Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Тип урока: комбинированный, урок – виртуальное путешествие.
Цель: формирование знаний об охране растительного мира В Удмуртской республике.
Задачи:
- расширение знаний о способах сохранений растений в республике
- углубление знаний о Красной книге Удмуртской республики
- воспитание бережного отношения к природе Удмуртии
- развитие познавательного интереса на основе полученных знаний, умения сравнивать, обобщать, делать выводы
Оборудование:
- Компьютер, мультимедиа проектор,
- Слайд-шоу “Охрана растений в Удмуртии” (Презентация)
- Листы бумаги, фломастеры
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка выполнения домашнего задания
Показ кадров “фильма” о продолжительности жизни растений.
- Актуализация знаний
- Отгадайте загадку: Дышит, растёт, а ходить не может. (Слайд 1). Что это? (Растение.) (Слайд 2).
Ребята, давайте подумаем, важны ли растения в нашей жизни? Может быть, без них было бы лучше? Почему?
(Слайд 3). Растения
- используются в пищу людьми и животными;
- помогают бороться с болезнями;
- используются как промышленное сырьё;
- очищают воздух.
- Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 тонн пыли. Кедр, сосна, лиственница – лучшие борцы с микробами в воздухе.
- Украшают нашу жизнь.
(Слайд 4). В энциклопедии “История медицины” есть такие слова: “Если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственных средств, то можно сказать: мы живём в мире лекарств”.
Растения – лекарства. Лекарственные растения помогают бороться с болезнями. Люди используют такие растения в натуральном виде или изготавливают из них лекарственные препараты. В Удмуртии растёт много видов лечебных растений. Вот некоторые из них.
(Слайд 5). Мята перечная, подорожник, мать-и-мачеха, облепиха,
(Слайд 6). Донник лекарственный, лопух большой, ландыш майский, одуванчик лекарственный, шиповник ржаво-красный, бессмертник песчаный.
- При каких заболеваниях вы и ваша семья используете лекарственные растения? Какие?
Рассказы детей о растениях из “Зелёной аптеки”.
(Слайд 7). “Растение – земли украшение”. Как вы понимаете смысл этой поговорки?
Зелёные растения украшают города, посёлки и жилища. Без цветов и деревьев невозможно представить ни улицы городов, ни старинные дворцовые ансамбли. И в будни, и в праздники растения рядом с нами.
ИГРА “Отгадай цветы”.
- Цветы радуют нас своей красотой и ароматом. (Слайд 7). Буквы в словах перемешались, подумайте и отгадайте названия цветов.
АКМ (МАК), ЛЬПТЮАН (ТЮЛЬПАН), РЦИНАСС (НАРЦИСС), ОНПИ (ПИОН).
Эти цветы на территории нашей республики можно увидеть, и в садах, на городских клумбах.
- Работа над новым материалом
Если бы растения умели говорить, мы бы услышали крик и мольбу о помощи? Гибнут растения, некоторые из них просто исчезают
- Почему так происходит?
- Кто в этом виноват?
- Как помочь растениям?
На эти вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке. (Слайд 8). Каковы причины губительно действующие на растения? (Высказывания)
Давайте сделаем вывод: (слайд 9)
- Хозяйственная деятельность человека
- Бесконтрольное употребление растений человеком в пищу, в медицине
- Бескультурье человека, невыполнение правил посещения лесов, водоемов, зон отдыха
Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч растений. А в нашей республике более 230 видов на грани исчезновения
- Как помочь растениям сохраниться?
- какие меры принимаются в нашей стране, республике, чтобы сберечь исчезающие растения и животных? (Слайд 10).
Заповедники, заказники, национальные парки. (Слайд11).
- В нашей республике есть национальный парк “Нечкинский” и заказники (Слайд 12)
- Кильмезский ботанический заказник
- Заказник “Валамазский”
- Кокманский ботанический заказник
- Андреевский сосновый бор (слайд13)
Красная книга Удмуртской республики (слайд 14).
“Охранять природу – значит охранять Родину”. Эти слова должен помнить каждый человек. Красная книга – книга особенная. Она предупреждает: “Осторожно! Может случиться беда!”
И это действительно так. Если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. В Красной книге Удмуртской республики есть информация о растениях нуждающихся в срочной помощи, защите.
(Показ книги)
Познакомьтесь с некоторыми растениями из Красной книги нашей республики. (Слайды 15, 16, 17,18, 19, 20)
Венерин башмачок, прострел желтеющий, ирис ложноаировый, прострел раскрытый, кувшинка четырехгранная, колокольчик рапунцевидный, береза карликовая, кокушник длиннорогий, алтайская ветреница.
Создание классной “Красной книги” (работа выполняется в группах)
Ребята, давайте создадим “Красную книгу” нашего класса
- нарисуйте редкое растение
- определите меры охраны этого растения
Выставка листов “Красной книги”
Много леса — не губи, мало леса береги. Что значат эти плакаты. (Слайд 21)
Игра “Хорошо или плохо” (слайд22)
Подумайте, что правильно, а что нет в действиях людей
- Рефлексия урока
- Как мы можем помочь сохранить растения. (Слайд 23).
Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас
Домашнее задание: Нарисовать эскиз плаката о защите растений.