История – это география
во времени.
Элизе Реклю.
Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции. Педагогическая наука и практика предлагают такие образовательные модели, использование которых приведет к развитию и саморазвитию личности школьника.
Развитие личности идет через овладение учебным материалом, хотя развивающий потенциал различных элементов знания неодинаков. Наиболее значителен он у гуманитарного знания. Оно связано с ценностными ориентациями и суждениями, обеспечивает понимание духовной сущности человека, формирует культуру личности.
Гуманитаризация образования в настоящее время рассматривается как средство развития обучающихся и предполагает увеличение доли исторических и культурологических элементов. Идея гуманитаризации может в полной степени найти отражение в любом курсе школьной географии.
Развивающее значение географического знания возрастает, если рассматривать его в единстве с историческим. Исторический подход в географии используется давно. Он помогает выявить условия и особенности развития изучаемых объектов и явлений, установить этапы и стадии их эволюции и тем самым объяснить современное состояние и облик, прогнозировать направления дальнейшего развития. Не менее важно, что использование историко-географического материала усиливает гуманитарное содержание школьной географии.
Успешность реализации принципа историзма во многом зависит от понимания его роли в изучении учебного предмета, осознания его образовательных и развивающих возможностей. Историко-географические знания традиционно рассматриваются только с точки зрения их познавательных возможностей, а их развивающий потенциал остается невыясненным и потому используется не достаточно. Необходимость решения данной проблемы определяет актуальность выбранной темы: «Применение историко-географического подхода в формировании самостоятельного мышления учащихся»
Работая по данной теме, анализируя методическую литературу, обратил внимание на недостаточное количество предлагаемых практических, самостоятельных, развивающих работ, которые бы использовали богатейшие историко-географические материалы, направленные на реализацию главной идеи образования – научить ребенка мыслить. Поэтому стояла задача постараться использовать историко-географические знания не только как эффективное средство развития познавательного интереса к предмету, но и как инструмент для развития способностей самостоятельно мыслить, выдвигать гипотезы, прогнозы, отстаивать свою точку зрения.
Систематизировать материал, формулировать историко-географические задачи, определять содержание деятельности школьников я начал с отдельных тем в разных курсах школьной географии. Постепенно создавая тематическое планирование с использованием историко-географического материала. (Историко-географические задачи в курсе «География России – население и хозяйство» даны в приложении 1). В отборе содержания стараюсь придерживаться принципа, что исторический материал должен не только способствовать усвоению географических знаний, но дополнять и углублять их.
Все предлагаемые обучающимся историко-географические задачи согласно методической литературе делятся на пять типов по мере усложнения их для ребят:
- Отбор историко-географического содержания из источников предложенных учителем.
- Группировка учебного материала по заданной схеме.
- Сравнение, сопоставление или оценка изучаемых объектов и явлений.
- Доказательство положений и выводов, проведение обобщений.
- Оценивание и прогнозирование развития географических объектов и явлений.
(Историко-географические задачи данных типов представлены в приложении 2 по теме: «Политическая карта мира»)
Достаточно часто, для успешного решения задачи приходится руководить познавательной деятельностью обучающихся с помощью дополнительных вопросов, направляющих логику рассуждений школьников для получения нужного вывода. В этом случае задача решается благодаря беседе, где учитель и ученики, равноправные партнеры, стремящиеся к поиску истины.
Большую пользу в формировании самостоятельного мышления приносят задачи, решение которых сопряжено с высоким уровнем самостоятельности и активности школьников. Речь идет о проблемном обучении органично вписывающимся в решение историко-географических задач. При разработке подобных заданий я учитываю два основания для их конструирования. Во-первых, они должны быть доступны обучающимся. Во-вторых, достигаться с помощью методов географической науки: объяснительно-илюстративным, репродуктивным, частично-поисковым, исследовательским. Все проблемные историко-географические задачи в соответствии с методическими рекомендациями классифицировал на четыре вида:
- Задания на установление причинно-следственных связей.
- Задания, в основе которых лежит научная гипотеза.
- Задания, требующие понимания противоречий, умения оперировать ими.
- Задания парадоксы
(Примеры подобных заданий показаны в приложении 3 по теме «Восточно – Европейская равнина»)
В современной школе личность ребенка формируется в основном в системе словесной культуры. Однако существуют и другие мощные системы информации, которые выступают как более емкие, эмоционально насыщенные, образные средства развития школьника. Одной из таких систем является географическая наглядность – географические модели, спецификой которых является их абстрактный характер, например историко-географический.
В педагогической литературе моделирование понимается как создание образа, какого либо явления или процесса с целью воспроизведения некоторых характеристик подлинного явления или процесса, подлежащего познанию. В географии моделями служат: историко-географические проекты, географические описания, теории и гипотезы, аэро - и космические снимки, таблицы, профили, диаграммы.
Наиболее распространенным видом географического моделирования является картографическое моделирование, так как это наилучший способ оценки историко-географических знаний обучающихся. При моделировании на контурной карте историко-географических событий происходит не только закрепление и проверка знаний ребят, но и одновременно с этим школьники учатся применять знания в разнообразных ситуациях, т.е. формируется опыт творческой деятельности школьников, их географическая культура.
В зависимости от назначения и характера использования учебных картографических моделей в процессе обучения географии выделяются разные их виды:
- Модель заместитель.
- Модель представления.
- Модель интерпретация.
- Модель исследование.
На своих уроках для решения историко-географических задач предлагаю обучающимся в ходе познавательной деятельности самостоятельно их создать.(В приложении 4 приводятся историко-географические задания по выполнению разных видов моделей в курсе «Население и хозяйство России»)
Достаточно часто при изучении нового материала применяю проектную методику, предлагая ребятам создать проекты по конкретным темам, что помогает им увидеть рассматриваемые вопросы в историко-географическом аспекте. При работе над проектами обучающиеся используют предложенный мной алгоритм по их выполнению. (Приложение 5)
Важным средством в развитии образного мышления ребят я считаю, топонимику, так как именно в ней нашли отражение результаты географических открытий, процесс заселения и освоения территории страны, особенности той или иной местности, экономические, политические, бытовые условия, характер деятельности населения. Работа с топонимикой происходит в разных формах:
- Подготовка сообщений, рефератов о происхождении названий при изучении конкретной темы.
- Проведение историко-географических викторин.
- Географические диктанты на знание топонимики
Историко-географические знания широко применяю и при изучении регионального компонента: «География Курганской области» где на основе учебных пособий (автор Шатных А.В) разработал уроки- практикумы по темам:
- История формирования Курганской области.
- Природный облик области.
- Этапы хозяйственного развития области
- Предпринимательство вчера, сегодня.
При подготовке к этим урокам учащиеся самостоятельно по опережающим заданиям готовят материал, анализируют, обобщают его и выступают с сообщениями. Подобная форма работы по опросам обучающихся им интересна, поэтому применяется и при изучении других тем школьной географии.
Для того чтобы выяснить интересно ли учащимся использование элементов истории на уроках географии мной была разработана анкета для учащихся 8 -11 классов. (Приложение 6). При анализе анкеты выяснилось, что наибольший интерес у старшеклассников вызывают уроки по истории и географии родного города, области, проведенные в виде краеведческой конференции, темы посвященные особенностям населения и хозяйственного развития России, проблемам современной политической карты мира, глобальным проблемам современности. Для учащихся 6 – 8 классов интересны были уроки по топонимике, игровые уроки в форме путешествий, задания, где они составляли туристические приглашения в разные страны. Подготовка проектов для выставки «День Земли» стало ярким событием для большинства школьников. Ребятами были отмечены и следующие трудности: большой объем материала для самостоятельной переработки, нехватка времени на уроке при выполнения картографических моделей, не всегда понятный материал. Но все ребята сошлись во мнении, что исторический материал помогает в усвоении географических знаний.
Хорошо известно, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, этой поговорке я следую со своими учениками при организации работы туристического кружка краеведческой направленности. За три года мы посетили: святые места Зауралья, столицы Среднего и Южного Урала – Екатеринбург и Челябинск, уникальный памятник природы Кунгурские ледяные пещеры, столицу России – Москву и культурную столицу страны – Санкт-Петербург. Вместе с ребятами организую и провожу ежегодные поездки в начале года на фестиваль авторской песни «Бардовские костры» и весенние походы в окрестности города. По материалам туристических поездок создаем фото и видеоотчеты, используемые в дальнейшем на уроках географии как незаменимый краеведческий материал.
Знания, полученные ребятами в ходе туристических поездок позволили им выступать в роли помощников учителя при проведении уроков по темам: «Узловые районы Центральной и Северо-Западной России, Природные уникумы Урала, История формирования Курганской области и др. Накопленные материалы на занятиях кружка обобщаются и используются при проведении недели естественных наук в школе, для выставок и выступлений обучающихся.
Таким образом, роль историко-географических подходов в развитии самостоятельного мышления школьников значительна. Они проявляются в развитии не только специальных знаний и умений, но и влияют на развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей, воображения, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности.
Для оценки эффективности применения историко-географического подхода в повышении качества знаний и уровня обученности обучающихся были взяты результаты качества обучения, ребят за период с 6 по 10 класс, а также итоги проведенных историко-географических практических и итоговых контрольных работ. (Полученные результаты показаны в приложении 7)
Кроме этого мои обучающиеся ежегодно участвуют в школьных и городских олимпиадах по географии, показывая неплохие результаты. Учатся в высших учебных заведениях города и страны, в том числе на географическом факультете Курганского государственного университета.
(Презентация к уроку находится в приложении 8)