Опыт разработки анкеты на определение левополушарного и правополушарного типа мышления учащихся с использованием друдлов

Разделы: Школьная психологическая служба


Школа – в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

(Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года)

Любой педагогический процесс двухсторонний. Его успех одинаково зависит как от учителя, так и от ученика, от их типа функциональной организации мозга. Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка.

(А.Л. Сиротюк)

Для решения задач модернизации российского образования и воспитания новой инженерной элиты психологическая служба лицея № 1581 при МГТУ им. Н.Э.Баумана предлагает в качестве ориентира своей работы компетентностную модель выпускника лицея. Мы под компетентностью понимаем способности и готовности выпускников демонстрировать и применять полученные в результате освоения образовательной программы знания, умения, навыки, а также личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной и общественной деятельности. И развитие этих навыков и умений должно происходить с учетом индивидуальных особенностей учащихся, в том числе и психофизиологических.

Таблица 1. Психологические особенности учащихся с доминирующим правым или левым полушарием.

  Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся
Восприятие материала Целостное.
Интонационная сторона речи.
Визуалы (зрительное).
Кинестетики (осязательное).
Дискретное (по частям).
Смысловая сторона речи.
Аудиалы (слуховое).
Переработка информации Быстрая.
Холистическая.
Медленная.
Последовательная.
Интеллект Невербальный.
Интуитивный.
Практический.
Вербальный.
Логический.
Теоретический.
Деятельность Приверженность к практике.
Чувство тела.
Чувство ритма.
Координация движений.
Пространственная ориентация.
Приверженность к теории.
Чувство времени.
Речь Интонация речи. Синтаксис.
Семантика.
Смысл и структура речи.
Память Непроизвольная.
Наглядно-образная.
Визуальная и мышечная (основа врожденной грамотности).
На прошлое.
Произвольная.
Знаковая.
Слуховая.
Мышление Наглядно-образное.
Оперирование образами.
Спонтанное.
Эмоциональное.
Интуитивное.
Трехмерное (в пространстве).
Абстрактно-логическое.
Оперирование цифрами, знаками.
Формальное.
Рациональное.
Программируемое.
Двумерное (на плоскости).

Особенность лицея состоит в том, что ежегодно к нам в 8-е, 9-е и 10-е классы приходит более 100 новых ребят, которые обучались в разных школах Москвы и Подмосковья, с разной степенью подготовки. Ребятам, поступившим в лицей, необходим период адаптации и к новому коллективу и к новой, более сложной программе и к новым требованиям. Учителя, которые будут работать с вновь поступившими учащимися, должны иметь представление не только об оценках, которые получал ученик в предыдущей школе, но и способностях и особенностях психического развития ребенка. Поэтому психологическая служба лицея разработала свою анкету, с помощью которой происходит наше первое знакомство с учениками.

Цель разработки анкеты: осуществление индивидуального подхода в обучении.

Задача разработки анкеты: определение психофизиологических особенностей учащихся.

Для выявления типа мышления было дано задание - написать рассказ на любую тему и в любом стиле. Для тех у кого не получается что-либо придумать были даны опорные слова: осень, листья, первый снег, зайчонок.

В основе лежит методика “Истории рассказывания”, принадлежащая к группе проективных методик исследования личности. При теоретическом обосновании “Истории рассказывания” исходят из положения о том, что при заданной, относительно неструктурированной теме рассказанная, а в данном случае написанная, история позволяет получить данные о личности, недоступные при прямом опросе. Тревожность, чувство вины, реализация желаний и агрессивность – основные тенденции, проявляющиеся в рассказах учащихся. В литературе, посвященной разработке и применению методики “Истории рассказывания”, нет сведений о количественной оценке результатов, приводится только качественный анализ. Отсутствуют сведения о валидности и надежности этих методик, хотя достаточно часто указывается на удовлетворительное соответствие полученных данных результатам других тестов.

Были разработаны критерии определения левополушарного и правополушарного мышления по написанному рассказу совместно с Тумановой З.А., руководителем кружка “Юный мыслитель” и автором работ по развитию мышления.

Что характеризует левополушарное мышление.

1. Последовательное описание, такое, что мы как бы видим эту картину, которую дает автор текста, и наличие сюжета, последовательно разворачивающегося в рассказе.

Пример. На дворе стояла осень. Я вышел из дома и направился к лесу. Под ногами шелестели листья. Под ногами менялся цвет с одного на другой, как радуга. Зайдя поглубже я увидел первый снег и был очень удивлен этому. На снег выпрыгнул зайчонок. Он был маленький и пушистый. Я захотел проследовать за ним. Через две минуты он привел меня к своей семье. Я угостил их морковкой, которая у меня со вчерашнего дня лежала в кармане, и сфотографировал их всех. Это была приятная встреча.

2. Наличие в этом последовательном описании наречий, причастий, деепричастий, большое количество прилагательных.

Пример. ...И серый зайчик стал по-зимнему белоснежный, сливаясь со всем окружающим, покрытым снегом лесом...

3. Описание – картина, может быть кратким.

Пример. Прошла осень. Выпавший первый снег укрыл в парке опавшие листья, и деревянный зайчонок детской площадке приобрел белую шапочку.

4. Заимствование сюжета из какого-либо источника и его видоизменение.

Пример. Осенний день был сухой и солнечный. Листья были ярко рыжие, почти червонное золото, что играло на солнце в волосах девушки, которая шла по аллее от старого замка. Она собирала букет из кленовых листьев, некоторые вплетая в волосы. В этом году многие силы Ордена были брошены на поддержание погоды. Конечно, это могло привести к смещению равновесия и полному дисбалансу распределения магических потоков. Такие вещи издревне исправлялись с помощью жертвоприношений ящергу. Вот в этом то и состоянии раздумья девушки – ведь жертва – девушка знатного рода и чуть старше 20, обязательно рыжеволосая. Легкая печаль отражалась в ее глазах.

Внезапно в конце аллеи возник старец. Его борода и усы были белы как первый снег, в руке он держал обоюдоострый меч. Сердце девушки забилось так быстро, как бежит по осеннему лесу зайчонок от злобного волка…

Что характеризует правополушарное мышление.

1. Не простое описание, а размышления, мнения, выводы, оценки.

Пример. Современное общество никогда не задумывается о жизни. А ведь она не такая уж длинная, как кажется. С каждой минутой человек изменяется, совершенствуется, познает что-то новое. Встречаясь с жизненными проблемами, человек тренирует свою выдержку, способность себя показать в трудную минуту. Человек за свою жизнь проходит три этапа. Первую часть он тратит на разговоры с мертвыми – с книгами, уже на втором этапе жизни он разговаривает с живыми и показывает себя, ну а третий этап – это этап раздумий, осознания того, что он особенного совершил в своей жизни, то есть разговаривает сам с собой. И только тогда человек становится мудрецом, тем, кто может поделиться своим опытом с молодым поколением. Может помочь ему не совершить тех же ошибок, что когда-то могут ему доставить неприятности.

2. Ассоциативное мышление.

Пример. Закончилась осень. Все листья скрылись под покровом первого снега. Смотритель зоопарка Альберт Аристархович Шпак только в эту пору понял, как полезно бывает зимой менять окрас, как зайчонок. Ведь, как только выпал первый снег, на него было совершено покушение, от которого незаметность могла бы его спасти.

3. Собственное отношение к сюжету. Использование безличных предложений.

Пример 1. …И вот выпал первый снег. Я решил прогуляться по лесу. Шел я среди деревьев, занесенных снегом. Красиво. Тишина. Только снег хрустит под ногами… “Хорошо в лесу” – подумалось мне. Так я и гулял до вечера…

Пример 2. Осень. Город покрылся темной густой пеленой облаков. Пришла пора утеплять свой дом. Люди ходят по магазинам и закупают необходимые им вещи. Эта осень была одной из самых необычных за последние 3 года. Это время года удивляет меня все больше и больше из-за значительного сходства с зимой.

4. Схематичность описания .

Пример 1. Началась осень. Листья упали с деревьев. Выпал первый снег. Заяц поменял цвет шкуры.

Пример 2. Осенью, когда падают листья, зайчонок к первому снегу шубку с серой на белую. Эта шубка предназначена для защиты от хищных животных.

5. Фантазия. (+Рассуждения. Отношение к сюжету. Обобщения.)

Пример. Древние леса. Вы когда-нибудь в таких лесах (…. ). Странно, жутко, но самое удивительное, что создается ощущение сказки, волшебства. А почему? В лунном свете кажется, что деревья оживают. Столетние дубы, березы, липы, ели: все они движутся, переговариваются. А иногда можно увидеть как они танцуют. Волей-неволей поверишь в самих дриад, фавнов и других обитателей леса.

Давайте перенесемся на много, много лет назад, поверим в чудо и окажемся на огромной поляне, где дриады танцуют какой-нибудь танец, фавны играют на дудочках и губных гармошках. И вот как в сказке! Многие мечтают туда попасть. У каждого человека есть свой мир, куда иногда полезно зайти, чтобы выровнять свое духовное состояние.

Не знаю, как другие, но мне нравится путешествовать по страницам книг, стучаться в двери этих мирков,(….), участвовать в сражениях и других (….).

Для дальнейшей работы была разработана анкета, использующая очень забавные рисунки-друдлы, которые вызывают у учащихся положительные эмоции и способствуют развитию фантазии и образного мышления. Друдлы (Droodle) – это загадки-головоломки (см. Приложение 1). Рисунок, на основании которого невозможно точно сказать, что это такое. Изобретатель друдлов Роджер Прайс, комедийный писатель. Его книги Друдлы и Классические Друдлы были изданы в пятидесятых годах и в дальнейшем несколько раз переиздавались.

Сама анкета выглядит следующим образом (печатается на листе А4):

_____________________________________________________________________________

Фамилия, имя________________________________МЕСТО РИСУНКА (один из друдлов)

Задание:

Вам дан рисунок.

Дайте 5 различных названий того, что изображено. Единственного правильного ответа нет. Данный рисунок может быть всем, что Вы ему припишите. И не обязательно ответ должен быть реалистичным. Ему достаточно быть забавным, интересным и немного похожим на то, что изображено на рисунке.

1)
2)
3)
4)
5)

После этого выберите наиболее понравившийся вам вариант и напишите об этом небольшую историю в любом стиле, хотите в стихах, а хотите в прозе.

_____________________________________________________________________________

Данная анкета и написанный рассказ анализируется с помощью уже описанных выше критериев. Кроме того, анкетирование позволяет выявить возможные депрессивные и агрессивные состояния учащегося, что необходимо для выстраивания работы психолога и классного руководителя с учениками вновь набранных классов лицея.

Пример 1. Рассказ учащегося 9 Б класса:

Борт корабля, который находился в открытом море, захватил огромный осьминог. Он подкрался незаметно и залез на борт, зацепившись своими щупальцами за стены. Он безжалостно съел капитана, т.к. тот был ближе всех к нему. Люди в панике бегали по кораблю, некоторые прыгали с корабля, но в море плавали акулы и съедали людей. Конец.

Это пример левополушарного мышления. Также в этом рассказе мы видим тему агрессивности внешней среды и безысходности. С учащимся необходимо проводить дополнительное тестирование на выявление личностных характеристик или актуального состояния.

Пример 2. Рассказ учащегося с доминированием правополушарного мышления:

Жизнь одного человека.

Однажды один человек, который был очень толстый, лежал под одеялом и думал. Думал он о своей жизни. О том почему он запустил свое тело до такого состояния. Большой живот мешает ему жить, с ним ему трудно ходить, выбирать одежду.

- Почему я настолько ленив, что не могу сделать маленькое усилие, позаниматься в тренажерном зале, сесть на диету – думал он – ведь это облегчило бы ему жизнь.

Да, почему люди не делают таких усилий? Может потом, что им нету для кого и для чего это делать. Ему удобно в своем теле. Этот жир как защитная оболочка, которая защищает его от внешних стрессов и агрессий. У него нет стимулов для того чтобы изменить себя. Таким людям для улучшения своего здоровья и внешнего вида необходимо найти смысл в жизни, цель, ради которой они будут готовы на кардинальные перемены в своей жизни.

Пример 3. Еще один вариант рассказа учащегося с доминированием левополушарного мышления:

На фоне одинокого холма, видневшегося на горизонте, плыл, рассекая волны, английский фрегат. Корабль довольно долго находился в плавании и решил причалить к ближайшему порту. Стоял солнечный летний день, морской бриз трепал волосы капитану корабля. Он посмотрел в подзорную трубу и увидел остров. Этот остров был крошечным, но в самом его центре находилось очень красивое дерево. Возраст этого дерева был приблизительно несколько сот лет, и это только придавало ему колоритности. Оно было очень высокое, на ветки наверное уже давила тяжесть лет, поэтому они свисали. Остров так и притягивал к себе корабли своей таинственностью, возможно своей неизведанностью. Капитану корабля стало интересно, и он решил сбросить якорь недалеко от острова. Собрав небольшую команду из шести человек, они спустили шлюпку на воду и отправились к острову. Высадившись на остров, капитану показалось, что остров еще меньше, чем в подзорную трубу. Команда прямиком пошла к берегу…

Это вариант рассказа, опирающегося на словесно-логическое мышление, с красивым последовательным описанием, но если можно так сказать, описанием плоскостным, не выходящим на другие уровни рассмотрения и осмысления. Но рассказ позитивный, в отличие от первого примера, что говорит о позитивном настрое его автора.

Итак, что же мы делаем дальше, получив эту информацию об ученике еще при поступлении.

Во-первых, для себя мы выявляем тех учеников, у которых присутствует возможное агрессивное и депрессивное актуальное состояние для ранней профилактической работы с ними.

Во-вторых, доводим до сведения классных руководителей эти предварительные результаты для того, чтобы они тоже обратили внимание на возможные трудности адаптации и вхождения в новый коллектив у этих детей.

В-третьих, в первом приближении определяем процентное соотношение детей с право- и левополушарным мышлением для педагогов лицея с тем, чтобы в адаптационный период они выстраивали свои методы работы с учетом индивидуальных особенностей вновь набранных учеников. Позже, в октябре 2008 г. мы проверили учащихся вновь набранных классов тестовой методикой на доминирующее полушарие, и получилось, что у нас в лицее 44% учащихся с доминирующим правым полушарием, что достаточно много и должно обязательно учитываться при выборе методов обучения.

Таблица 2. Результаты тестирования учащихся вновь набранных классов.

Класс Кол-во уч-ся, принявш. уч. в тестир. Уч-ся с доминир.

ЛЕВЫМ полуш.,
(%)

Уч-ся с доминир. ПРАВЫМ полуш., (%) Интегрированный тип, %
8 А 24 62 25 13
8 Б 21 58 32 10
9 Б 18 33 67 -
9 В 19 32 53 16
10 В 18 39 33 28
10 И 14 50 43 7
  124 чел. 45% 44% 11%

В-четвертых, мы проводим разъяснительную работу с учителями, особенно по профильным предметам, какие существуют особенности обучения детей с доминирующим левым или правым полушарием.

Таблица 3. Особенности обучения правополушарных и левополушарных детей.

Предметы Правополушарные дети Левополушарные дети
Математика. Синтез.
Задания на время.
Работа в группе.
Формулировка теорем.
Оперирование пространственными связями.
Задания на картинках.
Геометрия (пространственное мышление).
Схемы, таблицы, карточки.
Анализ.
Временные задания.
Работа в одиночку.
Доказательство теорем.
Оперирование знаками на плоскости.
Задания в символах.
Алгебра (логическое последовательное мышление на плоскости).
Многократное повторение.
Естественные науки. Мозговые штурмы.
Предсказание результатов.
Творческие задания.
Выявление сходств.
Сопоставление фактов.
Выделение сути.
Выделение важнейших моментов.
Использование речевых и музыкальных ритмов.
Экскурсии, походы, путешествия.
Аналитическая работа.
Анализ результатов.
Логические задания.
Выявление различий.
Выделение деталей.
Создание категорий.
Обобщение.
Многократное повторение.
Алгоритмы.

В заключение хочу отметить, что апробация данной анкеты только началась. С нашей точки зрения анкета очень интересна как с точки зрения изучения доминирующего полушария, так и в качестве проективной методики, из которой можно извлечь достаточно много информации для работы школьного психолога. С накоплением статистических данных, наблюдений психологов, учителей и классных руководителей станет ясно, насколько точными являются данные, полученные с помощью разработанной в лицее анкеты.

Литература:

1. Сиротюк А.Л. Психофизиологические основы обучения школьников: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007 г.
2. Туманова З.А. Два восприятия родного языка (Независимое расследование). – М.: Издательство МГУКИ, 2000 г.
3. Туманова З.А. Юный мыслитель. – М.: Издательство МГУКИ, 2003 г.
4. Шапарь В.Б. Практическая психология. Проективные методики. – Изд. 2-ое – Ростов н/Д.: Феникс, 2007 г.