Урок в 9-м классе по теме "Право на образование"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • познакомить учащихся с документами о праве на образование;
  • научить реализовывать свои права в повседневной жизни,
  • отстаивать свои права;
  • развивать творческие способности учащихся.

Ход урока

I. Учебная мотивация

1. Вступительное слово учителя

У каждого человека со школой связан самый   счастливый период его жизни – детство. Каждый человек должен помнить то, место , где прошли его самые лучшие годы . Даже когда уходишь из стен школы, ведь не забываешь о своих школьных друзьях, об учителях, о парте за которой ты сидел столько лет .У каждого о школе сложилось  свои представления. Эти мнения могут быть разными: хорошими и плохими,  радостными и грустными.

2 сентября 1974 года в селе открылась средняя школа в новом двухэтажном, просторном здании.

Всего из Михайловской школы выпустилось  с1973 по 2008г --  439 человек.

В нашей школе учился Скрылев А.К. (Герой Советского Союза Ужурского района), Казанкеев И.М. (Воин-интернационалист, погиб в Афганистане.)

Многие  наши выпускники  известны всем . Это Витковский С.В, Зиборов А.М., Заика А.Л., Речков Н.А., Новиков А.М., Агапова (Глотова) И.В. и др.

Только 8 выпускников работают в своей школе (Скок Н.И., Ишуткин М.А., Пяткина Л.Н., Малышенко Е.А., Трофимова И.Л., Новиков Ю.М., Лямцева А.И., Вишнев И.Г.)

 За последние  годы с серебряными медалями школу окончили 5 человека.

2003 год – Пинисова Елена Борисовна; Косова Ольга Николаевна.

2004 год – Зиборов Алексей Юрьевич.

2006 год – Познахорева Анна Сергеевна.

2007год – Жукова Снежана Геннадьевна.

Сейчас школу возглавляет Боркевич Светлана Егоровна , специалист своего дела, преподаватель физической культуры.

В этом году школа стала основной..

Михайловская основная школа является ОУ, реализующим образовательные программы дошкольного, начального, основного образования.

Ученический коллектив школы– 82 человека. Всего комплектов классов – 9.Занятия организованы  в I смену. Режим работы школы – шестидневная учебная неделя;

Педагогический коллектив - 24 учителя.

Имеет звание «Отличник народного просвещения»  - 1 человек

Высшая категория – 1 человек

Первой категории – 14 человек

Второй категории – 6 человек

Высшее образование – 13 человек

Второе высшее – 1 человек

Незаконченное высшее образование  - 3 человека

Средне-специальное – 6 человек

50%  учителей  имеют домашние компьютеры.

В школе имеются

Двенадцать учебных кабинетов, включая кабинет информатики. Школа оснащена 8-ю компьютерами, сканером, принтером, аудио-видео техникой различных модификаций. В связи с будущей специализацией школы и внедрением новых информационных технологий выделена линия связи Интернет. Работает электронная почта.    

Наша  школа совместно  с преподавателями Красноярского Государственного аграрного университета  является  организатором  создания  летнего районного  образовательно-оздоровительного лагеря:  «Школа малого бизнеса» 

* Команда  школы -  победитель  творческого  проекта  мини – агрокомплекса  в  Краевой  Агрошколе (г.  Зеленогороск).

Михайловская школа принимала участие 

  • в краевых конференциях «Наука и молодежь ХХI века» (2005 г.), «Наука и молодежь Красноярья: диалог, мысль, поиск» (2006 г.).
  • Творческая  группа  школьников  участвовала  в  краевом  проекте  по  изучению  памятников  природы  и  культуры  в  Новоселовском и Ужурском  районах (с 2004-2006гг)
  • В районных конференциях «Молодежь и наука. Будущее рождается сегодня» (2004,2005),  «Интеллект  будущего. От  познания  к  познанию». (2005 – 2006). В районных научных чтениях «Сибирь: новые решения старых проблем» (2007 г.).
  • Участие в конкурсе проектов классных руководителей по проблемам воспитания; создание и защита проекта на уровне района «Гармония интерьера, природы и человека».
  • Михайловская школа - участник «Школы года 2004,2005 гг.»,  участник краевого конкурса «Программа развития школы» 2007гг, районного конкурса «Учитель года- 2003,2004,2005» , краевого конкурса « Лучший учитель» 2007, 2008гг.
  • Лучшие  краеведы  в  течение  3-х лет работали  в  районной  поисково – краеведческой  экспедиции «Журавушка»
  • Инициативная  группа  старшеклассников  прошла  обучение  в  школе  «Социальное  проектирование».  (Учум)
  • Лингвистическая  школа (г. Ужур)

Спортивные победы :

  • Ученики нашей школы являются победителями краевых, зональных и районных соревнований по волейболу.
  • Имеют разряды (I-й взрослый). 2 человека – кандидаты в мастера спорта по волейболу.
  • Победители районных соревнований по лыжной подготовке.
  • Победители краевых, районных шахматно-шашечных турниров. 2 человека – кандидаты в мастера спорта по шашкам.

Школа живет своей активной  жизнью и не останавливается на достигнутом.

2. Просмотр  видеофильма о школьной жизни  в Михайловской школе

(линейки и праздники 1 сентября, последнего звонка, выпускного бала)

3. Знакомство с записями выпускников из школьных сочинений

«Школа оставила неизгладимый след в моей жизни. Она - второй дом ».

«Школа  сделала меня такой, какая я теперь. Здесь я научилась  творить».

«Школа дала мне возможность ощутить всю прелесть школьной жизни.».

 «Учителя – творческие люди. Я понял, что они отдают частичку своего тепла. Они просто класс!»

«Наша школа – супер, самая лучшая в нашем Ужурском районе!»

Вопросы:

– Каково отношение наших  выпускников к Михайловской школе?

Обобщая ответы учащихся, учитель подчеркивает, с какой любовью, теплотой, уважением выпускники отзываются о своей школе и как это хорошо.

Учитель. Но когда вы учитесь, бывает, что вы устаете от  уроков. Представьте, что  запретили вам ходить в школу, говоря, что вам тяжело учиться. Ваши рассуждения ? Для чего вы ходите в школу? (Ответы: дети ходят в школу, чтобы получить знания, пообщаться с друзьями, учителями, участвовать в школьной жизни. )

4. Постановка проблемы.

Вопросы для обсуждения:

– Для чего человеку нужно право на образование?

– Как дети могут реализовать свое право на образование?

– Какой должна быть современная школа?

II. Изучение основной проблемы

1) Для чего человеку нужно право на образование?

Учитель предлагает школьникам о б с у д и т ь   в о п р о с:

– Для чего человеку нужно образование, получаемое в школе? (ответы: поступить в институт, получить хорошую профессию, всесторонне развиваться, обеспечить себя в будущем)

Учитель подчеркивает: чтобы человек мог обеспечить себе достойную жизнь, благополучное будущее, он должен иметь возможность получить хорошее образование.

В Конвенции о правах ребенка говорится: ребенок должен иметь право на бесплатное образование, которое поможет развитию его личности, талантов, умственных и физических способностей.

На доске  вывешивается  данная статья  Конвенции  о  правах   ребенка (статья 29).

Право на образование закреплено и в Конституции РФ, в статье 43. Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Это право осуществляется через систему образования, или школу. Организация и деятельность российской школы регулируются законом Российской Федерации «Об образовании».

Итак, право на образование существует для того, чтобы каждый ребенок мог учиться. К сожалению, даже сейчас в некоторых странах дети не ходят в школу.  В этих государствах право на образование не соблюдается.

2) Как ребенок может реализовать свое право на образование?

– Что нужно, чтобы ребенок мог реализовать свое право на образование?

(Ответы: должно быть построено много просторных и современных школ, оборудованных компьютерной техникой. Учителя должны быть профессионалами своего дела.  Образование должно быть бесплатным.

 Учитель уточняет:

– Право на образование будет реализовано, если каждый будет иметь возможность учиться так долго, как захочет и как позволяют его способности и стремления. Государство обязано заботиться о том, чтобы дети, обучаясь, развивали свою индивидуальность.

3) Какой должна быть современная школа?

Учитель организует работу в группах.

Задания:

– Вы хорошо сказали о том, для чего человеку необходимо образование и как может быть реализовано право на образование. А теперь давайте пофантазируем.

Представьте, что открывается новая современная школа и вас назначили директором этой школы. Вы имеете право устанавливать в ней свои правила и порядки. Все это поможет вашим ученикам  получить хорошее образование и воспитание.Каждая группа должна создать свой проект: «Новая школа» – это школа, в которой бы вы хотели учиться.

 В проекте могут быть отражены:

  • эмблема и девиз школы;
  • правила школьной жизни;
  • чему и как вы бы хотели научиться?

Затем группы представляют и защищают свои проекты.

«Эксперты» (2–3 человека) задают вопросы авторам проектов.

  Материалы одной из групп:

1. Девиз новой школы:

 «Вперед к знаниям»

2. Гимн:

Не крутите пестрый глобус,
Не найдете вы на нем,
Той страна, страны особой
О которой мы поем.
Наша школьная планете
Вся изучена давно,
Но страна большая эта
Словно белое петно.

3. Правила нашей жизни:

1) Школа должна работать 6 дней в неделю.

2) Каждый ученик имеет право свободно выражать свое мнение, общаться со всеми, свободно получать любую информацию.

3) Ученики и учителя должны уважать друг друга.

4) В школе должен быть Совет Чести.

5) Каждый может делать в школе то, что ему хочется, но с хорошими намерениями.

6) Каждый должен уметь выслушивать другого.

7) Все в школе должны помогать друг другу

8) Оценки должны быть справедливыми.

9) Все ученики и учителя должны подписать правила и  их выполнять.

Примерные вопросы группам:

– Почему выбрали такой девиз?

– Не будет ли беспорядка в школе, если каждый будет делать то, что ему хочется?

– Кто должен войти в Совет Чести и в чем его полномочия?

Важно, чтобы эти предложения детей не остались без внимания и получили дальнейшее развитие.

Подводя итоги работы в группах, учитель говорит:

– Вы хорошо поработали. В ваших проектах много интересного, полезного, неожиданного.

Каждому ребенку должно быть хорошо в школе. Нужно, чтобы он шел туда с радостью, а учеба была бы для него увлекательной и интересной. Вот такой должна быть новая школа.

Вспомните, с какой теплотой говорили на линейке наши выпускники  школе. Чтобы школа стала такой, о какой мечтаете, вы должны приложить свои усилия, творчество, чтобы рядом с вами было интересно другим, а учителя видели бы в каждом из вас личность. Все это в ваших руках.

III. Подведение итогов работы и выводы

Учащиеся подводятся к пониманию того, что, используя свое право и получив хорошее образование, они смогут добиться тех целей , которые ставят перед собой.

Литература

1. Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание. Программа курса для 8-9 кл. образовательных школ. –М.: Просвещение, 2007.

2. Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание. Учебник для 8-9 кл. образовательных школ. –М.: Просвещение, 2007.

3. Декларация прав ребенка. Нар. Образование.-1993.-№5.

4. Конвенция о правах ребенка. -М.: Просвещение,1990.

5. Конституция РФ.-М.: 1993.

6. Краеведческий материал о Михайловской школе.