Конспект урока по обучению грамоте для проведения в 1-м классе. Тема: "Звуки [ф] и [ф']. Буква Фф"

Разделы: Начальная школа


Цель: знакомство со звуками [ф] и [ф’], буквой Ф ф.

Задачи:

  • познакомить с новыми звуками и буквой, научить читать слияния и слова с новой буквой;
  • расширить представление детей о средствах передвижения по воде;
  • развивать речь, мышление;
  • воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: лента памяти, таблица с буквой Ф ф, предметные картинки, пруд с рыбками.

ХОД УРОКА

1. Организационная часть

Проверка готовности детей к уроку. Организация внимания учащихся.

2. Актуализация знаний

– А сейчас мы отправимся на рыбалку (дети подходят, вылавливают рыбу и читают слова, которые на них написаны).

дуб
луг 
пруд
гараж
воз
клюв
суп
лук
прут
шалаш
рос

– Как вы думаете, почему рыбки оказались в таком положении? (Парные согласные)
– Одно слово клюв осталось без пары. Почему?
– Сегодня мы с вами с ней познакомимся.

3. Работа над новым материалом

– Дополните предложение: Красный маленький … (флажок).
– Произнесите это слово хором.
– Сколько в слове флажок слогов?
– Почему?
– Какой новый звук мы слышим в начале слова? ([ф])
– Какой он гласный или согласный? (Согласный).
– Почему? (Он не поется, воздух при произношении встречает преграду, состоит из шума, не образует слог).
– Твердый или мягкий? (Твердый).
– Звонкий или глухой? (Глухой).
– Повторите что вы узнали о звуке [ф]. (Согласный, твердый, глухой)
– Посмотрите на схемы и найдите ту схему, которая подходит к слову флажок? (Характеристика слова).
– Рассмотрите картинку. Какие предметы в названии которых вы слышите звук [ф].
– Назовите слово со звуком [ф’]. (Филин)
– Произнесите первый звук. [ф’]
– Какой он? (Согласный, мягкий).
– Найдите среди схем, ту которая соответствует этому слову?

Игра «Где звук?».

– Если слышите звук [ф] – хлопайте в ладоши.

фартук         факир          фарфор
ферма          ширма         конфета
роза             фикус          фанера

4. Знакомство с новой буквой

– Звуки [ф] и [ф’] обозначаются буквой Ф ф. (Показ)
– Сравним заглавную и строчную.
– На что она похожа. (Дети читают стихи)

1. Всем известно без подсказки
Буква «Ф» – как ключ от сказки.
Никогда его от нас
Не отнимет Карабас. (Показ картинок)

2. С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.

– Найдем домик букве Ф ф в азбуке.
– В какой ряд их поместим? (В нижний)
– Кто её соседи?
Работа в альбоме.
– Напечатайте строчную и заглавную букву Ф ф.
– Нарисуйте флаг. (Объяснение значения слова)
– Начертите схему. (1 ученик на наборном полотне у доски).
Анализ слова.
– Где находится звук [ф]. (В начале слова)
– Какой он? (Твердый)
– Нарисуйте свечку.
– Начертите схему к слову фитиль. (1 человек у доски).
– А  сейчас посмотрите на схему предложений. По схеме составьте предложения с этими словами.

Флаг на каждом корабле.
У свечи маленький фитиль.

5. Физминутка

6. Чтение слогов и составление слов

Фа                                  – Прочтите слияния. (Хором)
Фо                                  – Составьте слова.
Фи                                  – Где звучит мягко, где твердо?
Фе                                  – Где находится? (В начале, в середине)
Фё
Фы
Фу

7. Работа по учебнику

1) Работа по иллюстрации.

– Посмотрите. Что изображено? (Виды передвижения по воде)

2) Чтение слов. (Названия кораблей)

Лодка, парусник, теплоход, ледоход, крейсер, подводная лодка.

– Какие из этих видов транспорта  мы редко можем встретить сейчас? (Парусник)
– Движение парусника зависит от направления ветра.
– Скажите, какие из этих видов транспорта относятся к военным? (Крейсер, подводная лодка)
– Какие из них относятся к гражданским, для перевоза людей? (Теплоход, ледоход)
– Что мы видим на каждом корабле? (Флаг). Почему на подводной лодке нет флага? На теплоходе и ледоходе какой флаг? (Российский)
– Кроме Российского флага мы видим еще Андреевский флаг – флаг русского флота.
– Обратите внимание на лодку кроме  Андреевского флага, там мы видим флаг, на котором изображен герб, этот флаг был раньше.
– Как вы думаете, какие люди сидят в лодке гражданские или военные? Почему? (Форма)

3) Чтение стихотворения.

– В какой сказке А. С. Пушкина главный герой плавал по морю в бочке? Прочитаем отрывок из этой сказке – с. 194. (Чтение отрывка)

8. Подведение итогов

– С какой буквой мы с вами познакомились? (Ф ф)
– Какие звуки она обозначает? ([ф], [ф’])
– Дайте характеристику этим  звукам.
– Спасибо! Урок окончен!