворно отразилось на наших воспитанниках: повысился уровень знаний, умений и навыков, творческого потенциала, комфортности, самооценки и уверенности в себе, а так же активность и желание участвовать в мероприятиях различных уровней и направленности. Если начало инновационной деятельности  уровень комфортности составлял чуть выше 50%, то  на заключительном этапе он составил 91%.

Использование терапии искусством на занятиях с подростками помогло детям легче и адекватнее сформировать  представление о ценности собственной личности; способствует развитию самосознания, умение  управлять своими эмоциями и чувствами; формирует потребность в рефлексии, творческом самовыражении, самосовершенствовании самоактуализации, умение ценить и сохранять свое психическое и физическое здоровье. Анализируя опыт использования терапии искусством  в работе с подростками,  получили следующие результаты: высокая (адекватная) самооценка - у 55% воспитанников, низкая – у 9% воспитанников, у 36% - самооценка завышенная. Высокий  уровень агрессивности  снизился до 14%, тревожности  снизился до 18%. Воспитанники изменили отношение к своим негативным качествам и недостаткам окружающих, посредством творчества не только научились решать свои внутриличностные проблемы, но и  освоили способы конструктивного общения, которые способствуют их успешной адаптации  и социализации в обществе.

Опыт работы в данном направлении  был представлен на   мероприятиях различного уровня, где получил высокую оценку  участников. Использование данной технологии позволило не только справиться с трудностями эмоционального характера, но и способствовало развитию творческого потенциала, повышению уровня познавательной активности и сохранению здоровья. Получив положительный опыт применения терапии искусством в учебной и в воспитательной деятельности и улучшении у воспитанников  физического и психического здоровья, решили продолжать работать в этом направлении, искать новые  технологии, знакомиться с современными подходами в области здоровьесбережения.

Одним из важнейших условий проведений семинара является создание атмосферы психологического комфорта и безопасности, благодаря чему формируется механизм «обратной связи», столь важной при групповой форме практического обучения. Значимым представляется применение на занятиях сочетание индивидуального консультирования и исследовательской работы в методических и творческих объединениях.

Целью круглогодичного семинара первого года инновационной деятельности «Психология и физиология жизненного пути человека: педагогические и валеологические аспекты» было знакомство педагогов с кризисными периодами развития жизни человека, с основными новообразованиями каждого возрастного этапа. Педагоги  учились  понимать ребёнка и принимать его таким, какой он есть, не оценивая и не критикуя его негативные проявления. В процессе работы семинара педагоги  познакомились с различными формами взаимодействия  с  детьми определённого возраста, а так же с играми и упражнениями, использование которых помогают воспитаннику безболезненно прожить тот или иной  кризисный период. Важным моментом было рассмотрение кризисных периодов развития взрослого человека, что способствовало взаимопониманию и сплочению коллектива, т.к. возраст педагогов – от 20 до 55 лет.

В ходе занятий были рассмотрены такие вопросы как «Соотношение и  взаимопроникновение социального и биологического в человеке», «Влияние социальных факторов на биологию человека», а так же вопрос о негативных факторах окружающей среды, влияющих на развитие человека. Педагоги станции не только обсуждали проблемы дошкольного возраста, среднего детства, но и делились своим профессиональным, жизненным опытом, практическими и методическими наработками.

Работая в режиме семинаров, педагоги повысили свою профессиональную компетентность, стали самостоятельно формулировать свои проблемы и затруднения. Одной из сформулированных проблем стала заявка на изучение вопросов самооценки и повышения уверенности в себе.

Актуальность проблемы самооценки и уверенности в себе для педагогов велика, в связи с особенностями работы в условиях дополнительного образования. Взаимодействие с другими людьми, оказание им психологической помощи и поддержки требуют от специалистов понимания самого себя, своего внутреннего мира, собственных мотивов, потребностей, противоречий, осознания зоны эмоциональных проблем и позитивных сторон своей личности. Повысив собственную самооценку, пережив на опыте трудности изменения своей личности, человек становится терпимее и мудрее в отношении к другим (Т.А. Флоренская). Поэтому круглогодичный семинар следующего учебного года «Влияние самооценки на физическое и психическое здоровье педагогов и воспитанников» может стать руководством для решения своих проблем без помощи врача. Цель семинара – развитие потребностей в формировании адекватной самооценки педагогов и воспитанников.

 В рамках круглогодичных семинаров рассматривались  следующие темы: «Что такое самооценка и как она влияет на психическое и физическое здоровье?», «Бесполезные страхи и опасные эмоции», «Воспитание уверенности в себе», «Имидж как средство оздоровления», «Психолого-педагогические аспекты здоровья в самооценке», которые помогли повысить самооценку  педагогам и воспитанникам, погрузиться в  атмосферу  инноваций, а так же творчески внедрять новые технологии в работе с детьми в своих объединениях, особенно с детьми, требующих повышенного внимания.

Формирование культуры здоровья – длительный, систематический, последовательный процесс, который зависит от организации воспитательно-образовательной среды в учреждении. И от того, как будет организована эта среда, будет зависеть формирование культуры здорового образа жизни, а значит и здоровое плодотворное творчество. Поэтому тема семинарских занятий 2007-2008 учебного года - «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагогов в режиме инновационной деятельности и их влияние на здоровье и творчество педагогов и воспитанников».

Темами круглогодичного семинара на заключительном этапе инновационной деятельности стали: «Влияние воспитательно-образовательной среды на адаптацию воспитанников в детском коллективе в УДО», «Работа с детьми, требующих особого внимания с использованием игротерапии и малых форм оздоровительной активности», «Использование нетрадиционных форм укрепления физического и психического здоровья» и др.

Изучение и использование здоровьесберегающих технологий позволяет создать комфортные условия для адаптации воспитанников в детском коллективе, а использование игротерапии и малых форм оздоровительной активности способствуют снижению утомляемости, снятию физического и психического  напряжения, являются профилактикой простудных и инфекционных заболеваний. Изучение нетрадиционных способов укрепления физического и психического здоровья помогает повысить интерес к здоровому образу жизни и формирует  ответственность за своё здоровье.

 На семинарских занятиях педагоги не только повысили свою профессиональную компетентность в области здоровьесбережения, но и  предъявляли свой  опыт внедрения новых технологий в работе с детьми разных возрастных категорий и делились результативностью их использования для развития как творческого потенциала, так и   познавательной активности.

По опросам  коллег – семинарские занятия необходимы, так как   происходит углубленное самопознание, гармонизация, личностный  и профессиональный рост. Педагоги получили разносторонние знания по педагогике здоровья, психологии, валеологии, медико-биологическим дисциплинам, которые широко использовали в своей педагогической деятельности при работе с воспитанниками и их родителями, помогает в воспитании своих собственных детей и внуков.