Внеклассное мероприятие по истории. Викторина "Дела давно минувших дней…"

Разделы: История и обществознание


1 ведущий: Уважаемые игроки, болельщики, члены жюри! Мы рады приветствовать вас на сегодняшней большой игре Знатоков истории.

2 ведущий:

История не терпит суесловья,
В ней только факты, даты, имена.
За ними чья-то непростая доля,
Великие свершенья и дела.

1 ведущий:

В потоке времени, в сплетении дорог
Бывало всё: и взлёты и паденья,
И слава подвига, и тяжкий плен тревог,
Война и мир, победы, пораженья

2 ведущий:

И вот миновали те годы,
Столетия вслед протекли.
Народы сменили народы,
Лицо изменилось Земли.

1 ведущий:

Но нити времён не порвались,
Мы дети всё той же Земли.
Нам предки страну завещали
Беречь, защищать и любить.

2 ведущий: Итак, мы начинаем нашу викторину.

1 ведущий:

Поля, равнины, города, селенья
Поведают историю кипевших здесь страстей…

2 ведущий: Первый тур нашей викторины называется “Историческое место”

1 тур - “Историческое место”

  1. Где были найдены останки древнейшего человека? (Восточная Африка)
  2. Где находится Запорожская (Украина, Днепр)
  3. Какой древнерусский город называли “матерью городов русских” (Киев)
  4. Какой древнерусский город называли “Господином Великим..” (Новгород)
  5. Почему селение, на месте которого появилась Москва, называли Кучково? (оно принадлежало боярину Степану Кучке)
  6. Монахом какого монастыря был древний летописец Нестор? (Киево-Печерского)
  7. Именно этот город на берегу Белого моря стал первым морским портом России (Архангельск)
  8. Именно здесь был подписан акт о капитуляции Японии, завершивший вторую мировую войну (американский линкор “Миссури”)

(Жюри подводит итоги первого тура)

1 ведущий: Итак, дорогие участники, боевое крещение вы прошли, но вся борьба еще впереди. Состязание продолжается.

2 ведущий: Вам предстоит по стихотворному отрывку узнать событие или историческую личность.

2 тур - “История в стихотворных строчках”

  1. О каком неудачном для русских сражении говорится в этом поэтическом отрывке:

О, кто в то мгновение ведал –
Жгла очи метельная мгла,
Что дальней предтечей победы
Контузия эта была. (Сражение под Нарвой в Северной войне).

  1. Где происходило сражение, о котором говорит поэт:

По льду летели с лязгом, громом,
К мохнатым гривам наклоняясь,
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь. (Ледовое побоище).

  1. О ком говорится в этих строчках:

Куда ты ведешь нас?...Не видно ни зги! –
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, видно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти! (Иван Сусанин)

  1. О ком говорится в этом стихотворном отрывке:

Он родился свободным
Под отеческим кровом,
Но в железные цепи
Был врагами закован.
Бьется он на чужбине
Не за милый, далекий,
За родительский кров:
Льется в битве жестокой
Гладиатора кровь. (Спартак”)

  1. О каком событии говорится:

Черной тучей конница Мамая
Затянула весь простор степной,
Но её удары принимая,
Выстроились русичи стеной. (Битва на Куликовом поле)

  1. О каком событии говорится:

С вождём покой в объятьях сна
Дружина храбрая вкушала;
С Кучумом буря лишь одна
На их погибель не дремала.
Страшась вступить с героем в бой,
Кучум к шатрам , как тать презренный
Прокрался тайною тропой,
Татар толпою окруженный. (Смерть Ермака)

  1. О каком событии говорится:

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу. (Строительство Петербурга)

  1. О ком эта эпиграмма А.С. Пушкина:

Он мало царствовал, но много начудесил:
Сто двадцать пять в Сибирь сослал
И пятерых – повесил! (Николай Первый)

(Жюри подводит итоги второго тура)

1 ведущий:

Судьба России, боль её и слава
В сердцах великих отклик свой нашли.
Они поведали потомкам правду
О временах, что в прошлое ушли!

2 ведущий: Девиз нашего третьего конкурса “Имеющий уши да услышит, имеющий разум да поймет!”. Вы должны определить, кому принадлежат слова:

3 тур - “Голоса из прошлого”

  1. “Дотоле моей ноги в Москве не будет, покуда бояре там всем заправляют. А что до народа московского, то зла на него моего царского нету”. (Ивану Грозному).
  2. “Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская Земля!” (Александру Невскому).
  3. “Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”. (Наполеону).
  4. “Вселенная не имеет края, но безмерна и бесконечна”. (Джордано Бруно).
  5. “Каждый воин должен понимать свой маневр. Воюют не числом, а умением”. (Александру Суворову).
  6. “Государство – это я!” (Людовику XIV)
  7. “Весело слушать, когда подданные открыто говорят государю правду. Вот чему надо учиться у господ англичан”. (Петру Первому).
  8. “Врагов тьма тьмущая, многая множество бесчисленно, воскликнул князь, - но лучше честная смерть, чем позорная жизнь!” (Дмитрию Донскому).

(Жюри подводит итоги третьего тура)

1 ведущий: А теперь мы предлагаем вам немного отдохнуть от трудов умственных. Пусть сейчас поработают ваши руки.

2 ведущий: “Что нам стоит дом построить! Нарисуем – будем жить” - таков девиз нашего следующего “строительного конкурса” .

1 ведущий: Последуем обычаям наших предков, которые строили свои жилища сообща.

4 тур - “Под крышей дома своего…”

Каждый игрок команды с завязанными глазами должен нарисовать определенную часть дома (ведущий показывает изображение в готовом виде отдельные части, которые должен отобразить каждый из игроков)

(Жюри подводит итоги четвертого тура)

1 ведущий: Мы переходим к следующему игровому туру - “Русская кухня 13-го века”. Ваша задача исключить из предложенных продуктов те, которых не могло быть в рационе жителей России того времени.

2 ведущий раздает разносы с продуктами.

5 тур - “Русская кухня 13-го века”

Предлагается следующий набор продуктов:

  • напитки: чай, квас, кофе;
  • крупа: гречневая, пшенная, рисовая;
  • овощи: помидоры, огурцы, картофель, лук, редька, свекла;
  • фрукты: апельсин, яблоко, киви, банан, виноград.

(Жюри подводит итог пятого тура)

1 ведущий: Наш следующий конкурс называется “Живописная мозаика”.

2 ведущий: Вам предлагается репродукция известной картины, но в разрезанном виде. Вы должны её сложить, определить её название и автора. Дополнительный балл получит команда, сложившая картинку раньше.. Значит, максимальный балл в этом конкурсе - 3 балла.

6 тур - “Живописная мозаика”

Предлагаются пакеты с разрезанными репродукциями картин, изучаемыми в курсе истории России (“Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, “Тройка”, “Девочка с персиками”, “Иван Грозный и сын его Иван”)

( Жюри подводит итоги шестого тура)

1 ведущий:

Театр уж полон, ложи блещут.
Партер и кресла – всё кипит.
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.

2 ведущий: Вы уже поняли, что наш следующий конкурс будет связан с театром. Но театр наш необычный. Это – театр одного актера, да к тому же ещё немого. Игрок – актер должен без слов, только мимикой и жестами раскрыть смысл известной пословицы или поговорки. А команда должна угадать.

7 тур – “Театр одного актёра”

(“Тише едешь – дальше будешь”, “Без труда не вынешь и рыбку из пруда”, “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”, “Кто рано встаёт, тому Бог подает”, “Чужая душа – потемки”, “Любишь кататься – люби и саночки возить”)

(Жюри подводит итоги седьмого тура)

1 ведущий: А сейчас вам предстоит проверить свои знания в области изобразительного искусства.

2 ведущий: Это заключительный тур нашей большой игры. Он называется “История в бронзе и камне”

8 тур – “История в бронзе и камне”

Игрокам предлагаются изображения различных памятников. Общий балл за информацию о памятнике 6 баллов: 1балл – за ответ, кому или какому событию посвящен; 3 балла – если указан автор; 2 балла – если указано местонахождение памятника.

(Жюри подводит итоги 8 тура)

Подведение итогов викторины и награждение победителей