Урок по окружающему миру во 2-м классе. Тема: "Как не любить нам эту землю!"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • воспитывать экологически грамотных детей, умеющих вести себя в окружающей нас среде, желающих заботится о своём родном крае, селе, улице;
  • расширить знания детей о животном и растительном мире;
  • прививать любовь, бережное и гуманное отношение к природе.

 Девочка:

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
На встречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
(С.Смирнов)

Ведущий: Ребята! Сегодня нам предстоит совершить одно увлекательное путешествие по нашей планете – Земля. Во время путешествия мы увидим и услышим много интересного о природе, растительном и животном мире нашей планеты. В путешествие с нами отправятся 2 команды. Давайте познакомимся с ними. (Приветствие команд).

Ведущий: Мы видим, что команды готовы к путешествию. И так мы отправляемся в путь.

Презентация

1 тур “Птицы – наши друзья” (Слайд 2)

В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и сёлах, в степи и на полях, в садах и парках, и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц.

Мальчик:

Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнуться.

Девочка:

Поделитесь с птицами едой,
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той
И сердца в груди у вас не камень.

Мальчик:

Поделитесь с птицами едой,
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над полою водой
До своих гнездовий шумной стаей.

Девочка:

Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну, а с песней жить-то интересней,
До ста лет всё будешь молодой.
Поделитесь с птицами едой !

Ведущий: У вас на столах карточки с буквами, из них надо сложить 2 названия домашних птиц. (Слайд 3)

У С У С
П Ь П Ь
Е Т Е Т
Х Г Х Г

Ответ: гусь, петух.

Пока команды составляют слова с болельщиками проводится игра “Мудрый филин”. Нужно из 15 букв составить 5 слов: Е, Л, Ь, Л, У, К, И, В, А, Д, У, Б, Л, У, Г. (ель, лук, ива, дуб, луг).

Ведущий: Теперь отгадаем загадки. Я каждой команде буду поочередно предлагать загадку. За каждый правильный ответ вы получаете по 1 баллу.

Ночь, как смола, черным черна.
Серой птице не до сна.
Меж кустов как тень скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко.
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава,
Это ухает …… (Сова). (Слайд 4).

Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей). (Слайд 5).

Чёрный жилет,
Красный берет.
Нос, как топор,
Хвост, как упор. (Дятел). (Слайд 6).

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица). (Слайд 7)

Ведущий: Молодцы! Как вы хорошо знаете птиц. Мы продолжаем наше путешествие и следующий тур “Вода” (Слайд 8)

Мальчик:

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Девочка:

Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.

Мальчик:

Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить:
Без неё нам не прожить!

Ведущий: А сейчас мы с вами поиграем в игру “Кто самый ловкий”

Дети встают по командам. Им нужно будет, не расплескав воды, перенести её из одного ведра в другое стаканом. В чьём ведре будет больше воды, та команда получает 1 балл.

Ведущий: Ну, как ребята, маленько отдохнули? Продолжаем наше путешествие. (Слайд 9)

Знаете ли вы, что…

  • …В составе тела человека около 70 % воды: 2/3 её содержится в клетках организма, примерно 3 л – в кровеносных сосудах.
  • …В сутки человек использует на бытовые нужды 250-500 л воды.
  • …При неисправности крана с самой тоненькой струйкой воды за сутки может уйти в канализацию до 150 л чистейшей питьевой воды.

Ведущий: Ребята, а кто из вас знает, сколько океанов на планете? Назовите их.

  • А какое море самое соленое? (Мёртвое)
  • Назовите начало и конец реки. (Исток, устье)
  • Самая длинная река в Пермском крае? (Кама. Её длина от истока до устья в естественных условиях – 2 032 км)

Ведущий: Молодцы! Наше путешествие продолжается дальше, но впереди нас ждут трудные испытания. Следующий тур “ Мы нуждаемся в вашей помощи!”(Слайд 10).

К нам поступили жалобы обитателей садов, лесов, огородов. Ребята, вы готовы помочь нашим друзьям?

  • Ситуация 1. (Слайд 11)

Гуляя с родителями по лесу, Света и Алёша увидели большой муравейник.
- Давайте посмотрим, что внутри муравейного домика, - сказал Алёша.
- Давайте, - с интересом ответила Света.
Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала: “Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что…”

Вопрос: Что сказали бы муравьи?

Вопросы болельщикам:

  1. Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива)
  2. Дерево – символ нашей Родины. (Берёза)
  3. Какие лекарственные травы лечат простуду? (Мать-и-мачеха, подорожник, душица, мята и т.д.)
  4. Какая ягода бывает чёрной, белой, красной ? (Смородина)
  • Ситуация 2. (Слайд 12)

На день рождения Кате подарили щенка. Наконец-то сбылась её мечта. Она так долго уговаривала маму купить ей щенка или котёнка. И вот теперь у неё появился новый друг – щенок по кличке “Верный”. Катя первое время играла с ним, кормила, гуляла. А потом у неё появилась новая говорящая кукла. О щенке Катя вспоминала редко, а когда он заболел, сказала маме: “Больной собаке не место в доме, пусть живёт на улице”.

Вопрос: Правильно ли поступила девочка?

Вопросы болельщикам:

  1. Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождливой)
  2. Какая птица подбрасывает своё яйцо в другие гнёзда? (Кукушка)
  3. Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет)
  4. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)
  • Ситуация 3. (Слайд 13)

Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.
- Что ты делаешь? – спросила старушка.
- Пчёл прогоняю, они цветы жалят.
Старушка улыбнулась и, подозвав мальчика, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивлённо почав плечами: “А я и не знал об этом.”

Вопрос: Что рассказала Олегу старушка?

Вопросы болельщикам:

  1. Кто меняет шубу два раза в год? (Белка, заяц, лиса)
  2. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
  3. Каких зайцев называют листопадничками? (Которые родятся осенью, в листопад)
  4. Куда зайцу бежать удобнее, с горы или в гору? (У зайца передние ноги короткие, а задние длинные, легче бежать в гору, с горы заяц катится кубарем)
  • Ситуация 4. (Слайд 14)

Серёжа рассказал: когда они гуляли с папой по лесу, то развели костёр и пекли картошку. Потом папа залил костёр из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.

Вопрос: Правильно ли поступил папа?

Ведущий: Молодцы, а вы ребята знаете, что место после кострища в лесу не зарастёт 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет, полиэтиленового пакета – 200 лет.

И впереди у нас новый тур “Эти забавные животные”.

Сейчас внимательно послушайте описания животного и попытайтесь угадать о ком идёт речь.

  • “Это родственница кошки, раскрашена пятнами. Уши у неё с кисточками, а морда с “бакенбардами”. Хвост… а хвоста-то, можно сказать почти нет – короткий он, словно обрубленный. Так себе хвостик…” (Рысь). (Слайд 15).

Рысь – типичный для тайги хищник (длиной до 1 м, массой 8-15 кг) довольно крупных размеров, с гибким телом и коротким хвостом (20-30 см), тупой кончик которого как бы отрублен.

Основной образ жизни рыси осёдлый. Главным кормовым объектом для неё являются зайцы-беляки. Кроме того, рысь нападает на куропаток, рябчиков, тетеревов, лисиц, мелких грызунов.

Рысь встречается в глухих, хвойных лесах. Водится в Карпатах, на Кавказе, в Средней Азии. Везде она малочисленна. Некоторые виды рысей занесены в Красную книгу.

  • “Это самая крупная дикая кошка. В Индии говорят: что после слона это самый умный зверь в джунглях. Это очень чистоплотный зверь. На солнечной поляне этого полосатого зверя заметить нетрудно. Он не рычит так громко, как лев.” (Тигр). (Слайд 16).

Длина тела тигра около 3 м, а масса до 250 кг. Несмотря на большие размеры и огромную силу, тигр держится очень осторожно, умеет маскироваться и совершенно бесшумно передвигается в лесной чаще. Он нападает на диких кабанов, оленей и косуль. Добычу, прежде чем съесть, потрошит, сдирает зубами шерсть. А когда поест, полощет зубы и рот в воде.

Тигры водятся в Южной Азии, в Закавказье, Средней Азии и на Амуре.

Некоторые виды тигров занесены в Красную книгу.

  • “Это животное охотится ночью. Хорошо ловит мышей. У него короткие ноги. Почуяв опасность, сворачивается в клубок и выставляет острые твёрдые иглы.” (Ёж). (Слайд 17).

Ёж – хищное ночное животное небольших размеров (длина тела 20-30 см, масса – 700-800 г) с коротким хвостом. Обитает он в основном в смешанных и широколиственных лесах.

Проводит в зимней спячке более шести месяцев. Спит, свернувшись калачиком, в логове, который всё лето утеплял мхом, листьями и травой. Пищей ему служат жуки, дождевые черви, мокрицы, лягушки, ящерицы, змеи, мыши.

В Красную книгу занесён один вид – Даурский ёж.

Ведущий: Давайте все немного отдохнём и вспомним танец “Маленьких утят”.

Ведущий: У нас с вами ребята остался последний тур “ На лесной опушке”.

Ученик:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве
Сквозной
Просветы в небо. Что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.

Сейчас мы узнаем, кто из вас хорошо знает лес.

Загадки:

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк). (Слайд 18).

Белая корзинка –
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце. (Ромашка). (Слайд 19).

Растёт в траве Алёнка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдёт,
Всяк поклон отдаёт. (Земляника). (Слайд 20).

Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза). (Слайд 21).

Ведущий: Вот и подошло наше путешествие к концу. Ребята, а если хочешь быть другом природе, какие правила надо знать? (Ответы детей).

Подводятся итоги.

Ведущий: Хоть и грустно расставаться, но наше путешествие подошло к концу. Я надеюсь, что за время нашего путешествия вы приобрели новых друзей, которым вы всегда рады будете помочь.

Мальчик:

Смотрю на глобус - шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
- Ты береги нас, береги!

Девочка:

В тревоге рощи и леса,
Роса на тропах, как слеза!
И тихо просят родники:
- Ты береги нас, береги!

Мальчик:

Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
- Ты береги нас, береги!

Девочка:

Остановил олень свой бег:
- Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги.
- Ты береги нас, береги!

Мальчик:

Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
“Я сберегу вас, сберегу!”

 Презентация