Урок русского языка в 4-м классе по теме "Чудеса в решете, или Какие они — крылатые выражения?"

Разделы: Начальная школа


Цель: расширить знания учащихся о фразеологизмах, и  их роли в русском языке;

Задачи:

  • На примере из литературы  выяснить основные особенности фразеологизмов;
  • Составить  словарь, наиболее используемых в нашей местности фразеологизмов;
  • Пополнить копилку рисунков, отражающих значение крылатых выражений.

Я приглашаю вас, ребята,  совершить необычное путешествие. Путешествуют всегда с  какой-то целью. Одни в путешествии отдыхают, другие ищут какие-то ценности, а находят массу  положительных эмоций. Вот и наше путешествие носит определённую цель,  мы должны сделать открытие.  Всё  время существования человечество делает открытия.  Это и  древний топор, скребок, надпись на стене пещеры, первая машина,  паровоз, самолёт и многое, многое другое.

Вот и нам сегодня придётся  побывать на месте  первооткрывателей. Вам понадобится внимание, воображение и чувство юмора. Чудеса вас подстерегают на каждом шагу.  А   постараемся  мы раскрыть  все особенности необычных слов. Вам придётся ответить на такие вопросы:

  • Почему эти слова необычные?
  • Как называются эти слова и выражения?
  • В чём их необычность?
  • Где живут эти слова?
  • Как научиться  применять такие слова в  нашей речи?

Послушайте своих товарищей и скажите,  какие выражения вам показались необычными?

(Учащиеся слушают диалог одноклассников (приложение 1)).

- Запишите,  какие необычные выражения вы услышали?

Еле ноги унёс;

Из рук вон плохо;

Руки  распускать:                      
Со всех ног;
От рук отбился;

Руку на отсечение;

На короткой ноге;

Рукам воли не давать;

- Чем необычны эти выражения?

- Кто может сказать, что это за выражения? 

- Да, эти выражения называются крылатыми или фразеологизмами.  Есть специальная наука, изучающая фразеологизмы – фразеология.

Фразеология – раздел языкознания, изучающий устойчивые словосочетания. Совокупность приёмов словесного выражения, свойственных кому-либо или какому – либо времени, направлению.

Большой толковый словарь русского языка / сост. И гл. Б. 79 ред. С.А.Кузнецов. СПБ: «Норит», 1998 – с. 1433.

- Что же, по – вашему мнению, можно назвать фразеологизмом? (Мнения учащихся.)

Фразеологизм – устойчивый оборот речи, не переводимый дословно на другой язык.

Большой толковый словарь русского языка./сост. и гл. Б.79 ред. С.А.Кузнецов СПб.: «Норит», 1998-с.1433

- А вот в чём необычность фразеологизмов, это мы и попробуем выяснить.

  1. попробуйте изменить или переставить местами слова во фразеологизмах «как с гуся вода», «чудеса в решете», «махнуть рукой», «мастер на все руки» . Остаётся ли тоже значение?
  2. на самом ли деле течёт вода с человека, которому всё нипочём?
  3. попробуйте перевести данное выражение на другой язык, получается?

Так вот в чём заключается необычность  фразеологизмов.

Приложение 2

Ребята приготовили сообщения  о том, откуда появились  крылатые выражения. Чтобы рассказать вам об этом ребята прочитали множество дополнительной литературы, познакомились со словарями фразеологизмов и крылатых выражений.  А группа ребят провела исследование, цель которого  было узнать какие  крылатые выражения наиболее используемые в  нашей местности.  С  результатом их работы вы и познакомитесь сейчас.

Приложение 3

Баба – Яга;

долгий ящик;

Василиса Премудрая
много снега - много хлеба
без царя в голове;

после дождичка в четверг

Поди, туда - не знаю куда;       

Презентация «Крылатые выражения»

Для закрепления предлагаю вам выполнить задание:

«Соединялки».

Соедини выражение с его правильным значением.

Втирать очки

 

 

дело начато

Закусить язык

 

 

бездельничать

Лёд тронулся

 

 

обманывать

Лоб в лоб

 

 

молчать

Руки золотые

 

 

столкнуться

Сложа руки

 

 

мастер, умеет делать всё

Вывод: пусть то, о чём мы говорили на этом уроке,  было  для  вас  не совсем новым, но то, что вы узнали, готовясь к уроку, поистине  является  кладом русского языка. Ведь недаром  о человеке говорят «красив человек не лицом, а речью». А если эта речь такая интересная, обворожительная, заставляющая прислушиваться то её и приятно слушать, да и прислушиваться к мнению человека, который обладает такой речью.

Ещё А.П.Чехов говорил «Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке».

Тот материал, который  вы нашли в ходе подготовки к уроку малая частица в море фразеологических оборотов. Поближе с фразеологизмами вам  помогут познакомиться  «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией Е.А.Быстрова, А.П.Окунева, Н.М.Шанского. 

Продуктом нашего урока станут листовки, в содержании которых станут фразеологизмы, обозначающие приветствия при встрече, прощании, добрые пожелания.