Задачи урока:
Образовательные:
- повторить с учащимися базовые сетевые топологии, их преимущества и недостатки;
- повторить понятие доступа к среде передачи;
- научить основным правилам выбора компьютерной сети.
Развивающие:
- способствовать развитию творческих способностей учащихся.
- способствовать формированию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
- способствовать развитию интереса к предмету.
Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру.
Урок рассчитан на 90 минут.
План урока:
- Организационный момент – 3 мин.
- Повторение ранее изученного материала – 10 мин.
- Решение кроссворда (фронтальная работа) – 12 мин.
- Ответы на вопросы теста (самостоятельная работа) – 20 мин.
- Практическая работа «Оценка расходов на построение сети» (работа в парах) – 45 мин.
- Подведение итогов занятия
ХОД УРОКА
1. Сегодня у нас последний, завершающий урок, посвященный основам компьютерных сетей. В течение довольно длительного времени мы изучали способы и приемы подключения и настройки сетевого оборудования, а также виды сетевых топологий. Применяли полученные знания и умения при выполнении проекта “Школьная компьютерная сеть”. Настало время подвести итоги.
– Давайте вместе вспомним, что же такое сетевые топологии?
2. Для повторения основных понятий изученной нами темы обратимся к презентации (приложение 1).
3. Теперь, когда мы повторили пройденный материал, давайте ответим на вопросы кроссворда
(кроссворд заранее вывешивается на доску, или проецируется на экран с помощью мультипроектора)
- Способ объединения компьютеров и сетевого оборудования с помощью кабельной инфраструктуры (физическая топология)
- Искажение сигналов, возникающее при одновременной передаче двух или нескольких компьютеров (коллизия)
- Небольшой блок данных, постоянно передающийся от компьютера к компьютеру в сетях с топологией «кольцо» (маркер)
- Наиболее распространенная в современных сетях топология (дерево)
- Специальный резистор, устанавливаемый на концах коаксиального кабеля, чтобы предотвратить отражение сигналов (терминатор)
- Сетевая топология, в которой каждое из устройств соединяется с двумя другими, причем от одного получает данные, а другому – передает (кольцо)
4. Теперь каждому из вас предстоит поработать самостоятельно на вопросами теста «Сетевые топологии и способы доступа к среде передачи данных»
(тест заранее готовится для каждого учащегося)
I. Что определяется выбором топологии сети? Выберите все нужные ответы.
- стоимость сети
- надежность сети
- производительность сети
- расширяемость сети
- управляемость сети
II. Способ взаимодействия компьютеров и характер распространения сигналов по сети есть:
- физическая топология
- логическая топология
- сетевой протокол
III. Отметьте базовые топологии, на основе которых строятся сети (выберите три ответа).
- шина
- дерево
- звезда
- сеточная
- гибридная
- кольцо
IV. Что является основным недостатком топологии «шина»?
- высокая стоимость сети
- низкая надежность сети
- большой расход кабеля
- низкая помехозащищенность сети
V. Что является основным недостатком топологии «кольцо»?
- высокая стоимость сети
- низкая надежность сети
- большой расход кабеля
- низкая помехозащищенность сети
VI. Что является основным преимуществом топологии «звезда»?
- низкая стоимость сети
- малый расход кабеля
- хорошая помехозащищенность сети
- высокая надежность и управляемость сети
VII. Что является основным недостатком множественного доступа с контролем несущей и обнаружением столкновений (CSMA/CD)?
- большое число коллизий
- высокая стоимость оборудования
- временные задержки
VIII. Что является основным недостатком множественного доступа с контролем несущей и предотвращением столкновений (CSMA/CA)?
- высокая стоимость оборудования
- большое число коллизий
- временные задержки
IX. Что является основным преимуществом метода доступа «передача маркера»?
- отсутствие коллизий
- простота технической реализации
- высокая скорость передачи
X. Какая топология является самой распространенной в современных сетях?
- шина
- дерево
- звезда
- сеточная
- кольцо
Ключ к тесту
Вопросы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ответы |
a, b, c, d, e |
b |
a, c, f |
b |
a |
d |
a |
c |
a |
b |
5. В заключение нашего обобщающего урока вам предстоит выполнить практическую работу «Оценка расходов на построение сети». Для выполнения этого вида работы вам следует разбиться по парам. В конце практической работы мы выслушаем несколько представленных проектов и определим наиболее экономически выгодный проект.
(для каждой пары учащихся готовится технологическая карта для проведения расчетов проекта)
Цель работы: В этом задании вы должны оценить, какими могут быть расходы на построение сети при использовании топологий «шина» и «звезда».
Условие задачи
Вы являетесь системным администратором небольшой компании, занимающей несколько соседних помещений на одном этаже здания. Компьютеры в офисе этой компании пока работают автономно, однако все чаще ощущается необходимость объединения компьютеров в сеть для совместного использования данных и ресурсов.
Руководитель компании поставил перед вами задачу: проанализировать возможные варианты объединения компьютеров в сеть и оценить расходы на создание этой сети.
При планировании сети следует учесть, что офис компании занимает восемь помещений размером 4 х 4 метра. План офиса представлен на схеме:
I. Оценка стоимости создания сети при использовании топологии «шина».
1. Оцените расходы на кабельную инфраструктуру в сети с топологией «шина», используя следующие расценки:
- коаксиальный кабель — 6 руб./м;
- BNC-коннектор обжимной — 12 руб./шт.;
- BNC-терминатор с заземлением — 18 руб./шт.;
- BNC-терминатор без заземления — 15 руб./шт.;
- BNC T-коннектор — обычно поставляется в комплекте с сетевым адаптером;
- устройство обжимное для кабеля RG-58 — 400 руб.;
- инструмент для зачистки коаксиального кабеля — 250 руб.
Итого: ____________________________________________________
2. Оцените расходы на сетевое оборудование, используемое для объединения компьютеров в сеть с топологией «шина» (с учетом того, что компьютеры уже оборудованы комбинированными сетевыми адаптерами 10Base-2/10Base-T).
Потребуется ли в данном случае еще какое-либо оборудование, чтобы объединить компьютеры в сеть?___________________________________________________________
3. Оцените общие расходы на сеть. _________________________________________________________
Какой будет окончательная стоимость создания сети в офисе компании? _________________________________________________________
II. Оценка стоимости создания сети при использовании топологии «звезда».
1. Оцените расходы на создание кабельной инфраструктуры при использовании топологии «звезда» и кабеля «витая пара».
Сколько (примерно) кабеля «витая пара» потребуется для объединения компьютеров в сеть, если все компьютеры стоят у наружных стен, в межкомнатных перегородках можно легко просверлить отверстия для прокладки кабеля, а центром «звезды» планируется сделать комнату администратора? __________________________________________________________________________________
2. Оцените расходы на построение кабельной инфраструктуры, используя следующие расценки:
- кабель типа «витая пара» категории 5е — 6 руб./м;
- коннектор RJ-45 — 5 руб./шт.;
- устройство обжимное для кабеля «витая пара» — 600 руб.
Итого: ____________________________________________________________________________
3. Оцените расходы на сетевое оборудование, используемое для объединения компьютеров в сеть с топологией «звезда» (с учетом того, что компьютеры уже оборудованы комбинированными сетевыми адаптерами 10Base-2/10Base-T).
Потребуется ли в данном случае еще какое-либо оборудование, чтобы объединить компьютеры в сеть? ___________________________________________________________________________
4. Оцените расходы на сетевое оборудование, используя следующие расценки:
- коммутатор Fast Ethernet 16x10/100Base-TX — 1500 руб.;
- коммутатор Gigabit Ethernet 16x10/100/1000Base-T — 10000 руб.
Итого: _____________________________________________________
5. Оцените общие расходы на сеть при использовании коммутаторов различных типов.
Какой будет окончательная стоимость создания сети в офисе компании при использовании коммутатора Fast Ethernet? ________________________________________________________
Какой будет стоимость сети при использовании коммутатора Gigabit Ethernet? ______________________________________________________
6. Подведение итогов занятия. Рефлексия
Итак, позади не одна неделя упорного труда. Посмотрим, как вы справились с поставленной задачей.
(замечания учащимся и оценка работы учащихся)
И, напоследок, попрошу оценить наш с вами урок.
Понравился ли тебе урок? |
Оцени работу учителя по 10 бальной шкале |
Оцени свою работу по 10 бальной шкале |
|
|
Благодарю всех за активную работу.