Цель: Выведение формулы площади прямоугольного треугольника.
Тип урока: Урок решения частной задачи и моделирования
Задачи урока:
1. Постановка учебной задачи и формирование понятия о способе нахождения площади прямоугольного треугольника;
2. Совершенствование знаний о многоугольниках, нахождении их периметра и площади треугольника.
3. Развитие логического мышления, речи, памяти, творчества учащихся.
4. Воспитание активной самостоятельности личности.
Методы:
1. Проблемно-поисковые.
2. Дедуктивные.
3. Подводящий диалог.
4. Практические.
5. Наглядные.
6. Моделирования.
7. Информационной поддержки.
8. Контроля и самоконтроля.
Формы обучения:
1. Коллективная.
2. Групповая.
3. Парная.
4. Индивидуальная.
К моменту проведения урока дети умеют находить периметры любых многоугольников и площадь прямоугольника.
Этапы урока |
Содержание урока |
Методические указания |
---|---|---|
1. Организацион ный момент |
-Здравствуйте, садитесь. -Урок математики начнем с минутки чистописания. -Прочитайте число. |
|
2. Минутка чистописания с элементами устного счета |
-Две тысячи шестьсот десять. -Запишите его в тетради, обращая на правильное написание цифр. Для чего нам необходимо умение правильно и красиво писать цифры в числе? -Что вы можете рассказать об этом числе? -На какие числа его можно разделить? -Это число оканчивается нулем, значит, его можно разделить на 10. Запишите результат деления под числом. Остальные результаты деления записывайте в столбик, обращая внимание на написание цифр. -это число четное, поэтому делится на два. -Делится на 5 т. к. число оканчивается нулем. Это число делится на 3, т. к. сумма цифр в записи числа делится на 3. -Его можно разделить на 9, т. к. сумма в записи числа равна 9, а 9 делится на 9. |
На доске записано число 2610 Один ученик на отвороте доски записывает результаты действия деления по признакам делимости. Остальные фиксируют в тетрадях, записывая их в столбик под данным числом. |
3. Этап рефлексивного контроля. Подведение к теме урока |
-А теперь образуйте и запишите новое наименьшее из возможных 4-х значное число, поменяв порядок цифр местами. -Давайте проверим результаты ваших вычислений. Просигнализируйте мне карточками о согласии или несогласии с результатами ученика, работавшего у доски. Как бы вы оценили его работу? -Поработайте в паре с числом 1026. Задайте друг другу вопросы. -А у меня к вам такой вопрос: чему может быть равна длина сторон прямоугольника с периметром 1026? 1026:2=513 а=500см в=13см а=400см в=113см и т. д. -Периметры, каких фигур мы умеем находить? Многоугольников -У каких из них формула нахождения периметра такая же как и у прямоугольника? -У прямоугольника и дельтоида. -Давайте повторим названия многоугольников и формулы нахождения их периметров. Для чего нам это нужно уметь? |
2006 10026 261 1305 522 870 290 Карточками +,- учащиеся сигнализируют о правильности вычислений. Оценивание в парах. |
Тест -В тетрадях вы должны записать букву, написанную на фигуре, о которой я буду говорить. 1. Равнобедренная трапеция (n). 2. Фигура, периметр которой вычисляется по формуле 2a+2b+c (л) 3. Параллелограмм с непрямыми углами (о) 4. Прямоугольник с равными сторонами (щ) 5. Фигура, формула нахождения периметра которой P=3a (a) 6. Дельтоид (д) 7. Фигура, формула периметра которой P=3a (ь) -Какое слово получилось |
На доске висят фигуры многоугольников с написанными на них буквами. Один ученик на отвороте доски. Самоконтроль. Оценивание ученика. |
|
Площадь. -Что такое площадь? -Это плоскость, ограниченная замкнутой линией. -Площадь, какой фигуры вы умеете находить? По какой формуле? |
На доске запись «Площадь» |
|
S=ab -Вычислите площадь лежащего у вас на столе прямоугольника, сделав необходимые измерения. В тетради записать решение. |
Записать на доске и в тетрадях. |
|
4. Постановка учебной задачи путем создания проблемной ситуации. Определение темы и постановка совместной цели деятельности. |
- А теперь вычислите площадь лежащего у вас на столе треугольника. - Мы не знаем, как находить площадь треугольника. Но мы сможем, нужно посмотреть способы. |
Взаимопроверка |
-Давайте сначала уточним, площадь какого именно треугольника будем находить. Сравните треугольник и прямоугольник. Что у них общего? Что совпадает? -Прямой угол. Обозначьте его на фигурах. |
Добавляется запись «Площадь ? треугольника» |
|
5. Работа над темой урока планирование, выведение формулы нахождения площади прямоугольного треугольника. |
-Как можно назвать треугольник, у которого один из углов прямой? -Прямоугольный треугольник. -Что еще совпадает у этих фигур? - Стороны, образующие прямой угол. |
|
В геометрии их называют катетами. Обведите на фигурах одинаковые стороны одним цветом. Напишите названия этих сторон. Запишите формулу нахождения площади. - А знаем ли мы эту формулу? -Нет -Значит, какая цель нашего урока? |
«Площадь прямоугольного треугольника» |
|
-Вывести формулу нахождения площади прямоугольного треугольника. -Давайте спланируем ход работы. -Сначала нужно найти способ, показать его на чертеже, а потом вывести буквенную формулу. -Какой способ вы предлагаете? Если S прямоугольника - это величина, измерим её меркой, площадью прямоугольного треугольника. Мерка помещается два раза. |
Цель урока |
|
-Запишите этот вывод. Выведите из этой формулы, чему равна площадь прямоугольного треугольника. Запишите. Замените в формуле букву, обозначающую площадь прямоугольника на произведение его сторон. Запишите. - Что обозначают буквы a и b в записи этой формулы. -Катеты. - Что такое катеты, повторите. -Катеты - это стороны в треугольнике, образующие прямой угол. -Формулу мы вывели. Сформулируйте способ нахождения площади прямоугольного треугольника. - Чтобы вычислить площадь прямоугольного треугольника, надо найти произведение его катетов и разделить на два. - Пользуясь этой формулой, вычислите площадь прямоугольного треугольника, который лежит у вас на столе. |
На доске и в тетради Sпр=2Sтр Sтр=Sпр:2 Sтр=ab:2 |
|
-12*b:2 =36см2 Проверьте ответы в парах. У кого они совпали, покажите знак. |
Записывают в тетрадях Взаимопроверка |
|
6. Физкультминутка |
1. Игра «Стрелочка» Дети встают, вытягивают и смыкают кисти рук, изображая стрелочку. По заданию учителя показывают ею фигуры. -покажите ромб, прямоугольник, дельтоид, ит. д. 2. Не поворачивая головы, обведите границу доски по часовой стрелке, против часовой стрелки. |
|
7. Первичное закрепление |
-Для чего нужно умение находить площадь прямоугольного треугольника? Как это может пригодиться в жизни? -Вычислить площадь клумбы, пола, огорода, стены ит. п. А может быть, нужна для выведения формулы нахождения площади других фигур. |
|
- А теперь поупражняемся. Откройте стр. 33 № 44 Дети измеряли у каждого треугольника стороны для того, чтобы вычислить его площадь. Почему они измерили только две стороны? |
Работа в учебниках Э. И. Александровой |
|
- Для вычисления площади прямоугольного треугольника необходимо знать длину катетов. -Что такое катеты? -Это стороны, образующие прямой угол. -У каких треугольников, верно определены стороны? -У треугольников 2,4. -Это правильно. У треугольников 1,3,5 дети определили не ту сторону. -Почему вы так считаете? Нужно измерить длину катетов, а катеты - это стороны, образующие прямой угол. |
Фронтальная работа |
|
8. Закрепление. Составление и решение задачи. |
-Составьте в группах задачу нахождения площади зеленой фигуры, связанную с жизнью. Дети придумывают задачи, по чертежу данному на доске; решают у доски и в тетради. - У кого возникли вопросы? В задаче есть лишнее, данное. Это длина гипотенузы, т. к. для нахождения площади прямоугольного треугольника нужны лишь длины катетов. -Кто согласен? + -Не согласен? – |
Работа в группах. На доске рисунок прямоугольника с начерченным внутри него прямоугольным треугольником, с данными длинами сторон |
9. Контроль и оценка найденного способа действий правильности формулы. |
-Оцените себя на «волшебных линеечках». (Критерии: 1. понимаю,2. выполняю правильно) Какой способ действия вы для себя нашли? -Вывели формулу нахождения площади прямоугольного треугольника. -Сформулируйте способ действия по ней -Измерить катеты и разделить их произведение на 2. -Как вы думаете, подходит ли этот способ для нахождения площади других треугольников? Попробуйте применить эту формулу для нахождения площади других треугольников при выполнении домашнего задания. -Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке завтра? -Искать способы нахождения площади других непрямоугольных треугольников. Открывать новые секреты. Можно написать проверочную работу. -Спасибо за работу. Урок окончен |
|