Цель: Активизация творческой и познавательной деятельности воспитанников, посредством использования современных педагогических технологий, через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий.
Задачи:
- формировать умения, навыки создания зрительных образов на основе интонационного анализа музыкального произведения;
- повышать уровень информационной культуры учащихся;
- развивать способности к интонационному анализу музыкального произведения и сравнительному анализу произведений искусства; музыкальное восприятие и творчество;
- нравственно-эстетическое воспитание учащихся, целостное, многогранное гармоничное развитие личности ребенка
Форма организации детского коллектива: групповая, фронтальная.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, диски с компьютерной программой, диски с музыкой: К.Сен-Санс “Карнавал животных”, Н.А. Римского-Корсаков опера- былина “Садко”, распечатанные раскраски с титульным листом, бланки с заготовкой для сочинения, макет аквариума, технологические карты с описанием изготовления рыбок в технике “оригами”.
План занятия:
- Организационный этап.
- Мотивационный этап.
- Изучение нового материала.
- Творческая работа.
- Повторение и закрепление материала.
- Свободное творчество
- Подведение итогов.
Ход занятия
Учитель музыки: Здравствуйте дорогие ребята! (Приложение 1.Слайд № 1). Сегодня вы узнаете много нового и интересного о музыке, сможете проявить свою творческую фантазию, но применить свои знания в работе с компьютером, а в конце нашей встречи, вас ждет сюрприз.
Посмотрите на мой талисман — хрустальный глобус, он поможет нам в нашем путешествии в сказочный мир прекрасного искусства. Будьте внимательны, в конце занятия вам предстоит ответить на вопрос о моем талисмане.
Итак, мы начинаем… (Приложение 1.Слайд № 2).
Повторите несколько раз за мной:
Камиль Сен-Санс… Удивительное красивое звукосочетание, не правда ли. Это имя великого французского композитора, который сочинял необыкновенную и удивительную музыку, такую же прекрасную, как природа. Много лет звучит она для людей, которые умеют слушать и понимать великое искусство…
Как вы думаете, можно ли музыкальными звуками передать, как тяжело шагает слон, как высоко прыгает кенгуру, как быстро бегают антилопы?
14 необыкновенных музыкальных образов Сен-Санс объединил в своеобразном музыкальном произведении, которая называется “Карнавал животных” или “Зоологическая фантазия”.
Сегодня я познакомлю вас с одной из пьес этого цикла. Внимательно послушайте, и попробуйте нарисовать в своем воображении картину. Попробуйте почувствовать и показать пластикой рук характер звучащей музыки.
(Звучит пьеса “Аквариум”).
Пластическое интонирование
Учитель музыки: Понравилась вам музыка?
Дети: Да, очень, она звучала необыкновенно мелодично
Учитель музыки: Какие прозвучали музыкальные инструменты?
Дети: Струнные, флейты, ксилофон, челеста.
Учитель музыки: Как называется группа музыкальных инструментов
Дети: Оркестр.
Учитель музыки: Предлагаю вам выбрать из списка пьес, название, подходящее для этого произведения.
(Приложение 1.Слайд № 3).
Учитель музыки: Молодцы, вы правильно выбрали название.Прозвучала пьеса “Аквариум”.
Тембры различных музыкальных инструментов, тончайшие динамические оттенки, льющаяся мелодия, неповторимая гармония звуков - важнейшие выразительные средства музыкального искусства, создают волшебную музыкальную картину.
Сейчас вам предстоит выполнить творческое задание: передать красоту музыки, через важнейшие художественно- выразительные средства живописи - цвет, цветовые сочетания, контур, тон
(Приложение 1.Слайд № 4).
Садитесь за компьютеры, начинаем работу. Вам предстоит раскрасить предложенную картинку, выбирая свои цвета и тона. Работа будет выполняться в программе Paint.
(Рисунок1).
Выполнение творческого задания. Самостоятельная работа с раскраской под звучание музыки. Оценка работ.
Учитель музыки: Музыкальное пространство дышит, пульсирует, расширяется и сужается, поражает красочностью звуковых сочетаний, и мы словно сами попадаем в большой звучащий аквариум. Ребята, на нашем занятии прозвучали слова: линия, тон, оттенки, картина, выразительные средства, пространство. (Приложение 1.Слайд № 5). Эти термины используются и в музыке и в живописи, о чем это нам говорит?
Дети: Это свидетельствует о том, что есть много общего между видами искусств.
Учитель музыки: Верно, между различными искусствами много общности. Я предлагаю вам ответить на вопросы теста.
Приложение 1. (Слайд № 6).
- Мы познакомились с французским композитором, которого зовут… (Камиль Сен-Санс);
- Камиль Сен-Санс сочинил необычное сочинение под названием….. (“Карнавал животных”);
- “Карнавал животных”- симфоническое произведение, состоящее из ….(14 пьес);
- Пьеса, которую мы слушали сегодня, называется … (“Аквариум”)
Учитель музыки: Музыку можно не только нарисовать, о ней можно рассказать словами, можно также проявить фантазию и мастерство. Я предлагаю вам разделиться на 2 группы, чтобы выполнить следующую творческую работу.
- Первая группа будет сочинять рассказ к прозвучавшей музыке, используя литературный план и слова для справок (Приложение 2)
- Вторая группа будет создавать рыбок, используя технику “оригами”, родина которой признана Япония. (Приложение 3).
(Чтение рассказа и оценка работ ребят).
Учитель музыки: Рассказ получился очень необычным, а этими красочными рыбками мы населим наш аквариум. (Приложение 4 - Макет аквариума, выполненного из картона, с аппликацией водорослей и вставками из настоящих ракушек). Ребята, как вы думаете, почему у вас получились такие замечательные работы?
Дети: Музыка пьесы была очень красивой и нам очень понравилась.
Учитель музыки: Мне тоже очень нравится музыка “Аквариума”, и я решила так о ней рассказать:
Сквозь серебристые струи воды,
среди мерцания изумрудной зелени,
неторопливо плавают прекрасные и беспомощные,
безмолвные рыбки. (Слайд №7).
Учитель музыки: Почему мой рассказ нельзя назвать стихотворением?
Дети: Потому, что в нем нет рифмы.
Учитель музыки: Вы правы, и это не случайность. Я сочинила его под впечатлением японской поэзии, для которой рифма не важна, потому, что главное — это передать словами свои чувства, ощущения, нарисовать с помощью слов картину.
Музыка может творить чудеса. Наше чудесное путешествие продолжается. И теперь, дорогие ребята, я приглашаю вас в сказочный мир музыки великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Помните ли вы былину про бесстрашного мореплавателя и талантливого музыканта Садко?
Дети: Да, это легенда о волшебной силе искусства. Песни Садко покорили силы природы, подводное царство, принесли славу великому Новгороду.
Учитель музыки: Сейчас мы, вместе с героем оперы-былины “Садко”, гусляром Садко отправляемся подводное царство. (Приложение1.Слайды № 8-№ 14)
Учитель музыки: Понравилось вам путешествие?
Дети: Да, было необыкновенно, загадочно очень красиво
Учитель музыки: Какие чувства оно у вас вызвало?
Дети: Восхищение, радость, интерес. 3
Учитель музыки: А теперь посмотрите на репродукцию картины великого французского художника Анри Матисса “Красные рыбки” (Приложение1.Слайд № 15).Подумайте, как каждый творец отражает свои чувства, мир своих образов?
Дети: Каждый творец по-своему отражает мир, композитор, - звуками, художник,- красками, поэт - в стихах или прозе.
Учитель музыки: Верно, каждый вид искусства — музыка, живопись, литература, говорит о своем на своем собственном языке. А теперь вопрос: как вы думаете, зачем я принесла на занятие свой талисман – хрустальный глобус?
Дети: Глобус помог нам совершить путешествие по странам: Франция, Япония, Россия., помог побывать в подводном царстве, глобус- символ знаний.
Учитель музыки: Молодцы, вы правильно ответили на мои вопросы.
(Приложение1.Слайд № 16)
Дорогие ребята! Мир искусства прекрасен и удивителен! Дорога туда начинается в вашей душе, в вашем сердце. Учитесь раскрывать свою душу для красоты, смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное и тогда, большой мир искусства откроет вам свои тайны.
На память о сегодняшнем занятии я приготовила для вас рисунки. Раскрасить которые вы можете дома, вспоминая музыку великого Сен-Санса. (Рисунок 1).