Урок-викторина для учащихся 9-го класса. Тема: "Избирательное право. Избирательный процесс"

Разделы: История и обществознание


Те, кто Россией призван управлять,
Должны людьми быть совести и чести!”
М.И. Кириллов

Цели:

  • Проверить знания учащихся по теме “Избирательное право”
  • Закрепить знания об основных принципах участия граждан в выборах, о значении участия граждан в выборах.
  • Воспитывать гражданские и патриотические ценности, взгляды и убеждения.

Оформление: в классе размещены плакаты:

  • Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
  • Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, обладающим своим “отверстием”. Или он - Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.

Ход викторины

  1. Объявление темы и целей мероприятия.

Совсем скоро вы станете обладать правом выбирать и быть избранным. Сегодня мы с вами проверим ваши знания по этому вопросу, которые вы получили, изучая предложенную вам специальную литературу.

(Класс разделен на две команды, вопросы командам задаются по очереди, ответы оценивает жюри по баллам, на мероприятии присутствует 8 класс)

  1. Представление команд:

Педставьте:

  1. название команды;
  2. девиз.

Например:

  • Команда “Знатоки”; девиз: “Знатоки непобедимы, голосуем мы едино!”
  • Команда “Граждане России”, девиз: “Гражданами России быть, а не казаться!”
  1. Разминка.

Проверьте знания друг друга. (Команды предлагают друг другу объяснить по 3 термина, которые заранее подготовлены).

Например: Что такое Конституция; общество; государство, гражданин? и т.д.

  1. Работа с документами.

(Оценивается быстрота и правильность ответа)

У каждой команды на столе находится Конституция РФ и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".

В течение одной минуты вы должны найти в Конституции РФ статью об избирательном праве граждан РФ. Давайте зачитаем.

Конституция РФ

Статья 32.

  • Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  • Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  • Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Вопросы к документу:

  1. О каком праве граждан РФ идет речь в статьях Конституции РФ?
  2. Что означает избирать и быть избранным?

Своим правом избирать вы сможете воспользоваться уже через три года, существуют определённые правила их проведения, закреплённые законодательством. Таков Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". Рассмотрите этот документ.

(После этой работы документы команды возвращают учителю)

  1. Кто больше напишет слов, связанных с понятием “выборы” за 2 мин.

Например: бюллетень, голосование, агитация, урна и т.д.

(Слова пишутся на листочках и сдаются жюри)

  1. Ответьте на вопросы:
  • Что такое выборы?
  • Почему нужно участвовать в выборах?

В нашей стране выборы проводятся на основании всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Что значит

  1. всеобщее;
  2. равное;
  1. прямое;
  2. тайное?

Поясните.

  • Что такое активное избирательное право?
  • Что такое пассивное избирательное право?

Перечислите стадии процедуры избирательного процесса в необходимом порядке:

(команды получают карточки, в которых перечислены стадии избирательного процесса)

  1. Подведение итогов.

Выборы; формирование избирательных комиссий; образование избирательных округов; обнародование результатов; выдвижение кандидатов; предвыборная агитация; назначение выборов.

  1. Ответьте на вопросы.

(Вопросы задаются командам по очереди)

  1. Кто назначает проведение выборов?
  2. Сколько кандидатов могут выдвигать партии?
  1. Назовите виды избирательных комиссий.
  2. Сколько подписей должен собрать кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения?
  1. Изобразить “живой” плакат, посвященный деятельности Государственной Думы.

(На подготовку 3 мин, приветствуется шутливость в исполнении задания)

  1. Конкурс капитанов.

Представьте, что вы кандидат в президенты России. Составьте вашу предвыборную программу. (На подготовку 5 мин)

(IX и X конкурсы готовятся параллельно)

  1. Подведение итогов.

(объявляются победители)

Вопросы для 8-го класса:

  • Что такое избирательное право?
  • Почему мы должны выполнять свою гражданскую обязанность?

Учитель: Не забывайте, что будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Будьте настоящими гражданами своей страны.