Цели:
- Показать красоту родной природы, воспитывать уважение и любовь к ней.
- Раскрыть экологическую проблему.
- Развивать познавательную активность, закрепить полученные знания о природе.
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!
Учитель: Как вы думаете, нужна ли природе помощь человека?
Дети: Нужна.
Учитель: В чем? Почему? (ответы детей)
Учитель: Сегодня на празднике мы будем говорить о истинной красоте русской природы.
Дети: Ель знакома всем с детства. Вместе с ней под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что здесь живут Баба-Яга, Леший и другие герои сказок. Потому что даже в жаркий солнечный день в еловом лесу всегда прохладно и темно. Обычай украшать елку пришел к нам издавна. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании теплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей. Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. Домой люди приносили еловые ветки. Ель растет 150-200 лет.
Дети: Клен желанный гость всех парков и улиц городов. Резные листья клена так красивы в осенний листопад. У клена крепкая древесина, ее широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. Кларнеты и флейты, из которых извлекают нежные мелодии, тоже сделаны из клена.
Дети: Полюбилась русскому народу белоствольная береза. Cколько песен, стихов, загадок и поговорок сложено о ней. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовая природная бумага.
Дети: Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют в кожевенном деле. Положите несколько листов дуба в банку с солеными огурцами - они станут хрустящими, крепкими, вкусными.
Учитель: Видите, ребята, какой у нас удивительный лес!
Дети:
Эту истину знаю отроду
И ее никогда не таю:
“Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою!”
Чтец 1:
В лесу я видел огород:
На грядках зеленели
Побеги всех родных пород-
Березы, сосны, ели.
И столько было здесь лесной
Кудрявой, свежей молоди!
Дубок в мизинец толщиной
Тянулся вверх из желудя.
Чтец 2:
Он будет крепок и ветвист,
Вот этот прут дрожащий.
Уже сейчас раскрыл он лист-
Дубовый настоящий.
Чтец 3:
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться-
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Чтец 4:
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану-
Присяду на пенек.
Чтец 5:
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
Учитель: А теперь давайте отправимся в лес за загадками.
- Из какого дерева делают спички? (Из сосны)
- Какое дерево применяется для заготовки лыж? (береза)
- Какое дерево цветет первым, а какое последним? (Ольха и липа)
- У каких деревьев осенью листья красные? (У клена и рябины)
- Из какого дерева делают пианино? (Из ели)
- Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и березовые)
- Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен)
- Какое дерево чаще всего высаживают в городах? (Липу)
- Сосну сажают для укрепления песков, а ель нет. Почему? (У сосны глубокая корневая система, а у ели поверхностная)
- Что за зверь лесной
Встал, как столбик
Под сосной и стоит среди травы,
уши больше головы. (Заяц)
- Кто зимой холодной
Бродит злой,
Голодный? (Волк)
- По веткам скачет,
Да не птица;
Рыжая, да не лиса? (Белка)
- Думал, кошка.
Крикнул: “Брысь!”
Оказалось, - это - … (Рысь)
- Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет
В деревне кур крадет? (Лиса)
- Какие деревья и кустарники цветут еще до распускания листьев? (Ольха, ива, орешник)
- Какой вред деревьям приносит сбор сока? (Дерево без сока зачахнет, погибнет)
- Почему мать-и-мачеху называют лекарственным растением? (Из ее листьев и цветов готовят настойку для лечения простудных заболеваний)
Учитель: Замечательно! О деревьях, растениях, животных поговорили. А вот о насекомых забыли.
- То погаснет,
То зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Ну, конечно… (Светлячок)
- Кто за печкою живет,
Спать мне ночью не дает? (Сверчок)
- Шесть рог без копыт,
Летит – жужжит,
Упадет – землю роет. (Жук)
- Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
- В лесу у пня суетня и беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи)
Учитель: Наша природа удивительно красива, добра к человеку и много дарит нам радости, здоровья. Как вы понимаете слова: “Судьба природы – наша судьба”?
Дети: Неживая и живая природа – все в природе взаимосвязано. Одно зависит от другого.
Учитель: Почему мы говорим, что природа в опасности?
Дети: Люди загрязняют природу – не заботятся о братьях наших меньших.
Чтец 6:
Лес - не только для нашей забавы,
Он богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Их, пожалуй, считать – не сочтешь!
Будьте верными лесу, ребята,
Ведь красивее мест не найдешь!
Ученик 1: Я расскажу о маленьких ранах. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, срывать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, уничтожать лягушек и жаб. Но будет ли природа хуже, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток или сорвешь всего 3-4 цветка?
Да, природа будет хуже! Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – Это маленькая рана, нанесенная природе.
А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.
Ученик 2: Я расскажу о ранах больших. С давних пор люди занимаются на земле хозяйством. Строят города и села, шоссейные дороги, возделывают поля. Все это необходимо. Но часто, чтобы построить город, проложить дорогу или создать новое поле. приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины. которой людям требуется очень много. Вот почему с каждым годом на Земле остается все меньше лесов.
Зато все больше загрязняется воздух, вода. Вы знаете, что они необходимы для жизни растений, животных, человека.
Из-за того, что лесов становится меньше, а воздух и а вода загрязняются, страдают многие растения и животные, которые раньше встречались часто, а сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности. Растениям и животным, которые внесены в Красную книгу, угрожает огромная опасность: они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как исчезли морская корова и странствующий голубь.
Учитель: Как можно сохранить исчезающие виды животных и растений?
Дети: Для того чтобы сохранить исчезающие виды растений и животных, люди создают заповедники.
Чтец 7:
“Заповедник” - это слово
Всем и каждому знаком.
В нем животных охраняют,
Кормят и оберегают.
Запрещают здесь охоту,
Проявляют здесь заботу
О растениях лесных,
Луговых и полевых,
Водоемов и болот.
Вся природа здесь живет
Под охраной человека
Много лет, от века к веку.
Учитель: Давайте же стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, Чтобы цвели цветы, пели птицы. Какие правила охраны природы, растений и животных вы можете сформулировать?
Дети:
- Находясь на природе, нельзя срывать растения для букетов. Букет можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
- На природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
- Больше растений сажать в городах и селах.
- Нельзя подходить близко к гнездам птиц.
- Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей.
- Обязательно подкармливай птиц зимой.
Чтец 8:
Люби родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
Здесь мы с тобой родились,
Живем мы с тобой на ней.
Так будем же, люди, все вместе
К земле относиться добрей.
Учитель: В руках человека, а значит, и в ваших руках красота и богатство родной земли. Помни об этом!