Дидактическая цель: выработка умений и навыков самостоятельно в комплексе применять перенос знаний в новые условия.
Образовательные задачи: закрепление знаний о предложении, вырабатывать умения применять научные знания на практике: составлять предложения из слов устанавливая между ними связь по вопросам, работать над каллиграфией, развивать орфографическую зоркость, формировать интерес к изучению родного языка.
Воспитательные задачи: помочь детям увидеть свой достижения, осознавать необходимость получения новых знаний, воспитывать самостоятельность.
Развивающие: развивать аналитические и образное мышление, развивать внимание, память, познавательный интерес.
Оборудование: мультимедийное оборудование, 7 больших снежинок, нарисованная елка, 2 игрушки у каждого ребенка: цветная и черно-белая, 5 мешочков.
Ход урока
Презентация. (Слайд1.)
Звучит музыка “Такого снегопада…”
- Орг. момент.
Прозвенел уже звонок
Сядьте тихо и неслышно
И скорей начнем урок
Будем мы писать, трудиться
Ведь заданья нелегки
Нам друзья нельзя ленится
Сказка ждет нас впереди.
- Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня мы повторим наши знания о предложении, а также будем работать над текстом. (Слайд 2.)
-Откройте тетради, запишите число, классная работа. В начале урока я сказала: “Сказка ждет нас впереди”, а какая, вы сейчас угадаете сами.
(Слайд 3. Прочитать по стрелочкам). (Слайд 4. Правильный ответ: Новогодняя сказка)
-Как только сказали про Новый год, настроение сразу улучшилось. Я хочу поделиться им с вами. Еще три недели до Нового года, но уже все люди готовятся к этому празднику. Во всех магазинах уже украшены витрины, продают украшения. Мы сегодня тоже создадим себе новогоднее настроение. На уроках труда мы учились вырезать снежинки. И сегодня они устроили у нас парад, и будут помогать в течение всего урока.
(Снимаем снежинку №1)
- Дыхательная гимнастика.
-На уроках русского языка мы учимся не только грамотно писать, но и красиво говорить. О чем надо помнить, чтобы речь была яркой и приятно для других? (Надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать)
- Какое сейчас время года? (Зима)
- Какие осадки выпадают чаще всего? (снег)
- Представите, что на ваши ладошки упали снежинки. (Встаньте, протяните ладошку)
(Слайд 5. Появляются снежинки).
- Полюбуйтесь их красотой, сдуньте их, отпустите на волю. Дуйте так, чтобы снежинки закружились в вальсе.
(Звучит музыка)
- Вот и сделали речевую разминку, сядьте за парты.
- Ой, ребята, что-то холодом подуло с моей ладони (разжимаю ладошку, а там снежинка).
- Вы дули ее, а поймала ее. Снежинка летит с огромной высоты. Она вольна, она свободна. Она не выбирает на кого садиться, снежинка не кого не боится. Ее просто тянет к нам. Захотела- села на котенка, села на маленькую девочку, а может сесть на злую собаку, та перестанет лаять. Все кто видит снежинку, становится добрее, улыбчивее.
- Смотрите, смотрите, какая красота – кричат люди друг другу, а снежинки уже нет. Она выполнила свою миссию, она сделала людей лучше, добрее. Век у нее короткий. Дайте продолжим век нашей снежинки.
- Чистописание. (снежинка № 2)
- Послушайте, я произнесу слово снежинка, какой звук вы услышали первым?
@@@@@@
(зимний узор)
- Запишите.
- Кто имеет власть над снежинкой (ветер).
- Да, только ветер имеет власть над ней, куда подует, туда и она. Вот и у нас ветер подул и рассыпал предложение. (слайд 6. Снежинка, с, падают, небо, пушистые.)
- Составьте предложение. Посоветуйтесь друг с другом.
- Какое предложение по интонации, по цели высказывания?
- Произнесите так, чтобы предложение было вопросительным. Восклицательным.
- Запишите предложение. (С неба падают пушистые снежинки.)
- Подчеркните опасные места.
- Обменяйтесь тетрадями, поработайте учителем, сделайте проверку.
- Фонетическая минутка (снежинка № 3)
- Когда приходит праздник Новый год?
- В какое время года?
- Какое дерево есть на празднике? (елка)
- Звуковой анализ – ЕЛКА (Вызванный ученик делает у доски)
- Спросим у нашего друга компьютера. (Слайд 7. Звуковой анализ слава ЕЛКА.)
- Игровая пауза (снежинка № 4)
- Встаньте тихонько, посмотрите на экран. (Слайд № 8)
Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
- Работа по развитию речи (снежинка № 5)
- Послушайте, я прочитаю отрывок из рассказа А.Митяева “Елка”. Я буду читать медленно, а вы посчитаете, сколько здесь предложений.
Елка.
Зажглись на елке разноцветные огни. Сейчас заиграет музыка и начнется веселье. Но музыка не играет. Все чего-то ждут. Смотрят на двери. Словно кто-то еще должен пожаловать на праздник.
(Слайд № 9)
- Сколько предложений в этом отрывке? (6)
- Можно ли этот набор предложений назвать текстом?
- Почему?
- Ребята, как вы думаете, кто еще должен пожаловать на праздник? (Дед Мороз)
(Слайд №10.)
- Деду Морозу пришла записка от кого-то из вас. Но Дед Мороз затрудняется ее прочитать. Там много ошибок. Если справится с заданием, Дед Мороз обещал сюрприз.
(Слайд №11. Письмо.)
- Какие буквы пропущены?
- А какие опасные места вы могли бы еще найти?
- А какое правило забыл мальчик употребить после слова пожалуйста?
(Правильное письмо.)
- А вот так должна выглядишь записка.
- Дед Мороз мы выполнили задание, а где сюрприз?
Дед Мороз: Еще три недели до Нового года, но я уже хожу по земле и смотрю, как люди готовятся к Новому году. 7 декабря вся страна, а в особенности Кубань отмечала именины всем Екатеринам. А. Ткачев на исторических выборах России представляет Екатерину II. В вашем классе тоже есть Катерина. Красивая, модная, умная девочка и я принес ей особый подарок — красивую снежинку.
(Слайд № 12).
- И нам он тоже принес подарки, только они достанутся тем, кто правильно ответит на вопрос.
(Выставляются 5 мешочков, за каждый правильный ответ дарится волшебный мешочек)
- Что такое предложение?
- Что называется текстом?
- Какие предложение по цели высказывания, по интонации?
- Какой знак может стоять в конце побудительного предложения?
- Какую ошибку допустил мальчик отвечая на вопрос: “Почему не был в школе?” “Потому что я заболел”.
Придумайте предложения, которое бы вы хотели передать Деду Морозу, а он всем людям земли.
- Домашнее задание. (Снежинка № 6)
Стр.112, упр.244
- Подведение итогов. (Снежинка № 7)
- Какую тему повторяли?
- Ребята, если вам понравилось на уроке, выберите яркую игрушку и прикрепите к елке, если было не интересно прикрепите белую игрушку.
- Я очень рада, что наша елка получилась такой нарядной и красивой. Всем большое спасибо за работу на уроке.
- Давайте простимся с нашими помощниками снежинками и прочитаем им в подарок стихотворения.
(Слайд № 13.)
Закружился белый листопад
На полянке, на мои тропинки
Яркие, как искорки летят
И ложатся под ноги снежинки.
- Поздравляю всех с наступающим Новым Годом!!! Желаю успехов и радости!