Одной из главных задач каждого государства является социальное становление личности. Будущее развитие нашего общества зависит от того, какие нравственные и духовные ценности будут сформированы у детей и подростков сегодня. Главное условие, обеспечивающее эффективность системы воспитания–личность педагога. Воспитание духовности требует от педагога высокой культуры и деликатности, умения найти гармонию между природой ребенка и общественной сущностью, поиску которой способствует культура воспитания.
Социальные сложности, экономическое состояние семьи, ее моральное благополучие сказывается, прежде всего, на воспитании детей. Некоторые дети испытывают одиночество в семье, непонимание родителей, конфликтные ситуации. И чаще всего, педагоги, классные руководители компенсируют домашнее тепло и заботу о детях, стремясь создать в классе соответствующие условия доверия и взаимопонимания, социальной защиты каждого из них.
Культура отношения человека к самому себе, к другим людям, природе, обществу заключает в себе новый человеческий, гуманистический взгляд на воспитание. Большую роль в этом процессе играет классный руководитель.
Деятельность классного руководителя в современной школе
Социальные сложности, экономическое состояние семьи, ее моральное благополучие сказывается, прежде всего, на воспитании детей. Некоторые дети испытывают одиночество в семье, непонимание родителей, конфликтные ситуации. И чаще всего, педагоги, классные руководители компенсируют домашнее тепло и заботу о детях, стремясь создать в классе соответствующие условия доверия и взаимопонимания, социальной защиты каждого из них.
В современных условиях значительно возрастает организаторская роль классного руководителя в работе с ученическим коллективом, учителями-предметниками и родителями. При организации жизнедеятельности учащихся необходимо соблюдать следующие правила:
- Чтобы каждый ученик мог обнаружить и развить свои способности в стенах своей школы и внешкольного учреждения, в микрорайоне;
- Чтобы в школе были представлены разные виды деятельности, не только учебная (интеллектуальная), но и спорт, художественное и техническое творчество, организаторская деятельность.
Главной функцией педагога является создание педагогических условий для саморазвития ребенка.
Реализации содержания воспитывающей деятельности: традиционные (этические беседы, классные часы), дискуссионные (дискуссии, конференции, написание и защита рефератов, проектов), национально-образовательные технологии, нестандартные технологии (деловые и ролевые игры). Совместно с учителями-предметниками классный руководитель изучает познавательные и профессиональные интересы учащихся (оказывает помощь в выборе факультативов, кружков), организует внеучебную деятельность по закреплению знаний, умений и навыков в различных видах внеурочного общения.
Классный руководитель непосредственно организует процесс воспитания всех учащихся и конкретно каждого из них. Воспитание и социальная защита ребенка – стержень, вокруг которого строится вся воспитывающая деятельность, в которой акцент делается на помощь в самоорганизации детей.
Планирование воспитательной деятельности в классе
Направления работы классного руководителя | Работа с ученическим коллективом | Работа с родителями | Работа с педагогическим коллективом |
Здоровье | Уроки ЗОЖ Театр здоровья |
Родительский лекторий | Выступление на заседании ШМО классных руководителей “Причины утомляемости на уроках” |
Учеба | Конкурс чтецов | Встречи с родителями – выпускниками школы | Консультация: “Методика работы с книгой” |
Общение | Культура общения | Родительское собрание: “Общение в семье” | Сообщение “Учитесь общаться на уроках” |
Досуг | Осенний бал | Конкурс “Мама, папа, я – спортивная семья” | Выступление на ШМО классных руководителей: “Организация отдыха детей” |