Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности классного руководителя к этой работе.
Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы, методы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребёнка. Отсюда содержанием взаимодействия классного руководителя как специалиста–профессионала с родителями воспитанников является проявляемая забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития. Иными словами, необходимо помочь школьнику выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности. Это позволит ребёнку стать полноценной личностью в современной жизни.
- Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями учащихся создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи, учреждений дополнительного образования по отношению к личности ребёнка. Этого можно добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:
- Обращение к чувству родительской любви и уважение её;
- Доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
- Позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Вся деятельность классного руководителя с родителями учащихся в нашей школе представлена следующими направлениями и формами:
- Изучение семей и условий семейного воспитания;
- Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе;
- Психолого-педагогическое просвещение родителей;
- Взаимодействие с родительским комитетом;
- Совместная деятельность родителей и учащихся.
Изучение семей и условий семейного воспитания
В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Для того, чтобы помочь родителям в воспитании детей, а в случае необходимости и скорректировать воспитательное влияние семьи, на заседаниях ШМО классных руководителей рассматривали и изучали вопрос «Условия семейного воспитания». С этой целью классные руководители нашей школы посещают каждую семью и знакомятся с ней в естественной и неформальной обстановке.
В ходе первого ознакомительного посещения классные руководители выясняют условия, созданные для домашних занятий школьника, его семейные трудовые обязанности, интересуются, как организован досуг ребёнка, каков круг его общения. В ходе беседы с родителями стараются понять стиль жизни семьи, её уклад, чем живёт семья, каковы её социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения друг с другом, семейные традиции, определяют уровень педагогической образованности родителей, оценивают их умение организовывать жизнь и деятельность детей в семье соответственно целям воспитания и возрасту ребёнка.
В ходе таких посещений педагогу необходимо быть очень тактичным: не начинать характеристику ребёнка с негативного, не настаивать на раскрытии всех семейных секретов, не превращаться в сплетника.
После посещения и изучения семей, классные руководители составляют социальный паспорт класса, который оформляют в виде следующей таблицы (см. Приложение 1)
Кроме посещения семей, эффективными методами педагогической диагностики являются беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ учащихся «Моя семья» и составление родословной семьи «Древо жизни», педагогические мастерские, деловые игры с родителями, праздники, с последующим чаепитием, формирование банка данных о семье и семейном воспитании и т.п.
Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе
На первом же родительском собрании классные руководители знакомят родителей с целью, задачами и программой своей будущей деятельности , с планом учебно-воспитательной работы, совместно с родителями обсуждают возможные пути реализации данной программы в семейном воспитании.
Также классные руководители информируют родителей об уровне сплочённости и организованности класса, его успехах и неудачах. При любом информировании о положении дел в классе педагоги стремятся создавать у родителей впечатление о классе как о едином целом, убеждают в том, что их ребёнку будет хорошо лишь в том случае, если в классе будет создана психологически комфортная обстановка, налажены хорошие отношения, интересная, содержательная групповая деятельность. В ряде случаев в этих целях классные руководители приглашают родителей на уроки и внеклассные мероприятия, раз в год организовывают «День открытых дверей».
Психолого-педагогическое просвещение родителей
Самая распространённая форма работы учителя с родителями – это родительские собрания. Не прав тот классный руководитель, который собирает родителей лишь только для того, чтобы поговорить об учёбе. В беседах с родителями педагоги нашей школы уделяют внимание и возрастным особенностям того или иного периода в развитии ребёнка, и психологии, и взаимоотношениям родителей и детей.
Время и жизнь меняются, меняется и сам ребёнок. Сегодняшние дети уже не похожи на тех детей, которые были 20 или 30 лет назад. Поэтому родители чаще желают узнать о проблемах табакокурения, алкоголизма, наркомании, о взаимоотношениях подростков, о том, как они, родители, могут помочь детям в адаптации к новым условиям обучения.
Семья, как известно, играет главную роль в формировании личности ребёнка. Поэтому основой совершенствования семейного воспитания является систематическая работа по повышению педагогической культуры родителей именно на родительских собраниях. Практика показывает, что эффективными формами психолого-педагогического просвещения родителей в классе являются следующие:
а) классные тематические читательские конференции для родителей на такие темы, как «Духовное развитие современного подростка», «Как помочь ребёнку учиться?», «Как помочь юноше, девушке выбрать профессию», «Школьник и рыночные отношения», «Предупреждение правонарушений несовершеннолетними», «Алкоголизм и курение – враги растущего организма», «Наркотики – чума XXI века» и т.д.;
б) беседы по психолого-педагогической тематике на родительском собрании;
в) тематические консультации;
г) психолого-педагогические практикумы и тренинги по анализу различных ситуаций в воспитании детей.
Взаимодействие с родительской общественностью
Для повышения эффективности обучения и воспитания учащихся в классе очень важно создание дружного, работоспособного коллектива родителей, понимающих цели и задачи учебно-воспитательной работы, осознающих своё место в их решении, добивающихся активного участия каждого из родителей в работе класса, школы.
Содержание общей деятельности определяется статусом и положением (либо уставом) соответствующей общественной организации. В их компетенцию входит:
- Оказание материальной помощи отдельным семьям и учащимся;
- Коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;
- Связь с административными, правоохранительными органами;
- Помощь классу и школе в проведении воспитательной работы с учащимися; участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций, лекториев, оказание материальной помощи и моральной поддержки малообеспеченным и многодетным семьям, моральное и правовое воздействие на родителей, нерадиво относящихся к воспитанию своих детей).
Как показывает опыт, привлечение родительского актива помогает классному руководителю «перевоспитывать» трудных родителей и детей более успешно.
Совместная деятельность родителей и учащихся
Это направление в настоящее время приобретает широкую популярность, так как решает следующие важнейшие задачи: расширение воспитывающей среды; увеличение диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность школьника; улучшение взаимоотношений учителей, родителей и детей. Естественно, формы этой работы разнообразны: индивидуальные, групповые, коллективные, а содержание должно соответствовать возрасту учащихся, целям и задачам предстоящего дела.
Вот какие формы и методы совместной деятельности по различным направлениям используются педагогами в нашей школе:
1. Воспитание нравственной культуры:
- беседы о культуре поведения в общественных местах, о взаимоотношениях юношей и девушек;
- диспуты по вопросам морали и нравственности;
- традиционные вечера: «Осенний бал», «Новогодний бал-маскарад»;
- КВН «Алло, мы ищем таланты», « А ну-ка, парни!», шоу «Дочки-матери»;
- деловые игры, педагогические сценки: «Весёлый этикет», «В гостях», «В театре», «В музее» и т.д.;
- ежегодный смотр строя и песни, посвящённый «Дню Защитника Отечества»;
2. Воспитание эстетической культуры:
- рассказы, беседы, обсуждения, дискуссии о просмотренных спектаклях, фильмах, прочитанных книгах;
- организация выставок рисунков, поделок декоративно-прикладного искусства родителей и детей;
- музыкальные вечера, художественная самодеятельность, где дети и родители вместе поют, танцуют;
- ежегодное участие в городском фестивале « Новотроицкая весна»;
- совместные экскурсии в музеи, выставки, посещение художественных салонов;
3. Воспитание физической культуры и здорового образа жизни:
- туристические походы, «Дни здоровья» - один раз в месяц;
- экскурсии на природу;
- спортивные игры, например «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- спортивные турниры, соревнования на открытом воздухе по футболу, пионерболу, лыжам, лёгкой атлетике и т.д.
4. Воспитание трудолюбия и профориентация:
- рассказы родителей о профессиях и людях этих профессий, условиях работы и требованиях к работникам данных профессий;
- беседы о выборе жизненного пути;
- экскурсии на производство, предприятие, фирму;
- встречи с представителями различных отраслей и профессий.
Все рассмотренные направления, формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся способствуют созданию благоприятной среды для организации школьного воспитательного процесса. Благодаря тесному сотрудничеству всех участников образовательного процесса в нашей школе нет ни одного учащегося, состоящего на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних.