Открытый урок математики в 5-м классе по теме "Площадь и периметр прямоугольника"

Разделы: Математика


Оборудование: Рисунок (с изображением царицы МАТЕМАТИКИ), опоры-плакаты, геометрические фигуры (прямоугольники и квадраты) для измерения, карточки для индивидуальной работы, листы учета.

Учитель ставит при этом следующие цели и задачи:

  • Научить учащихся ставить перед собой образовательные и воспитательные задачи (определение цели и задач урока).
  • Научить читать формулы; записывать их; составлять формулы по правилу.
  • Находить по формулам неизвестные компоненты.
  • Отработать навыки вычисления по формулам при решении геометрических задач.
  • Расширить представление учащихся об измерении геометрических фигур на примере вычисления периметра и площадей.
  • Формировать и систематизировать знания о единицах измерения площадей.
  • Формировать умения перехода от одной единицы измерения к другой , в зависимости от условия задачи.
  • Поддерживать межпредметную связь в образовательном процессе.
  • Учить работать парами; умению контролировать свою работу.
  • Развивать творческие способности учащихся, используя метод проектов.
  • Подвести учащихся к самооцениванию своей работы (по определенным правилам).

I. этап урока (2-3 минуты).

Учитель: Какая тема урока? Какие цели и задачи мы определим на этот урок?

- Целеполагание учащихся (возможны различные варианты):

  1. Вспомним определение квадрата и прямоугольника.
  2. Научиться применять необходимые формулы для вычисления площади и периметра квадрата и прямоугольника, научиться решать задачи удобным способом.
  3. Научиться работать по готовым чертежам и опорам.
  4. Развивать самостоятельность.
  5. Научиться оценивать свою работу.
  6. Научиться применять изученный материал на практике.
  7. Выполнить (очередную) работу по созданию городка Математики.

Учитель: Какая конечная цель наших уроков по данной теме?

(Ожидаемый ОТВЕТ: Построить городок для царицы МАТЕМАТИКИ (рис. №1)). Царицу Математику и макет городка рисовали учащиеся вместе с родителями к 1 уроку по данной теме.

Учитель: Какие основные понятия нам необходимо вспомнить? (формула, квадрат, прямоугольник, периметр, площадь, единицы измерения …)

Какие формулы вам, ребята, знакомы на плакате (рис.№2)?

II. этап урока (10 минут).

Устная работа по опорам.

1. Что такое площадь?
2. Найдите площадь данных фигур (рис.3).

3. Найти площади фигур (рис.4).

4. В каких единицах измеряются данные фигуры?
5. В каких единицах измеряются земельные участки (в том числе на РУСИ) ?

Чему равны ар и гектар?

Проверим ОТВЕТЫ по рис.5.

Учитель:

6. Откуда пришло к нам слово ар?

Историческая справка .

Ар – участок земли, арийцы – землепашцы.

Что нам говорит Лозунг: Перекуём мечи на Арала!”? (Арало – плуг).

Это значит – МИРНО, ТРУДОЛЮБИВО ЖИТЬ, ЗАРАБАТЫВАТЬ НА ЖИЗНЬ МИРНЫМ ТРУДОМ, А НЕ РАЗБОЕМ (ВОЙНОЙ).

Также находим (В Энциклопедии КИМ):

“АРАТЫ, в Монголии и районах расселения монголов в Китае трудящиеся-скотоводы, в широком смысле – “трудящиеся вообще, народ. В Российской Федерации аратами называются крестьяне Тувы”.

7. Вспомнить цепочку преобразований единиц измерения площадей. (по памяти, а проверить по готовой таблице – опоре (рис. №6 )).

8. Преобразовать:

13 а = …м2;
126соток=…м2;
3 га 2 а =…м2;
15 км2 = …м2.

9. Как вычисляется периметр квадрата и прямоугольника? Опора – развертка (Рис. №7) помогает закрепить изученные формулы.

10. Придумать задачи по готовым чертежам. Решить их (рис. №8).

III. этап урока (8-10 минут). Диктант.

IV. Практическая работа (10-13 мин)

1. Построить квадрат, у которого периметр равен 12 см.

2. Построить квадрат, у которого площадь равна 16 см2.

3. Измерить стороны предложенных геометрических фигур и найти их площадь и периметр (предлагаются квадрат и прямоугольник – крыши строящихся домиков по данному проекту- размеры на усмотрение учителя).

4. Найти площадь фигуры (стены предполагаемых домиков):

5. Сравнить площади фигур (рис. №9):

Ответы (рис.№10).

Проверяется работа в паре. Каждый учащийся оценивают работу партнера, но оценку за каждое выполненное задание учащийся выставляет самостоятельно в листе учета (на столе учителя). Спорные вопросы решают вместе с учителем.

V. Повторение пройденного материала. (5-7мин)

Задачи на доске. Проверяется работа на доске. Результаты заносят в лист учета (самооценивание работ).

1. Запишите ответ в виде формулы.

2. m-? С=(m-12):8

3. Найти : P-? S-?

VI. Д/З: Измерить площадь ёлочки удобным способом. Начертите портрет кота, состоящий из прямоугольников (найти его площадь).

VII. Итог урока: зачитываются итоговые оценки из листа учета, дается общая оценка уроку учащимися .

При наличии времени на уроке “собрать” домики – склеить детали (крыши и стены).

ЛИСТ УЧЕТА: