Цель: расширить знания учащихся о фразеологизмах, и их роли в русском языке;
Задачи:
- На примере из литературы выяснить основные особенности фразеологизмов;
- Составить словарь, наиболее используемых в нашей местности фразеологизмов;
- Пополнить копилку рисунков, отражающих значение крылатых выражений.
Я приглашаю вас, ребята, совершить необычное путешествие. Путешествуют всегда с какой-то целью. Одни в путешествии отдыхают, другие ищут какие-то ценности, а находят массу положительных эмоций. Вот и наше путешествие носит определённую цель, мы должны сделать открытие. Всё время существования человечество делает открытия. Это и древний топор, скребок, надпись на стене пещеры, первая машина, паровоз, самолёт и многое, многое другое.
Вот и нам сегодня придётся побывать на месте первооткрывателей. Вам понадобится внимание, воображение и чувство юмора. Чудеса вас подстерегают на каждом шагу. А постараемся мы раскрыть все особенности необычных слов. Вам придётся ответить на такие вопросы:
- Почему эти слова необычные?
- Как называются эти слова и выражения?
- В чём их необычность?
- Где живут эти слова?
- Как научиться применять такие слова в нашей речи?
Послушайте своих товарищей и скажите, какие выражения вам показались необычными?
(Учащиеся слушают диалог одноклассников (приложение 1)).
- Запишите, какие необычные выражения вы услышали?
Еле ноги унёс;
Из рук вон плохо;
Руки распускать:
Со всех ног;
От рук отбился;Руку на отсечение;
На короткой ноге;
Рукам воли не давать;
- Чем необычны эти выражения?
- Кто может сказать, что это за выражения?
- Да, эти выражения называются крылатыми или фразеологизмами. Есть специальная наука, изучающая фразеологизмы – фразеология.
Фразеология – раздел языкознания, изучающий устойчивые словосочетания. Совокупность приёмов словесного выражения, свойственных кому-либо или какому – либо времени, направлению.
Большой толковый словарь русского языка / сост. И гл. Б. 79 ред. С.А.Кузнецов. СПБ: «Норит», 1998 – с. 1433.
- Что же, по – вашему мнению, можно назвать фразеологизмом? (Мнения учащихся.)
Фразеологизм – устойчивый оборот речи, не переводимый дословно на другой язык.
Большой толковый словарь русского языка./сост. и гл. Б.79 ред. С.А.Кузнецов СПб.: «Норит», 1998-с.1433
- А вот в чём необычность фразеологизмов, это мы и попробуем выяснить.
- попробуйте изменить или переставить местами слова во фразеологизмах «как с гуся вода», «чудеса в решете», «махнуть рукой», «мастер на все руки» . Остаётся ли тоже значение?
- на самом ли деле течёт вода с человека, которому всё нипочём?
- попробуйте перевести данное выражение на другой язык, получается?
Так вот в чём заключается необычность фразеологизмов.
Ребята приготовили сообщения о том, откуда появились крылатые выражения. Чтобы рассказать вам об этом ребята прочитали множество дополнительной литературы, познакомились со словарями фразеологизмов и крылатых выражений. А группа ребят провела исследование, цель которого было узнать какие крылатые выражения наиболее используемые в нашей местности. С результатом их работы вы и познакомитесь сейчас.
Баба – Яга;
долгий ящик;
Василиса Премудрая
много снега - много хлеба
без царя в голове;после дождичка в четверг
Поди, туда - не знаю куда;
Презентация «Крылатые выражения»
Для закрепления предлагаю вам выполнить задание:
«Соединялки».
Соедини выражение с его правильным значением.
Втирать очки |
|
|
дело начато |
Закусить язык |
|
|
бездельничать |
Лёд тронулся |
|
|
обманывать |
Лоб в лоб |
|
|
молчать |
Руки золотые |
|
|
столкнуться |
Сложа руки |
|
|
мастер, умеет делать всё |
Вывод: пусть то, о чём мы говорили на этом уроке, было для вас не совсем новым, но то, что вы узнали, готовясь к уроку, поистине является кладом русского языка. Ведь недаром о человеке говорят «красив человек не лицом, а речью». А если эта речь такая интересная, обворожительная, заставляющая прислушиваться то её и приятно слушать, да и прислушиваться к мнению человека, который обладает такой речью.
Ещё А.П.Чехов говорил «Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке».
Тот материал, который вы нашли в ходе подготовки к уроку малая частица в море фразеологических оборотов. Поближе с фразеологизмами вам помогут познакомиться «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией Е.А.Быстрова, А.П.Окунева, Н.М.Шанского.
Продуктом нашего урока станут листовки, в содержании которых станут фразеологизмы, обозначающие приветствия при встрече, прощании, добрые пожелания.