Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов
Непобедима, широка и горда.
К.Симонов.
Цели урока: закрепить знания, полученные при изучении ФГ, о природных компонентах (ПК) и природных районах (ПР), продолжить формирование умений работать с различными картами; развивать навыки общения учащихся при групповой работе.
Оборудование: физическая карта России; атласы; карточки-задания, мультимедийная презентация урока
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Ребята! Урок будет проходить в форме игры конкурса знатоков. На вопросы кто правильно ответит, учитывается скорость ответа, получит жетон. В конце урока мы выясним, кто является знатоком географии.
Изучая, ФГ России мы узнали, что наша Родина огромная, удивительная и богатая страна со своими водными, лесными и минеральными ресурсами, красивыми природными районами.
1 конкурс. “Тайны в конверте № 1”
Прочитав отрывок, вы должны определить, о каком природном районе идет речь
Текст. “В переводе с тюркского языка означает “пояс”. Своеобразием является отчетливо выраженная ассиметрия его западного и восточного склонов, много карстовых воронок, пустот, пещер. Создано много прудов – водохранилищ. Континентальность климата нарастает с севера-запада на юго-восток. (Урал).
Текст. “Горы расположены в глубине материка на значительном расстоянии от океанов. Они богаты железными, полиметаллическими рудами золотом и другими ресурсами. Климат меняется от континентального до резко континентального. Почти везде встречаются в виде островков многолетняя мерзлота”. (Пояс гор Южной Сибири).
Текст. “В Центральной части осевой зоны гор на поверхность выходят наиболее устойчивые древние кристаллические породы. Здесь находятся все “пятитысячники” России. Горные реки бурные. У основания лесного пояса распространены заросли колючих кустарников – шибляка. Ведется заготовка древесины бука, ели, пихты, дуба, сосны. Этот район известен как место отдыха, туризма, лечения. (Кавказ).
Текст. Это преимущественно горная территория, расположенная в области мезозойской и кайнозойской складчатости. Зимой осадков выпадает мало, мощность снежного покрова невелика, поэтому грунты промерзают на значительную глубину. Здесь можно встретить каменно-березовые леса, шеломайник, борщевик, маньчжурский орех, дикие яблони и груши. Деревья перевиты лианами. (Дальний Восток).
Текст. “Площадь равнины в пределах России около 3 млн. км?. Главная особенность ее рельефа-равнинность. Континентальность нарастает к востоку и особенно к югу-востоку. Самое большое озеро равнины имеет среднюю глубину- 51 м, площадь-17 700 км?. Равнинный рельеф, благоприятные климатические условия, плодородные степи и обширные леса способствовали ее заселению и освоению с давних времен”. (Русская равнина).
После того, как схема ПР заполнится, вопрос к классу: какие ПР были забыты? (Средняя и Северо-Восточная Сибирь, Западная Сибирь)
2 конкурс. “Тайны в конверте № 2”
Учитель: в ваших карточках перечислены названия растений и животных, характерных для природных зон тундры, тайги, степи. Внимательно прочитайте. Лишнее вычеркните.
1-я карточка. Тундра.
- сфагнум, берёза, колокольчик, яблоня, пихта, гусь,
- лемминг, суслик, песец, сова, утка, волк, верблюд, чайка.
2-я карточка. Тайга.
- ель, берёза, фикус, брусника, абрикос, сосна, лиственница.
- медведь, соболь, тушканчик, ласка, куница, рысь, черепаха.
3-я карточка. Степь.
- ковыль, типчак, тюльпан, копытень, кислица, тимофеевка, колокольчик, василёк, чабрец.
- заяц, полёвка, глухарь, гадюка, кулан, олень, сурок.
3 конкурс. Викторина “Литературная география”
Задание 1. Учитель: Ребята, источником духовного развития человека всегда была природа. Писатели, поэты посвятили красоте природы, нравам, обычаям народа много художественных произведений.
Вопрос. О каких горах, и о какой закономерности географической оболочки Земли говорится в отрывке из стихотворения А.С. Пушкина!”?
…подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье.
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них , низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
(О Кавказе, о высотной поясности). Наличие высотных поясов в горах обусловлено изменением с высотой климатических условий, а, следовательно – типов почв, растительности, животного мира.
Задание 2. Характер течения, какой реки описывает М.Ю. Лермонтов в своем стихотворении?
…воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но. По степи разбегаясь,
Он, лукаво принял вид.
И.приветливо ласкаясь, морю Каспию журчит:
Расступись о старце море.
Дай приют моей волне.
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
(Характер Терека, типичный горной реки, текущей в Кавказских горах. По выходе на Прикаспийскую низменность Терек приобретает черты равнинной реки с более спокойным течением.)
4 конкурс. “Тайна в конверте № 3”
Зачитать отрывок, узнать природный компонент, заполнить схему после того, как схемы ПК заполнится, вопрос к классу: как ПК были забыты?
Текст. “В.В.Докучаев назвал этот природный компонент “зеркалом” природы, подчеркивая нам тем самым, что ПК отражает взаимодействие всех компонентов природы, являясь результатом этого взаимодействия. (Почва).
Текст. “Этот природный компонент играет огромную роль в жизни и деятельности человека, без него нет жизни. Крупнейший русский климатолог А. И. Воейков писал, что это “…продукт климата. Однако он связан не только с климатом, но и с другими компонентами природы. (Вода или внутренние воды).
Текст.“Этот ПК оказывает влияние на все компоненты природы, на жизнь и хозяйственную деятельность человека…. Отличается большим разнообразием, на его формирование оказывают влияние четыре группы факторов: географическое положение, солнечная радиация, движение воздушных масс, подстилающаяся поверхность”. (Климат)
Текст. Этот ПК определяет внешний вид территории и играет большую роль в жизни природы и человека. ПК предохраняет поверхность от разрушения внешних процессов, влияет на поверхностные и грунтовые воды. Этот ПК тоже приспособился к определенным условиям существования, поэтому распространение зависит от климатических условий и характера почв”. (Растительность)
Ученики определят, какие природные компоненты были забыты. (Рельеф, животный мир)
Физкультминутка
Учитель. А сейчас проведем физкультминутку.
- “Указатель”. Дети выходят из-за парт и складывают впереди себя вытянутые руки в виде указателя. Учитель задает вопрос:
- В каком направлении находится Москва?
- Куда течет река Волга?
- Где находится северный полюс?
- В каком направлении находится Кавказские горы?
- Покажите, в какой стороне от нас п-ов Камчатка?
- “Географический театр”. Учащиеся должны представить процессы и явления в динамике, как пантомиму: “Ветровые волны”, “Снежная лавина”, “Ураган”.
5 конкурс. “Третий лишний”.
Учитель: На листе бумаги три географических термина, понятия, географических названия. Надо определить, что лишнее.
- БЕРИНГОВО, ОХОТСКОЕ, ЭЛЬБРУС
- КАМЧАТКА, ЧУКОТКА, ЯНА
- САХАЛИН, КУРИЛЫ, САЯНЫ
- БЕРИНГОВО, ОХОТСКОЕ, ОНЕЖСКОЕ
- ЦУНАМИ, ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ, БРИЗ
- ХИБИНЫ, ДЖУГДЖУР, р. УРАЛ
- ТАЙМЫР, УРАЛ, КАВКАЗ
- ТАЙМЫР, КОЛЬСКИЙ, САЯНЫ
- АМУР, ЗЕЯ, БЕЛУХА
- ОХОТСКОЕ, ЧЕРНОЕ, ТИХИЙ.
6 конкурс. “Знаток карты”
Ученик получает карточку, где указывается ПТ. Определив, где находится это территория, должен прикрепить карточку на карту.
- Полуостров Кольский
- Хребет Сихотэ-Алинь
- г. Бырранга
- вдп.Кивач
- Северные Увалы
- р. Терек
- Ладожское озеро
- Хребет Черского
- р. Яна
- Приленское плато
- Хибины
- п-ов Камчатка
- Онежское озеро
7 конкурс. Термин – определение.
Каждая ученик получает карточки, где указаны термины по теме, даны определения к ним. Нужно найти соответствие между термином и определением. Каждый игрок берет по 1 заданию и одному дополнительному. Учитель оценивает.
- Благоприятные сочетание тепла и влаги для выращивания растений.
- Количество влаги, которое может испариться при данных атмосферных условиях
- Повышение температуры с высотой
- Ветер, меняющий направление дважды в год.
- Наука о климате
- Количество солнечной радиации, поглощенное земной поверхностью.
- Сильные и продолжительные ветры, выдувающие верхний слой почвы.
- Часть солнечной радиации, рассеянная в атмосфере.
- Ветер, достигающий огромной скорости.
- Факторы, оказывающие влияние на формирование климата.
- Количество влаги, которое испаряется с поверхности.
- Атмосферный вихрь с низким давлением в центре.
- Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре.
- Линии равного давления.
- Линии, соединяющие точки с одинаковым значением температуры
Агроклиматические ресурсы, испаряемость, температурная инверсия, муссон, климатология, поглощенная солнечная радиация, пыльные бури, рассеянная солнечная радиация, ураган, климатообразующие факторы, испарение, циклон, антициклон, изобары, изотермы
8-й конкурс. “ Самое, самое… .”
- Назовите самый широкий пролив России? (Берингов)
- Назовите самый большой остров России? (Сахалин)
- Какие горы самые высокие? (Кавказские)
- Где в России самая холодная зима? (В Оймяконе)
- Назовите самую длинную горную систему России? (Урал)
- Назовите самую длинную реку, текущую только по территории России? (Лена)
- Где в России самые высокие приливы? (Пенженская губа Охотского моря)
- Назовите самое горячее озеро России? (Фумарольное на Камчатке)
- Самая извилистая река? (Пьяна, приток Суры в Нижегородской области)
- Какой полуостров России самый большой? (Таймыр)
9-й конкурс. Чувашия – часть Русской платформы
Учитель: Ребята, из каждого из нас есть своя малая Родина. Для нас - это любимый Чувашский край. Иногда мы знаем о других странах, о других государствах больше, чем о своей малой Родине. Чувашский край одна из частиц нашей великой Родины. И мы сейчас выясним, насколько мы знаем о своем родном крае.
- На какой возвышенности расположена территория ЧР?
- Среднерусской
- Приволжской
- Общий Сырт
- С какими республиками и областями граничит наша республика?
- Марий Эл
- Татарстан
- Кировская область
- Ульяновская область
- Нижегородская область
- Какова площадь нашей республики?
- 8,3 тыс.кв.км;
- 18,3 тыс.кв.км;
- 28,3 тыс.кв.км;
- Протяженность республики с севера на юг и с запада на восток соответствует примерно:
- 300 и 200 км;
- 200 и 150 км;
- 150 и 300 км;
- Какие из перечисленных рек берут начало на территории Чувашии:
- Сура;
- Кубня;
- Волга;
- Була;
- Что является основным фактором формирования современного рельефа Чувашии?
- сейсмические процессы;
- эрозионные процессы;
- песчаные бури;
- Каков климат Чувашской Республики?
- резкоконтинентальный;
- арктический;
- умеренно-континентальный;
- морской;
- Какие типы почв встречаются на территории ЧР?
- тундрово-глеевые;
- дерново-подзолистые;
- черноземы;
- серые лесные;
- подбуры;
- Какую часть территории занимают лесные массивы?
- более половины;
- половину;
- одну треть;
- Какие деревья характерны для чувашских лесов?
- дуб,
- клен,
- береза,
- липа,
- бук,
- кипарис
- Какие из этих животных обитающих в Яльчикском участке природного заповедника “Присурский”, включены в Красную книгу ЧР?
- медведь,
- сурок,
- перепел,
- лиса
Подведение итогов.