Реализация проекта "Зеленая аллея памяти" в МОУ НОШ № 29

Разделы: Экология


Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются у младших школьников в первую очередь на уроках природоведения. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

В сущности экологического воспитания есть две стороны: первая экологическое сознание, вторая - экологическое поведение, в этой работе рассмотрено только формирование экологического сознания. А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности.

Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.

Цель экологического воспитания в МОУ «НОШ № 29» - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое состоится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Отношение школьников к природе мы тесно связываем с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватываем все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

Цели экологического воспитания мы достигаем но мере решения в единстве следующих задач:

образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе какк универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Как известно, воспитание в широком смысле слова это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.

На уроках учителями решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому урок даст больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме.

Исходя из этого, встает вопрос: в чем сущность экологического просвещения в начальных классах и какие понятия доступны для восприятия младших школьников?

Мы выявили, что уже у старших дошкольников могут быть сформированы обобщенные представления об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями в природе. Эти представления успешно развиваются у учеников в курсе «Мир вокруг нас» (1 класс). Наиболее полное развитие они получают в курсе «Природоведение».

Здесь, на доступном учащимся уровне, учителями рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики нашей школы изучают окружающий мир, и в этом им также помогает «Экологический дневник школьника». Его ведение позволяет школьникам приобрести основы диалектико-материалистического мировоззрения, способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.

В процессе работы учащиеся самостоятельно и под руководством учителя разрабатывают проекты, с помощью родителей реализуют их. Дети на практике применяют и приобретают новые знания путем самообразования. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету.

Изучение экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.

Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.

Материал об экологических связях присутствует на всех уроках.

Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.

Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4классу. Так ученики 1-го класса могут убрать территорию от мелкого мусора, подобрать стихотворения о природе, составить кроссворд, ухаживать за комнатными цветами; второклассники с удовольствием участвуют в планировании и разработке проектов, подборке цветов для клумб; 3-4классы разрабатывают и реализуют проекты оформления пришкольной территории совместно с учителями и родителями. В школе №29 в период с 1-го по 30-еапреля был проведен месячник по благоустройству территории. Учителя 1-х классов, М.В. Вострикова, Г.В. Назарова со своими детьми произвели высадку саженцев елей, постоянно убирали вверенную им территорию. Вторые и третьи классы, под руководством Е.В. Михайловой, Е.Н. Осьмининой, С.М. Ульянич участвовали в проектировании. 1-е место занял Хрунов Виталий, ученик З «А»класса с проектом о березе. Еженедельно подводились итоги работы по благоустройству. Учащиеся 4-х классов выращивали рассаду, подобранную «озеленителями» и «дизайнерами». Учащиеся «экологи» заносили результаты работы в специальные таблицы и еженедельно подводили итоги работы.

В результате в нашей школе появились необычные классные зеленые уголки. В ходе подведения итогов отметили классы Е.Н. Осьмининой, М.В. Востриковой, Г.В. Назаровой. По итогам городского смотра территории МОУ «НОШ №29» была отмечена в числе лучших образовательных учреждений.

Таким образом, активное вовлечение младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов и внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, охрана и подкормка птиц, изучение родного края помогает ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе.

Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Отчет по работе над проектом

К работе над данным проектом педагогический коллектив школы приступил со следующей целью – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Роль учителя в данной проектной деятельности - основная и ведущая. Учитель выступает в роли помощника и консультанта участников проекта. Именно с помощью учителя дети генерируют идеи, составляют план работы и претворяют в жизнь свои проекты.

В проекте участвовали 158 учащихся нашей школы, 8 учителей,а также технический персонал и родители учеников. На подготовительном этапе с помощью педагогического состава была проведена мотивация всех участников проекта. В процессе планирования предстоящей работы и погружения в проект, выявились наиболее активные и заинтересованные учащиеся: Сапрыкин Артем, Черепова Дарья, Мачака Илья, Дмитриенко Марина, Бадюк Анастасия, Ермошин Антон, Хрунов Виталий, Васильева Алена, Дудник Мария, Чукалина Анастасия. Они представили наиболее интересные проекты.

В холе реализации проектов проявили себя следующие учащиеся: Аверин Влад, Воротников Михаил, Осипов Денис, Стрельцова Дарья, Логинова Юлия.

Конечным итогом нашей деятельности можно считать создание одной из лучших клумб в городе на пришкольном участке. А территория возле школы привлекает внимание и вызывает одобрение всех жителей нашего микрорайона своей эстетичностью, ухоженностью и красотой.

Но вся эта работа требовала материальных затрат, которые не всегда можно было решить. Участники проекта испытывали некоторые затруднения в приобретении качественных саженцев.

Все учащиеся, которые вели «Экологический дневник школьника» проявили себя творчески и активно в районе над реализацией данного проекта. В этом, безусловно, большая заслуга учителей, которые являлись генераторами идейи помощниками-консультантами.

Подводя итоги, каждый класс получил сладкий пирог за различные этапы работы и удовлетворение своей деятельностью.

В будущем мы планируем вовлечь в благоустройство территории жителей ближайших домов.