1 ведущий: Уважаемые игроки, болельщики, члены жюри! Мы рады приветствовать вас на сегодняшней большой игре Знатоков истории.
2 ведущий:
История не терпит суесловья,
В ней только факты, даты, имена.
За ними чья-то непростая доля,
Великие свершенья и дела.
1 ведущий:
В потоке времени, в сплетении дорог
Бывало всё: и взлёты и паденья,
И слава подвига, и тяжкий плен тревог,
Война и мир, победы, пораженья
2 ведущий:
И вот миновали те годы,
Столетия вслед протекли.
Народы сменили народы,
Лицо изменилось Земли.
1 ведущий:
Но нити времён не порвались,
Мы дети всё той же Земли.
Нам предки страну завещали
Беречь, защищать и любить.
2 ведущий: Итак, мы начинаем нашу викторину.
1 ведущий:
Поля, равнины, города, селенья
Поведают историю кипевших здесь страстей…
2 ведущий: Первый тур нашей викторины называется “Историческое место”
1 тур - “Историческое место”
- Где были найдены останки древнейшего человека? (Восточная Африка)
- Где находится Запорожская (Украина, Днепр)
- Какой древнерусский город называли “матерью городов русских” (Киев)
- Какой древнерусский город называли “Господином Великим..” (Новгород)
- Почему селение, на месте которого появилась Москва, называли Кучково? (оно принадлежало боярину Степану Кучке)
- Монахом какого монастыря был древний летописец Нестор? (Киево-Печерского)
- Именно этот город на берегу Белого моря стал первым морским портом России (Архангельск)
- Именно здесь был подписан акт о капитуляции Японии, завершивший вторую мировую войну (американский линкор “Миссури”)
(Жюри подводит итоги первого тура)
1 ведущий: Итак, дорогие участники, боевое крещение вы прошли, но вся борьба еще впереди. Состязание продолжается.
2 ведущий: Вам предстоит по стихотворному отрывку узнать событие или историческую личность.
2 тур - “История в стихотворных строчках”
- О каком неудачном для русских сражении говорится в этом поэтическом отрывке:
О, кто в то мгновение ведал –
Жгла очи метельная мгла,
Что дальней предтечей победы
Контузия эта была. (Сражение под Нарвой в Северной войне).
- Где происходило сражение, о котором говорит поэт:
По льду летели с лязгом, громом,
К мохнатым гривам наклоняясь,
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь. (Ледовое побоище).
- О ком говорится в этих строчках:
Куда ты ведешь нас?...Не видно ни зги! –
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, видно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти! (Иван Сусанин)
- О ком говорится в этом стихотворном отрывке:
Он родился свободным
Под отеческим кровом,
Но в железные цепи
Был врагами закован.
Бьется он на чужбине
Не за милый, далекий,
За родительский кров:
Льется в битве жестокой
Гладиатора кровь. (Спартак”)
- О каком событии говорится:
Черной тучей конница Мамая
Затянула весь простор степной,
Но её удары принимая,
Выстроились русичи стеной. (Битва на Куликовом поле)
- О каком событии говорится:
С вождём покой в объятьях сна
Дружина храбрая вкушала;
С Кучумом буря лишь одна
На их погибель не дремала.
Страшась вступить с героем в бой,
Кучум к шатрам , как тать презренный
Прокрался тайною тропой,
Татар толпою окруженный. (Смерть Ермака)
- О каком событии говорится:
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу. (Строительство Петербурга)
- О ком эта эпиграмма А.С. Пушкина:
Он мало царствовал, но много начудесил:
Сто двадцать пять в Сибирь сослал
И пятерых – повесил! (Николай Первый)
(Жюри подводит итоги второго тура)
1 ведущий:
Судьба России, боль её и слава
В сердцах великих отклик свой нашли.
Они поведали потомкам правду
О временах, что в прошлое ушли!
2 ведущий: Девиз нашего третьего конкурса “Имеющий уши да услышит, имеющий разум да поймет!”. Вы должны определить, кому принадлежат слова:
3 тур - “Голоса из прошлого”
- “Дотоле моей ноги в Москве не будет, покуда бояре там всем заправляют. А что до народа московского, то зла на него моего царского нету”. (Ивану Грозному).
- “Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская Земля!” (Александру Невскому).
- “Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”. (Наполеону).
- “Вселенная не имеет края, но безмерна и бесконечна”. (Джордано Бруно).
- “Каждый воин должен понимать свой маневр. Воюют не числом, а умением”. (Александру Суворову).
- “Государство – это я!” (Людовику XIV)
- “Весело слушать, когда подданные открыто говорят государю правду. Вот чему надо учиться у господ англичан”. (Петру Первому).
- “Врагов тьма тьмущая, многая множество бесчисленно, воскликнул князь, - но лучше честная смерть, чем позорная жизнь!” (Дмитрию Донскому).
(Жюри подводит итоги третьего тура)
1 ведущий: А теперь мы предлагаем вам немного отдохнуть от трудов умственных. Пусть сейчас поработают ваши руки.
2 ведущий: “Что нам стоит дом построить! Нарисуем – будем жить” - таков девиз нашего следующего “строительного конкурса” .
1 ведущий: Последуем обычаям наших предков, которые строили свои жилища сообща.
4 тур - “Под крышей дома своего…”
Каждый игрок команды с завязанными глазами должен нарисовать определенную часть дома (ведущий показывает изображение в готовом виде отдельные части, которые должен отобразить каждый из игроков)
(Жюри подводит итоги четвертого тура)
1 ведущий: Мы переходим к следующему игровому туру - “Русская кухня 13-го века”. Ваша задача исключить из предложенных продуктов те, которых не могло быть в рационе жителей России того времени.
2 ведущий раздает разносы с продуктами.
5 тур - “Русская кухня 13-го века”
Предлагается следующий набор продуктов:
- напитки: чай, квас, кофе;
- крупа: гречневая, пшенная, рисовая;
- овощи: помидоры, огурцы, картофель, лук, редька, свекла;
- фрукты: апельсин, яблоко, киви, банан, виноград.
(Жюри подводит итог пятого тура)
1 ведущий: Наш следующий конкурс называется “Живописная мозаика”.
2 ведущий: Вам предлагается репродукция известной картины, но в разрезанном виде. Вы должны её сложить, определить её название и автора. Дополнительный балл получит команда, сложившая картинку раньше.. Значит, максимальный балл в этом конкурсе - 3 балла.
6 тур - “Живописная мозаика”
Предлагаются пакеты с разрезанными репродукциями картин, изучаемыми в курсе истории России (“Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, “Тройка”, “Девочка с персиками”, “Иван Грозный и сын его Иван”)
( Жюри подводит итоги шестого тура)
1 ведущий:
Театр уж полон, ложи блещут.
Партер и кресла – всё кипит.
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
2 ведущий: Вы уже поняли, что наш следующий конкурс будет связан с театром. Но театр наш необычный. Это – театр одного актера, да к тому же ещё немого. Игрок – актер должен без слов, только мимикой и жестами раскрыть смысл известной пословицы или поговорки. А команда должна угадать.
7 тур – “Театр одного актёра”
(“Тише едешь – дальше будешь”, “Без труда не вынешь и рыбку из пруда”, “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”, “Кто рано встаёт, тому Бог подает”, “Чужая душа – потемки”, “Любишь кататься – люби и саночки возить”)
(Жюри подводит итоги седьмого тура)
1 ведущий: А сейчас вам предстоит проверить свои знания в области изобразительного искусства.
2 ведущий: Это заключительный тур нашей большой игры. Он называется “История в бронзе и камне”
8 тур – “История в бронзе и камне”
Игрокам предлагаются изображения различных памятников. Общий балл за информацию о памятнике 6 баллов: 1балл – за ответ, кому или какому событию посвящен; 3 балла – если указан автор; 2 балла – если указано местонахождение памятника.
(Жюри подводит итоги 8 тура)
Подведение итогов викторины и награждение победителей