Цели:
- Учебная: формирование установки на осознанный выбор профессии, через объяснение учащимся, какие факторы влияют на выбор профессии.
- Развивающая: развивать мотивы образовательной деятельности (Для нас учеба – главный труд), индивидуальных и творческих способностей каждого ребенка.
- Воспитательная: воспитывать коммуникативные умения: слушать и слышать, работать в команде, сотрудничать, сопереживать другому
Форма проведения: игра-сказка.
Подготовительная работа
- Интервью о профессии своих родителей. Вопросы:
- Почему ты выбрал(а) эту профессию?
- Где и как долго ты учился(лась)?
- Что самое трудное, легкое, привлекательное в твоей профессии?
- Что необходимо знать и уметь, чтобы быть хорошим специалистом твоей профессии?
- Какие книги, инструменты, одежда и другие вещи необходимы тебе в работе каждый день?
- Рисунок «Дерево семейных профессий» (нарисовать дерево, каждая ветвь которого – какая-либо профессия: обратить внимание на династии)
- Чтение и обсуждение сказки «Секрет ювелира» (кн. «Секреты мастерства» АМРИТА – Русь М. 2005 с.347-350)
Вывод: Любой труд надо выполнять с душой. - Оборудование:
- Кроссворд «Труд» См. приложение №2
- Дерево семейных профессий – рисунки
- Сочинения-интервью
- Пословицы о труде: Человек трудом велик. Кто любит труд, того люди чтут. Для нас учеба – самый главный труд. Землю солнце красит, а человека труд.
- Вопросы: Как узнать, какую профессию выбрать? Что нужно учитывать при выборе профессии?
- Аншлаги: интерес, склонности, призвание, способности
- Карточки-задания (по количеству групп): См. приложение №1
Кинечу – ученик, Ретсам – мастер, Ы*бюлодурт – трудолюбы, Ирыдол – лодыри, Тирыдол – лодырит - Рецепт (для применения труда) См. приложение №5
Сценарий
Учитель: Я знаю, что вам хочется скорее вырасти, стать сильными, умными и трудиться наравне с взрослыми. Каждый человек с детства мечтает о том, кем он станет: учителем, врачом, продавцом, космонавтом…Часто детские мечты ведут человека по всей жизни, и вы, окончив школу, сможете воплотить свои мечты в жизнь.
- Как же все-таки узнать, какую профессию выбрать?
Ведь, существуют тысячи разных профессий и специальностей, и найти для себя работу по душе довольно сложно.
- Что же нужно учитывать при выборе профессий?
Ответы детей: (интерес, склонности = призвание, способности)
Учитель: Сегодня мы еще раз поговорим о профессиях, о труде и сделаем вывод: Какой труд является для вас главным.
(Вдруг раздается гул, шум, рев, грохот…) Появляются 2 инопланетянина, озираются. На головах у них шапочки со словами: Ретсам и Кинечу)
Учитель: Кто вы?
Ретсам: Я – Ретсам.
Кинечу: А я – Кинечу.
Ретсам и Кинечу: Куда мы попали?
Ученики: Это школа № 106, а мы ученики 3«А» класса.
Учитель: (обращается к инопланетянам): Расскажите, что с вами случилось? Откуда вы?
Ретсам: Дело в том, что мы жители планеты «Ы*БЮЛОДУРТ». Когда-то наша чудесная планета процветала: у нас текли молочные реки у кисельных берегов, были златые горы и изумрудные моря. Все люди наше планеты жили счастливо и беззаботно.
Кинечу: Но однажды, всё изменилось. Все жители, от мала до велика заболели страшной болезнью: ТИРЫДОЛ. Люди не могли пошевелиться, забыли всё: как приготовить еду, сшить одежду, как управлять техникой, как лечиться, как учиться. Мы забыли, как нас зовут. Долгое время мы только лежали и стонали. Всё на планете разрушилось, погибло.
Ретсам: Прознали про это наши соседи с планеты «ИРЫДОЛ», обрадовались, что наша планета стала превращаться в болото, трясину. И совсем было бы нам худо, если бы не чудо. Великий маг-волшебник, которого не коснулся вирус «ТИРЫДОЛ», нашел волшебную «Книгу времён».
Там написано: «Летите на планету ЗЕМЛЯ, найдите город Железногорск, школу № 106, 3«А» класс. Ребята вас вылечат и помогут всё вспомнить. Там вы вернете себе память, знания, имена».
Ретсам и Кинечу: Так мы туда попали?
Дети: Да!
Ретсам и Кинечу: Помогите нам, пожалуйста!
Учитель: Вы как раз вовремя прибыли к нам. Мы вам поможем, вылечим.
(У детей карточки с заданием №1) См. приложение №1
- Ребята, вы догадались, какой вирус на планете наших гостей?
- Какая команда готова дать ответ: Как зовут инопланетянина поземному?
Ответ: (Вирус: лодырит. Планеты: Трудолюбы, Лодыри. Имена гостей: Мастер, Ученик)
Лексическое значение слов МАСТЕР, УЧЕНИК:
Мастер
- специалист, достигший высокого искусства в своем деле
- человек, который умеет хорошо, ловко делать что –н., мастак
Ученик
- человек, который учится чему-н. у кого-н.
- учащийся средней школы
Ретсам и Кинечу: А какое лекарство?
Учитель: Какое слово зашифровано? Ответ: (Труд)
Задание №2 Кроссворд «Труд» Отгадайте загадки.
- В столярной мастерской стучу я день-деньской. (молоток)
- Замечательный дружище,
Деревянная ручища,
Да железный обушок,
Закаленный гребешок.
Он у плотника в почете – каждый день с ним на работе. (топор) - На деревянной речке,
Плывёт кораблик новый.
Свивается в колёсики
Дымок его сосновый. (рубанок) - Везде суёт свой нос витой.
Дыру проткнёт в стене.
Чтобы узнать, а что на той,
Обратной стороне. (дрель)
Ответ: Труд См. приложение №2
Ретсам и Кинечу: - Спасибо, ребята. Теперь мы знаем лекарство от лодырита – это труд! А что такое труд?
Дети: (дело, деятельность, работа, занятие, усилие, профессия)
Ретсам и Кинечу: Профессия!?
Учитель: Давайте, ребята, вспомним, какие профессии вы знаете?
Стихотворение «Путаница о профессиях»
- Как-то собрались ребята
Во дворе у нас гурьбой.
«Санитар, - спросила Ната-
Это кто ещё такой?» - «А связист? – спросил Сережа,-
Слесарь - кто?» - не знаю тоже…
Кинечу: |
|
|
Ретсам: |
1.Погодите-ка, друзья! |
|
|
2.Вспомнили! |
3. Всё! Хватит! Всё вы перепутали!
Не растут на грядке астры,
Слесарь с лесом не знаком,
И горняк не ходит в горы
С тяжеленным рюкзаком.
Учитель: Ребята! В чем тут дело? Что перепутали наши гости? Помогите поскорей разобраться, что к чему?
Задание № 3 (дети объясняют, что обозначает профессия): Соедини стрелочками нужную профессию (См. приложение №3)
(Подводятся итоги, какая группа выполнила задание правильно).
Ретсам и Кинечу: Ребята, а что нужно учитывать при выборе профессии?
(Ответы детей)
Учитель: Послушайте стихотворение Р. Сефа «Странное дело». О чем оно?
Странное дело, |
|
|
Странное дело, |
Учитель: Так о чем это стихотворение? (в любую работу нужно вкладывать душу, т.е. делать приятно себе и людям)
- А где-то ещё мы читали об этом? (см. «Секреты ювелира»)
Ретсам и Кинечу: Откуда, ребята, вы всё знаете?
Учитель, ученики: Нам помогли родители. (Зачитываются лучшие интервью. «Дерево профессий» иллюстрирует наличие династий).
- Как называют профессию человека, который берет интервью? (корреспондент, журналист)
- Какие качества характера нужно иметь, чтобы стать хорошим журналистом? специалистом? (умение общаться с людьми, доброта; разбираться в людях; работать с душой)
- А что такое династия? (Династия – труженики, передающие из поколения к поколению мастерство, трудовые традиции)
(данные: медицинские работники – 7, военные – 3, рабочих – 8, учителей – 5, инженеры – 5)
Учитель: Хочу напомнить, что все профессии нужны. Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники. Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела о выборе профессии нужно задумываться еще в школе и по, возможности готовиться к этой профессии. (выступление детей на музыкальных инструментах).
Ретсам и Кинечу: А какой основной труд у детей?
Учитель: Это вы узнаете, посмотрев сценку «Твоя работа» С.Баруздина. (См. приложение №4)
Обобщение: Заканчивается третья четверть. Вот наши успехи:
В классе _ отличника, _ ударников.
Учитель: Чтобы вы не забыли и смогли вылечить ваших друзей, мы дадим вам рецепт.
Задание № 4 Создать рецепт. (дети выполняют задание на бланке) См. приложение №5
Обобщение: Дети зачитывают готовый рецепт и читают стихотворение «Твоё призвание»
Строитель нам построит дом, И мы в нем дружно заживем. Костюм нарядный, выходной Искусно нам сошьет портной. Даст книги нам библиотекарь, Хлеб испечет в пекарне пекарь. |
|
|
Учитель выучит всему – |
Ретсам и Кинечу: -Спасибо за науку. Желаем вам успехов в учебе, в вашем нелегком труде. И в память о себе дарим вам вот эти волшебные ручки. (дарят каждому ученику ручки). – До свидания!
Учитель: - До свидания! И помните, что славу человеку создает труд!
Список литературы
- «Путаница о профессиях», выпуск №2 Агафонов В.В., Соболева О.Л., «Малыш», Ростов-на Дону, 1994;
- «Секреты мастерства. 62 урока о профессиях и мастерах» А.Лопатина, М. Скребцова ,«Амрита-Русь»-332с., Москва, 2005г., 352с.;
- «600 творческих игр для больших и маленьких» А.Лопатина, М. Скребцова ,«Амрита-Русь»-, Москва, 2005г., 320с.