Цели:
- познакомить учащихся с документами о праве на образование;
- научить реализовывать свои права в повседневной жизни,
- отстаивать свои права;
- развивать творческие способности учащихся.
Ход урока
I. Учебная мотивация
1. Вступительное слово учителя
У каждого человека со школой связан самый счастливый период его жизни – детство. Каждый человек должен помнить то, место , где прошли его самые лучшие годы . Даже когда уходишь из стен школы, ведь не забываешь о своих школьных друзьях, об учителях, о парте за которой ты сидел столько лет .У каждого о школе сложилось свои представления. Эти мнения могут быть разными: хорошими и плохими, радостными и грустными.
2 сентября 1974 года в селе открылась средняя школа в новом двухэтажном, просторном здании.
Всего из Михайловской школы выпустилось с1973 по 2008г -- 439 человек.
В нашей школе учился Скрылев А.К. (Герой Советского Союза Ужурского района), Казанкеев И.М. (Воин-интернационалист, погиб в Афганистане.)
Многие наши выпускники известны всем . Это Витковский С.В, Зиборов А.М., Заика А.Л., Речков Н.А., Новиков А.М., Агапова (Глотова) И.В. и др.
Только 8 выпускников работают в своей школе (Скок Н.И., Ишуткин М.А., Пяткина Л.Н., Малышенко Е.А., Трофимова И.Л., Новиков Ю.М., Лямцева А.И., Вишнев И.Г.)
За последние годы с серебряными медалями школу окончили 5 человека.
2003 год – Пинисова Елена Борисовна; Косова Ольга Николаевна.
2004 год – Зиборов Алексей Юрьевич.
2006 год – Познахорева Анна Сергеевна.
2007год – Жукова Снежана Геннадьевна.
Сейчас школу возглавляет Боркевич Светлана Егоровна , специалист своего дела, преподаватель физической культуры.
В этом году школа стала основной..
Михайловская основная школа является ОУ, реализующим образовательные программы дошкольного, начального, основного образования.
Ученический коллектив школы– 82 человека. Всего комплектов классов – 9.Занятия организованы в I смену. Режим работы школы – шестидневная учебная неделя;
Педагогический коллектив - 24 учителя.
Имеет звание «Отличник народного просвещения» - 1 человек
Высшая категория – 1 человек
Первой категории – 14 человек
Второй категории – 6 человек
Высшее образование – 13 человек
Второе высшее – 1 человек
Незаконченное высшее образование - 3 человека
Средне-специальное – 6 человек
50% учителей имеют домашние компьютеры.
В школе имеются
Двенадцать учебных кабинетов, включая кабинет информатики. Школа оснащена 8-ю компьютерами, сканером, принтером, аудио-видео техникой различных модификаций. В связи с будущей специализацией школы и внедрением новых информационных технологий выделена линия связи Интернет. Работает электронная почта.
Наша школа совместно с преподавателями Красноярского Государственного аграрного университета является организатором создания летнего районного образовательно-оздоровительного лагеря: «Школа малого бизнеса»
* Команда школы - победитель творческого проекта мини – агрокомплекса в Краевой Агрошколе (г. Зеленогороск).
Михайловская школа принимала участие
- в краевых конференциях «Наука и молодежь ХХI века» (2005 г.), «Наука и молодежь Красноярья: диалог, мысль, поиск» (2006 г.).
- Творческая группа школьников участвовала в краевом проекте по изучению памятников природы и культуры в Новоселовском и Ужурском районах (с 2004-2006гг)
- В районных конференциях «Молодежь и наука. Будущее рождается сегодня» (2004,2005), «Интеллект будущего. От познания к познанию». (2005 – 2006). В районных научных чтениях «Сибирь: новые решения старых проблем» (2007 г.).
- Участие в конкурсе проектов классных руководителей по проблемам воспитания; создание и защита проекта на уровне района «Гармония интерьера, природы и человека».
- Михайловская школа - участник «Школы года 2004,2005 гг.», участник краевого конкурса «Программа развития школы» 2007гг, районного конкурса «Учитель года- 2003,2004,2005» , краевого конкурса « Лучший учитель» 2007, 2008гг.
- Лучшие краеведы в течение 3-х лет работали в районной поисково – краеведческой экспедиции «Журавушка»
- Инициативная группа старшеклассников прошла обучение в школе «Социальное проектирование». (Учум)
- Лингвистическая школа (г. Ужур)
Спортивные победы :
- Ученики нашей школы являются победителями краевых, зональных и районных соревнований по волейболу.
- Имеют разряды (I-й взрослый). 2 человека – кандидаты в мастера спорта по волейболу.
- Победители районных соревнований по лыжной подготовке.
- Победители краевых, районных шахматно-шашечных турниров. 2 человека – кандидаты в мастера спорта по шашкам.
Школа живет своей активной жизнью и не останавливается на достигнутом.
2. Просмотр видеофильма о школьной жизни в Михайловской школе
(линейки и праздники 1 сентября, последнего звонка, выпускного бала)
3. Знакомство с записями выпускников из школьных сочинений
«Школа оставила неизгладимый след в моей жизни. Она - второй дом ».
«Школа сделала меня такой, какая я теперь. Здесь я научилась творить».
«Школа дала мне возможность ощутить всю прелесть школьной жизни.».
«Учителя – творческие люди. Я понял, что они отдают частичку своего тепла. Они просто класс!»
«Наша школа – супер, самая лучшая в нашем Ужурском районе!»
Вопросы:
– Каково отношение наших выпускников к Михайловской школе?
Обобщая ответы учащихся, учитель подчеркивает, с какой любовью, теплотой, уважением выпускники отзываются о своей школе и как это хорошо.
Учитель. Но когда вы учитесь, бывает, что вы устаете от уроков. Представьте, что запретили вам ходить в школу, говоря, что вам тяжело учиться. Ваши рассуждения ? Для чего вы ходите в школу? (Ответы: дети ходят в школу, чтобы получить знания, пообщаться с друзьями, учителями, участвовать в школьной жизни. )
4. Постановка проблемы.
Вопросы для обсуждения:
– Для чего человеку нужно право на образование?
– Как дети могут реализовать свое право на образование?
– Какой должна быть современная школа?
II. Изучение основной проблемы
1) Для чего человеку нужно право на образование?
Учитель предлагает школьникам о б с у д и т ь в о п р о с:
– Для чего человеку нужно образование, получаемое в школе? (ответы: поступить в институт, получить хорошую профессию, всесторонне развиваться, обеспечить себя в будущем)
Учитель подчеркивает: чтобы человек мог обеспечить себе достойную жизнь, благополучное будущее, он должен иметь возможность получить хорошее образование.
В Конвенции о правах ребенка говорится: ребенок должен иметь право на бесплатное образование, которое поможет развитию его личности, талантов, умственных и физических способностей.
На доске вывешивается данная статья Конвенции о правах ребенка (статья 29).
Право на образование закреплено и в Конституции РФ, в статье 43. Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Это право осуществляется через систему образования, или школу. Организация и деятельность российской школы регулируются законом Российской Федерации «Об образовании».
Итак, право на образование существует для того, чтобы каждый ребенок мог учиться. К сожалению, даже сейчас в некоторых странах дети не ходят в школу. В этих государствах право на образование не соблюдается.
2) Как ребенок может реализовать свое право на образование?
– Что нужно, чтобы ребенок мог реализовать свое право на образование?
(Ответы: должно быть построено много просторных и современных школ, оборудованных компьютерной техникой. Учителя должны быть профессионалами своего дела. Образование должно быть бесплатным.
Учитель уточняет:
– Право на образование будет реализовано, если каждый будет иметь возможность учиться так долго, как захочет и как позволяют его способности и стремления. Государство обязано заботиться о том, чтобы дети, обучаясь, развивали свою индивидуальность.
3) Какой должна быть современная школа?
Учитель организует работу в группах.
Задания:
– Вы хорошо сказали о том, для чего человеку необходимо образование и как может быть реализовано право на образование. А теперь давайте пофантазируем.
Представьте, что открывается новая современная школа и вас назначили директором этой школы. Вы имеете право устанавливать в ней свои правила и порядки. Все это поможет вашим ученикам получить хорошее образование и воспитание.Каждая группа должна создать свой проект: «Новая школа» – это школа, в которой бы вы хотели учиться.
В проекте могут быть отражены:
- эмблема и девиз школы;
- правила школьной жизни;
- чему и как вы бы хотели научиться?
Затем группы представляют и защищают свои проекты.
«Эксперты» (2–3 человека) задают вопросы авторам проектов.
Материалы одной из групп:
1. Девиз новой школы:
«Вперед к знаниям»
2. Гимн:
Не крутите пестрый глобус,
Не найдете вы на нем,
Той страна, страны особой
О которой мы поем.
Наша школьная планете
Вся изучена давно,
Но страна большая эта
Словно белое петно.
3. Правила нашей жизни:
1) Школа должна работать 6 дней в неделю.
2) Каждый ученик имеет право свободно выражать свое мнение, общаться со всеми, свободно получать любую информацию.
3) Ученики и учителя должны уважать друг друга.
4) В школе должен быть Совет Чести.
5) Каждый может делать в школе то, что ему хочется, но с хорошими намерениями.
6) Каждый должен уметь выслушивать другого.
7) Все в школе должны помогать друг другу
8) Оценки должны быть справедливыми.
9) Все ученики и учителя должны подписать правила и их выполнять.
Примерные вопросы группам:
– Почему выбрали такой девиз?
– Не будет ли беспорядка в школе, если каждый будет делать то, что ему хочется?
– Кто должен войти в Совет Чести и в чем его полномочия?
Важно, чтобы эти предложения детей не остались без внимания и получили дальнейшее развитие.
Подводя итоги работы в группах, учитель говорит:
– Вы хорошо поработали. В ваших проектах много интересного, полезного, неожиданного.
Каждому ребенку должно быть хорошо в школе. Нужно, чтобы он шел туда с радостью, а учеба была бы для него увлекательной и интересной. Вот такой должна быть новая школа.
Вспомните, с какой теплотой говорили на линейке наши выпускники школе. Чтобы школа стала такой, о какой мечтаете, вы должны приложить свои усилия, творчество, чтобы рядом с вами было интересно другим, а учителя видели бы в каждом из вас личность. Все это в ваших руках.
III. Подведение итогов работы и выводы
Учащиеся подводятся к пониманию того, что, используя свое право и получив хорошее образование, они смогут добиться тех целей , которые ставят перед собой.
Литература
1. Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание. Программа курса для 8-9 кл. образовательных школ. –М.: Просвещение, 2007.
2. Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание. Учебник для 8-9 кл. образовательных школ. –М.: Просвещение, 2007.
3. Декларация прав ребенка. Нар. Образование.-1993.-№5.
4. Конвенция о правах ребенка. -М.: Просвещение,1990.
5. Конституция РФ.-М.: 1993.
6. Краеведческий материал о Михайловской школе.