Урок математики в 4-м классе по теме "Нахождение площади прямоугольного треугольника"

Разделы: Начальная школа


Цель: Выведение формулы площади прямоугольного треугольника.

Тип урока: Урок решения частной задачи и моделирования

Задачи урока:

1. Постановка учебной задачи и формирование понятия о способе нахождения площади прямоугольного треугольника;

2. Совершенствование знаний о многоугольниках, нахождении их периметра и площади треугольника.

3. Развитие логического мышления, речи, памяти, творчества учащихся.

4. Воспитание активной самостоятельности личности.

Методы:

1. Проблемно-поисковые.

2. Дедуктивные.

3. Подводящий диалог.

4. Практические.

5. Наглядные.

6. Моделирования.

7. Информационной поддержки.

8. Контроля и самоконтроля.

Формы обучения:

1. Коллективная.

2. Групповая.

3. Парная.

4. Индивидуальная.

К моменту проведения урока дети умеют находить периметры любых многоугольников и площадь прямоугольника.

Этапы урока

Содержание урока

Методические указания

1. Организацион ный момент

-Здравствуйте, садитесь.

-Урок математики начнем с минутки чистописания.

-Прочитайте число.

 

2. Минутка чистописания с элементами устного счета

-Две тысячи шестьсот десять.

-Запишите его в тетради, обращая на правильное написание цифр. Для чего нам необходимо умение правильно и красиво писать цифры в числе?

-Что вы можете рассказать об этом числе?

-На какие числа его можно разделить?

-Это число оканчивается нулем, значит, его можно разделить на 10.

Запишите результат деления под числом.

Остальные результаты деления записывайте в столбик, обращая внимание на написание цифр.

-это число четное, поэтому делится на два.

-Делится на 5 т. к. число оканчивается нулем.

Это число делится на 3, т. к. сумма цифр в записи числа делится на 3.

-Его можно разделить на 9, т. к. сумма в записи числа равна 9, а 9 делится на 9.

На доске записано число

2610

Один ученик на отвороте доски записывает результаты действия деления по признакам делимости. Остальные  фиксируют в тетрадях, записывая их в столбик под данным числом.

3. Этап рефлексивного контроля. Подведение к теме урока

-А теперь образуйте и запишите новое наименьшее из возможных 4-х значное число, поменяв порядок  цифр местами.

-Давайте проверим результаты ваших вычислений. Просигнализируйте мне карточками о согласии или несогласии с результатами ученика, работавшего у доски. Как бы вы оценили  его работу?

-Поработайте в паре с числом 1026. Задайте друг другу вопросы.

-А у меня к вам такой вопрос: чему может быть равна длина сторон прямоугольника с периметром 1026?

1026:2=513

а=500см  в=13см  а=400см  в=113см и т. д.

-Периметры, каких фигур мы умеем находить? Многоугольников

-У каких из них формула нахождения периметра такая же как и у прямоугольника?

-У прямоугольника и дельтоида.

-Давайте повторим названия многоугольников и формулы нахождения их периметров. Для чего нам это нужно уметь?

2006      10026

261

1305

522

870

290

Карточками +,- учащиеся сигнализируют о правильности вычислений.

Оценивание в парах.

Тест

-В тетрадях вы должны записать букву, написанную на фигуре, о которой я буду говорить.

1. Равнобедренная трапеция (n).

2. Фигура, периметр которой вычисляется по формуле 2a+2b+c (л)

3. Параллелограмм с непрямыми углами (о)

4. Прямоугольник с равными сторонами (щ)

5. Фигура, формула нахождения периметра которой P=3a (a)

6. Дельтоид (д)

7. Фигура, формула периметра которой P=3a (ь)

-Какое слово получилось

На доске висят фигуры многоугольников с написанными на них буквами.

Один ученик на отвороте доски.

Самоконтроль.

Оценивание ученика.

Площадь.

-Что такое площадь?

-Это плоскость, ограниченная замкнутой линией.

-Площадь, какой фигуры вы умеете находить? По какой формуле?

На доске запись «Площадь»

S=ab

-Вычислите площадь лежащего у вас на столе прямоугольника, сделав необходимые измерения.

В тетради записать решение.

Записать на доске и в тетрадях.

4. Постановка учебной задачи путем создания проблемной ситуации. Определение темы и постановка совместной цели деятельности.

- А теперь вычислите площадь лежащего у вас на столе треугольника.

- Мы не знаем, как находить площадь треугольника. Но мы сможем, нужно посмотреть способы.

Взаимопроверка

-Давайте сначала уточним, площадь какого именно треугольника будем находить. Сравните треугольник и прямоугольник. Что у них общего? Что совпадает?

-Прямой угол.

Обозначьте его на фигурах.

Добавляется запись «Площадь ? треугольника»

5. Работа над темой урока планирование, выведение формулы нахождения площади прямоугольного треугольника.

-Как можно назвать треугольник, у которого один из углов прямой?

-Прямоугольный треугольник.

-Что еще совпадает у этих фигур?

- Стороны, образующие прямой угол.

 

В геометрии их называют катетами. Обведите на фигурах одинаковые стороны одним цветом. Напишите названия этих сторон. Запишите формулу нахождения площади.

- А знаем ли мы эту формулу?

-Нет

-Значит, какая цель нашего урока?

«Площадь прямоугольного треугольника»

-Вывести формулу нахождения площади прямоугольного треугольника.

-Давайте спланируем ход работы.

-Сначала нужно найти способ, показать его на чертеже, а потом вывести буквенную формулу.

-Какой способ вы предлагаете?

Если S прямоугольника - это величина, измерим её меркой, площадью прямоугольного треугольника. Мерка помещается два раза.

Цель урока

-Запишите этот вывод. Выведите из этой формулы, чему равна площадь прямоугольного треугольника. Запишите. Замените в формуле букву, обозначающую площадь прямоугольника на произведение его сторон. Запишите.

- Что обозначают буквы a и b в записи этой формулы.

-Катеты.

- Что такое катеты, повторите.

-Катеты - это стороны в треугольнике, образующие прямой угол.

-Формулу мы вывели.

Сформулируйте способ нахождения площади прямоугольного треугольника.

- Чтобы вычислить площадь прямоугольного треугольника, надо найти произведение его катетов и разделить на два.

- Пользуясь этой формулой, вычислите площадь прямоугольного треугольника, который лежит у вас на столе.

На доске и в тетради

Sпр=2Sтр

Sтр=Sпр:2

Sтр=ab:2

-12*b:2 =36см2

Проверьте ответы в парах. У кого они совпали, покажите знак.

Записывают в тетрадях

Взаимопроверка

6. Физкультминутка

1. Игра «Стрелочка»

Дети встают, вытягивают и смыкают кисти рук, изображая стрелочку. По заданию учителя показывают ею  фигуры.

-покажите ромб, прямоугольник, дельтоид, ит. д.

2. Не поворачивая головы, обведите границу доски по часовой стрелке, против часовой стрелки.

 

7. Первичное закрепление

-Для чего нужно умение находить площадь прямоугольного треугольника? Как это может пригодиться в жизни?

-Вычислить площадь клумбы, пола, огорода, стены ит. п. А может быть, нужна для выведения формулы нахождения площади других фигур.

 

- А теперь поупражняемся. Откройте стр. 33 № 44

Дети измеряли у каждого треугольника стороны для того, чтобы вычислить его площадь. Почему они измерили только две стороны?

Работа в учебниках Э. И. Александровой

- Для вычисления площади  прямоугольного треугольника необходимо знать длину катетов.

-Что такое катеты?

-Это стороны, образующие прямой угол.

-У каких треугольников, верно определены стороны?

-У треугольников 2,4.

-Это правильно. У треугольников 1,3,5 дети определили не ту сторону.

-Почему вы так считаете?

Нужно измерить длину катетов, а катеты - это стороны, образующие прямой угол.

Фронтальная работа

8. Закрепление. Составление и решение задачи.

-Составьте в группах задачу нахождения площади зеленой фигуры, связанную с жизнью.

Дети придумывают задачи, по чертежу данному на доске; решают у доски и в тетради.

- У кого возникли вопросы?

В задаче есть лишнее, данное. Это длина гипотенузы, т. к. для нахождения площади прямоугольного треугольника нужны лишь длины катетов.

-Кто согласен? +

-Не согласен? –

Работа в группах.

На доске рисунок прямоугольника с начерченным внутри него прямоугольным треугольником, с данными длинами сторон

9. Контроль и оценка найденного способа действий правильности формулы.

-Оцените себя на «волшебных линеечках». (Критерии: 1. понимаю,2. выполняю правильно)

Какой способ действия вы для себя нашли?

-Вывели формулу нахождения площади прямоугольного треугольника.

-Сформулируйте способ действия по ней

-Измерить катеты и разделить их произведение на 2.

-Как вы думаете, подходит ли этот способ для нахождения площади других треугольников? Попробуйте применить эту формулу для нахождения  площади других треугольников при выполнении домашнего задания.

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке завтра?

-Искать способы нахождения площади других непрямоугольных треугольников. Открывать новые секреты. Можно написать проверочную работу.

-Спасибо за работу. Урок окончен