Оборудование: Рисунок (с изображением царицы МАТЕМАТИКИ), опоры-плакаты, геометрические фигуры (прямоугольники и квадраты) для измерения, карточки для индивидуальной работы, листы учета.
Учитель ставит при этом следующие цели и задачи:
- Научить учащихся ставить перед собой образовательные и воспитательные задачи (определение цели и задач урока).
- Научить читать формулы; записывать их; составлять формулы по правилу.
- Находить по формулам неизвестные компоненты.
- Отработать навыки вычисления по формулам при решении геометрических задач.
- Расширить представление учащихся об измерении геометрических фигур на примере вычисления периметра и площадей.
- Формировать и систематизировать знания о единицах измерения площадей.
- Формировать умения перехода от одной единицы измерения к другой , в зависимости от условия задачи.
- Поддерживать межпредметную связь в образовательном процессе.
- Учить работать парами; умению контролировать свою работу.
- Развивать творческие способности учащихся, используя метод проектов.
- Подвести учащихся к самооцениванию своей работы (по определенным правилам).
I. этап урока (2-3 минуты).
Учитель: Какая тема урока? Какие цели и задачи мы определим на этот урок?
- Целеполагание учащихся (возможны различные варианты):
- Вспомним определение квадрата и прямоугольника.
- Научиться применять необходимые формулы для вычисления площади и периметра квадрата и прямоугольника, научиться решать задачи удобным способом.
- Научиться работать по готовым чертежам и опорам.
- Развивать самостоятельность.
- Научиться оценивать свою работу.
- Научиться применять изученный материал на практике.
- Выполнить (очередную) работу по созданию городка Математики.
Учитель: Какая конечная цель наших уроков по данной теме?
(Ожидаемый ОТВЕТ: Построить городок для царицы МАТЕМАТИКИ (рис. №1)). Царицу Математику и макет городка рисовали учащиеся вместе с родителями к 1 уроку по данной теме.
Учитель: Какие основные понятия нам необходимо вспомнить? (формула, квадрат, прямоугольник, периметр, площадь, единицы измерения …)
Какие формулы вам, ребята, знакомы на плакате (рис.№2)?
II. этап урока (10 минут).
Устная работа по опорам.
1. Что такое площадь?
2. Найдите площадь данных фигур (рис.3).
3. Найти площади фигур (рис.4).
4. В каких единицах измеряются данные фигуры?
5. В каких единицах измеряются земельные участки (в
том числе на РУСИ) ?
Чему равны ар и гектар?
Проверим ОТВЕТЫ по рис.5.
Учитель:
6. Откуда пришло к нам слово ар?
Историческая справка .
Ар – участок земли, арийцы – землепашцы.
Что нам говорит Лозунг: Перекуём мечи на Арала!”? (Арало – плуг).
Это значит – МИРНО, ТРУДОЛЮБИВО ЖИТЬ, ЗАРАБАТЫВАТЬ НА ЖИЗНЬ МИРНЫМ ТРУДОМ, А НЕ РАЗБОЕМ (ВОЙНОЙ).
Также находим (В Энциклопедии КИМ):
“АРАТЫ, в Монголии и районах расселения монголов в Китае трудящиеся-скотоводы, в широком смысле – “трудящиеся вообще, народ. В Российской Федерации аратами называются крестьяне Тувы”.
7. Вспомнить цепочку преобразований единиц измерения площадей. (по памяти, а проверить по готовой таблице – опоре (рис. №6 )).
8. Преобразовать:
13 а = …м2;
126соток=…м2;
3 га 2 а =…м2;
15 км2 = …м2.
9. Как вычисляется периметр квадрата и прямоугольника? Опора – развертка (Рис. №7) помогает закрепить изученные формулы.
10. Придумать задачи по готовым чертежам. Решить их (рис. №8).
III. этап урока (8-10 минут). Диктант.
IV. Практическая работа (10-13 мин)
1. Построить квадрат, у которого периметр равен 12 см.
2. Построить квадрат, у которого площадь равна 16 см2.
3. Измерить стороны предложенных геометрических фигур и найти их площадь и периметр (предлагаются квадрат и прямоугольник – крыши строящихся домиков по данному проекту- размеры на усмотрение учителя).
4. Найти площадь фигуры (стены предполагаемых домиков):
5. Сравнить площади фигур (рис. №9):
Ответы (рис.№10).
Проверяется работа в паре. Каждый учащийся оценивают работу партнера, но оценку за каждое выполненное задание учащийся выставляет самостоятельно в листе учета (на столе учителя). Спорные вопросы решают вместе с учителем.
V. Повторение пройденного материала. (5-7мин)
Задачи на доске. Проверяется работа на доске. Результаты заносят в лист учета (самооценивание работ).
1. Запишите ответ в виде формулы.
2. m-? С=(m-12):8
3. Найти : P-? S-?
VI. Д/З: Измерить площадь ёлочки удобным способом. Начертите портрет кота, состоящий из прямоугольников (найти его площадь).
VII. Итог урока: зачитываются итоговые оценки из листа учета, дается общая оценка уроку учащимися .
При наличии времени на уроке “собрать” домики – склеить детали (крыши и стены).
ЛИСТ УЧЕТА: