Тип урока: дидактическая игра
Задачи:
- Образовательная: решение речевых задач через повторение орфограмм (жи-ши, заглавная буква в Ф.И.О. людей, ударение, слогоделение)
- Развивающая: развитие фонематического слуха, орфографической зоркости у детей
- Воспитательная: воспитание стремления быть добрым, честным, ответственным за свои поступки
Оборудование: презентация, картинки, компьютер, экран, проектор, аншлаги.
Ход урока
- Организационное начало:
(Создание эмоционального настроя)
Учитель: Хочу поделиться одной мыслью: Я рада, что у меня такие умные, добрые первоклассники. Рада, что гости сегодня пришли к нам. Поприветствуем гостей…
Дети: - Доброе утро!
- Актуализация знаний:
Учитель: У нас на уроке СКАЗКА. …- Прочитайте её название
Дети читают: “Сказка про ошибку”. Слайд № 1
Учитель: Что вы знаете о сказках?
(Дети отвечают, что сказка – это жанр Устного Народного Творчества, в сказках есть волшебство и т.д.)
Учитель обобщает: “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”, какой-то жизненный урок мы сегодня должны получить. Придумайте начало сказки.
Дети сами пробуют придумать начало сказки (Жили- были…)
Учитель: Спасибо, у вас хорошо получилось. Потом учитель на доске пишет первое предложение “Жила-была королева лжи”. Слайд №2
Дети читают с доски: “Жила-была королева лжи”.
Учитель. (Написав, сразу закрывает предложение и проверяет, кто успел прочитать): Потом пишет второе предложение, но не закрывает его. Нужно по схеме придумать последнее слово. Слайд № 3
У неё не было
Учитель: Кого у неё не было? (телевизора, совести, детей)
Слайд № 4. Дети подбирают, печатают в тетрадях по чтению слово де - тей, объясняя свой выбор.
Учитель: Какие знания вы использовали, чтобы решить эту речевую задачу?
Дети: деление слов на слоги, ударение
Учитель: И решила Королева Лжи украсть девочку и мальчика. Нашла себе таких детей, которые не всегда говорили правду, и унесла их в своё королевство лжи. А чтобы детей не могли найти, сделала их имена неузнаваемыми. Слайд № 5.
- Постановка и решение учебной задачи
Учитель: Вот их имена: АШЁЛА АШЮДАН. Как зовут детей? Слайд № 5.
Дети отвечают: (Алёша, Надюша).
Учитель: Дети пропали. Чтобы их найти, надо вписать в стихотворение их имена и другие слова без ошибок. Слайд № 7.
(Не подсказывать!!! Не помогать!!! Но не говорить, кто именно из учеников ошибся и “навредил” пропавшим детям! Устно помочь правильно найти рифму.)
Дети работают в тетрадях:
Я напишу стишок красиво и без ош_бок:
Мама сш_ла брюки-клёш_
Для __________________ и ____________!
Учитель (проверяет): Какие знания вы применили, чтобы восстановить стишок?
Учитель: А знаете ли вы, что Королеве Лжи служит … (дети читают)…служанка Ошибка. (Слайд № 8). Она-то и помешала нам сейчас правильно, без ошибок написать имена детей. Кое- кто забыл про заглавную букву.
(Идет коллективная работа по исправлению ошибок)
Учитель: Раз мы не спасли Алёшу и Надюшу сразу, надо нам идти в замок лжи – освобождать детей. Согласны? Слайд № 9.
- Физпауза (музыка) Слайд № 9
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой.
Куда по белу свету
Отправиться с утра?
Как путь ни был бы долог,
Иди прямой дорогой,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
- Воспроизведение и творческое преобразование имеющихся знаний
Учитель: Но в этом замке злая Ошибка всюду расставила “ловушки”.
Мы вошли в замок. Служанка просит нас присесть. Вот диваны и кресла. Выбирайте, куда сесть. Но будьте аккуратны: где-то “ловушки” и ошибки в записях слов КРЕСЛО и ДИВАН. Можно провалиться. - Выберите кресло и диван, на которые можно безопасно садиться. Объясните ваш выбор.
Дети (3 человека работают у доски). Ответ. Слайды № 10-11
Учитель обобщает: Какие знания применили? Служанка Ошибка принесла гостям угощение: на подносе - пять стаканов. Слайд № 12.
(Пригласить к доске пять учеников, каждому предложив стакан. Ученик должен отказаться, указав на ошибку.)
Учитель: Какой стакан следует вернуть? Почему?
Дети объясняют: Если выпить из неправильного стакана, то можно отравиться. Слайд №13
Учитель: А вот и автомат с напитками. Нажимай кнопку – и он нальёт питьё. (Учитель вызывает детей, предлагает им нажимать сначала на первую кнопку, потом - на вторую. Ребенок должен сказать, что из этого крана нальется и не отравлено ли питье. Последние два напитка надо “расколдовать”, верно, разделив на слоги и поставив ударение в словах.) Слайды № 14-15
Ответ: правильно разделено на слоги
и поставлено ударение только в слове МОЛОКО
|
Учитель обобщает: Какие знания понадобились?
Учитель: Королева лжи каждому гостю делает подарок. Если ты хочешь, чтобы обещания лживой королевы сбылись, исправь ошибку. Слайд №16
(Раздать детям записки от королевы, которые дети сначала читают про себя, исправляют ошибки, потом читают вслух классу.) Какой подарок Королевы вы оставили себе?
Дети отвечают: (Слайд № 17). Мир война дружба брат стужа ложь правда кривда жадность ласка труд лень
Учитель: Почему вы выбрали эти слова?
- Сами мы спаслись от всех опасностей. Но надо спасти детей. Вход в их комнату охраняют три собаки. Слайд № 18
- По надписям на ошейниках надо определить, нет ли среди злых лживых собак, хорошей, доброй, которая нас пропустит.
В каком случае слово СОБАКА написано верно? (Дети выбирают правильный ответ).
Учитель: Мы пробрались в детскую. Алеша и Надя лежат на кроватках и не двигаются. На столике - живая и мертвая вода. Надо их побрызгать живой водой… Слайд № 19.
(Дети определяют, где находится живая вода). Слайд № 20
Учитель: (Слайд № 21) Дети ожили, вскочили, расцеловали нас и попросили о последней помощи: “Мы все сможем покинуть замок лжи, если докажем королеве лжи и её служанке Ошибке, что прекрасно без них проживем. А для этого каждый должен дописать без единой ошибки предложение : Слайд № 22
“Я прож_ву без лж_ и без ош_бок”.
Дети вписывают буквы, ставят в конце предложения восклицательный знак, подписываются под этим обещанием (кто может, пишет имя и фамилию, кому трудно - только имя).
- Рефлексия (обобщение) Слайд № 23
Учитель:
Сказка ложь, да в ней намек
Добрым молодцам урок!
-Что мы сегодня победили? Какой урок извлекли?
Список используемой литературы
- Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 318 с. – ISBN 5-09-004824-X
- Бугрименко. Обучение чтению по системе Эльконина - Давыдова. Просвещение. – 03 г.
- Учимся общаться с ребенком: Руководство…/В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Г.А. Цукерман и др. – М.: Просвещение, 1993. – 191 с.
- Волина В.В. – М.: Знание, 1995. -336 с.