Цель: закрепление знаний об особенностях строения мышечных и нервной тканей животных.
Задачи:
- Образовательные:
- выяснить степень усвоения учащимися терминологии по теме;
- изучить разнообразие и особенности строения мышечных и нервной тканей на микропрепаратах в процессе выполнения лабораторной работы;
- установить взаимосвязь строения и функций изучаемых тканей.
- Развивающие:
- развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение;
- совершенствовать навык работы с лабораторным оборудованием (световым микроскопом, микропреператами);
- продолжить работу по формированию умения определять ткани по микрофотографиям;
- развивать коммуникативные умения и навыки.
- Воспитательные:
- осуществлять трудовое воспитание в процессе лабораторной работы;
- продолжить работу по формированию научного мировоззрения.
Тип урока: урок-практикум (урок-лаборатория).
Продолжительность: 45 мин.
Оборудование: УМК “Сферы” по биологии, световые микроскопы, микропрепараты “Гладкая мышечная ткань”, “Поперечно-полосатая мышечная ткань”, “Нервная ткань”; карточки с определениями, микрофотографии гистологических препаратов, плакаты по теме урока.
Структура урока:
- Организационный момент – 3 мин.
- Проверка домашнего задания – 8 мин.
- Изучение нового материала (лабораторная работа) – 22 мин.
- Закрепление – 8 мин.
- Домашнее задание – 2 мин.
- Итог урока – 2 мин.
- Организационный момент – 3 мин. (Слайд 1)
Приветствие, сообщение темы урока, настрой учащихся на работу (прочтение вымышленного письма директору школы).
Письмо директору школы.
Уважаемая Светлана Ивановна! Вас приветствует Центр поддержки талантливой молодёжи “Сферы”. Наша организация стремится сделать школьную жизнь интереснее и увлекательнее, выявить учащихся, которые увлекаются биологией, любят работать с микроскопом и проводить исследования. Во многих школах для таких ребят создана и успешно работает сеть лабораторий “ВИТА-ЮНИОР”. Сотрудниками лабораторий являются сами школьники. Они проводят изучение клеточного строения живых организмов, работают со световыми и электронными микроскопами, выполняют исследовательские работы на занятиях творческой мастерской “От А до Я”. Если в вашей школе есть такие ребята, мы предлагаем и Вам создать школьную лабораторию.
Вопрос классу: у нас есть такие ребята? Интересное предложение, не правда ли? Но не всё так просто, одного желания мало. Важно, чтобы были знания, умения и навыки.
Чтобы стать сотрудником лаборатории, необходимо: (слайд 2)
- знать биологические термины;
- уметь выполнять тестовые задания;
- быть внимательным и сообразительным;
- иметь навык работы с микроскопом;
- уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей;
- уметь определять микропрепараты по фотографиям.
(Все задания на уроке построены в соответствии с указанными задачами. Перед формулировкой каждого задания учитель обращает внимание на соответствующее требование).
Вопрос классу: желающие попробовать стать сотрудниками лаборатории ещё остались? Термины мы изучали, с микроскопом работали, значит, должны справиться с заданиями. Но успеха можно достичь только при условии, что активно работать будет весь класс.
- Проверка домашнего задания – 8 мин.
- Требование первое: знать биологические термины.
Проверка знания терминов в форме игры “Ромашка” - 3 мин.
На лепестках написаны биологические термины по теме урока, учащиеся по очереди выбирают лепестки, читают термин и формулируют определение.
Термины: ткань, рефлекс, аксон, рецептор, импульс.
- Требование второе: уметь выполнять тестовые задания.
Задания в тетради-тренажёре – 2 мин.
- Стр. 24 № 15 (особенности строения разных видов мышечной ткани);
- стр. 24 № 16 (ткань, характерная только для животных);
- стр. 24 № 20 (тест про свойства нервной ткани);
- стр. 26 № 7 (закончить фразу о преимуществах объединения клеток в ткани).
- Требование третье: быть внимательным и сообразительным.
Упражнение на внимательность – 3 мин. (разворот учебника, с. 42-43)
Сопоставление текста учебника на стр. 43, рисунка в разделе “Биофокус” и медиаобъекта об особенностях передачи нервного импульса. Учащимся необходимо найти несоответствие в назначении длинных и коротких отростков нейрона в тексте учебника и речи диктора, озвучивающего процесс передачи импульса.
- Изучение нового материала (лабораторная работа № 8) – 22 мин. (Слайд 3)
- Требование четвёртое: иметь навык работы с микроскопом.
- Выполнение лабораторной работы на с. 22-23 тетради-практикума.
- Инструктаж по охране труда и технике безопасности.
Физкультминутка (расслабляющая пауза). В целях здоровьесбережения и эмоциональной разрядки рекомендуется провести 2-3 упражнения на переключение зрения с микро- на макрообъекты, а также несколько упражнений для расслабления мышц шеи, спины и кистей рук. В завершении предложить ребятам поблагодарить друг друга за успешное выполнение лабораторной работы торжественным рукопожатием.
IV. Закрепление – 8 мин.
- Требование пятое: уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей.
- Установить взаимосвязь строения и функций гладкой мышечной ткани – 3 мин.
(Проверка правильности сформулированного вывода в лабораторной работе № 8). (Разворот учебника, с. 42-43).
- Требование шестое: уметь определять микропрепараты по фотографиям.
- Определение тканей по микрофотографиям – 3 мин. (слайды № 4- №10)
- Домашнее задание – 2 мин.
Повторить материал по теме: “Ткани”, подготовиться к проверочной работе. Проверить, чтобы были выполнены все задания в тетради-тренажёре.
- Итог урока – 2 мин. (слайд 11)
Написание рекомендательного письма руководителю Центра поддержки талантливой молодёжи “Сферы”.
Уважаемый руководитель центра поддержки
талантливой молодёжи “Сферы!”
Я, _________________________________________,
учени___ 6 класса “А” МОУ СОШ № 12 с УИОП,
рекомендую Вам принять для работы в лаборатории
“ВИТА-ЮНИОР” нового сотрудника
_______________________________________ , так как ______________________________
______________________________________________
______________________________________________
Дата: _________
Подпись: ____________
Проверить выполнение требований, изложенных в тексте письма. (Слайд 12) Подвести итоги урока. Сообщить оценки за урок.
Спасибо за внимание!
Фотографии с урока приведены в Приложении 2.