Цель: знакомство со звуками [ф] и [ф’], буквой Ф ф.
Задачи:
- познакомить с новыми звуками и буквой, научить читать слияния и слова с новой буквой;
- расширить представление детей о средствах передвижения по воде;
- развивать речь, мышление;
- воспитывать любовь к чтению.
Оборудование: лента памяти, таблица с буквой Ф ф, предметные картинки, пруд с рыбками.
ХОД УРОКА
1. Организационная часть
Проверка готовности детей к уроку. Организация внимания учащихся.
2. Актуализация знаний
– А сейчас мы отправимся на рыбалку (дети подходят, вылавливают рыбу и читают слова, которые на них написаны).
дуб луг пруд гараж воз клюв |
суп лук прут шалаш рос |
– Как вы думаете, почему рыбки оказались в
таком положении? (Парные согласные)
– Одно слово клюв осталось без пары. Почему?
– Сегодня мы с вами с ней познакомимся.
3. Работа над новым материалом
– Дополните предложение: Красный маленький … (флажок).
– Произнесите это слово хором.
– Сколько в слове флажок слогов?
– Почему?
– Какой новый звук мы слышим в начале слова? ([ф])
– Какой он гласный или согласный? (Согласный).
– Почему? (Он не поется, воздух при
произношении встречает преграду, состоит из
шума, не образует слог).
– Твердый или мягкий? (Твердый).
– Звонкий или глухой? (Глухой).
– Повторите что вы узнали о звуке [ф]. (Согласный,
твердый, глухой)
– Посмотрите на схемы и найдите ту схему, которая
подходит к слову флажок? (Характеристика
слова).
– Рассмотрите картинку. Какие предметы в
названии которых вы слышите звук [ф].
– Назовите слово со звуком [ф’]. (Филин)
– Произнесите первый звук. [ф’]
– Какой он? (Согласный, мягкий).
– Найдите среди схем, ту которая соответствует
этому слову?
Игра «Где звук?».
– Если слышите звук [ф] – хлопайте в ладоши.
фартук факир фарфор
ферма ширма конфета
роза фикус фанера
4. Знакомство с новой буквой
– Звуки [ф] и [ф’] обозначаются буквой Ф ф. (Показ)
– Сравним заглавную и строчную.
– На что она похожа. (Дети читают стихи)
1. Всем известно без подсказки
Буква «Ф» – как ключ от сказки.
Никогда его от нас
Не отнимет Карабас. (Показ картинок)
2. С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.
– Найдем домик букве Ф ф в азбуке.
– В какой ряд их поместим? (В нижний)
– Кто её соседи?
Работа в альбоме.
– Напечатайте строчную и заглавную букву Ф ф.
– Нарисуйте флаг. (Объяснение значения слова)
– Начертите схему. (1 ученик на наборном
полотне у доски).
Анализ слова.
– Где находится звук [ф]. (В начале слова)
– Какой он? (Твердый)
– Нарисуйте свечку.
– Начертите схему к слову фитиль. (1 человек у
доски).
– А сейчас посмотрите на схему предложений.
По схеме составьте предложения с этими словами.
Флаг на каждом корабле.
У свечи маленький фитиль.
5. Физминутка
6. Чтение слогов и составление слов
Фа – Прочтите слияния. (Хором)
Фо – Составьте слова.
Фи – Где звучит мягко, где твердо?
Фе – Где находится? (В начале, в середине)
Фё
Фы
Фу
7. Работа по учебнику
1) Работа по иллюстрации.
– Посмотрите. Что изображено? (Виды передвижения по воде)
2) Чтение слов. (Названия кораблей)
Лодка, парусник, теплоход, ледоход, крейсер, подводная лодка.
– Какие из этих видов транспорта мы редко
можем встретить сейчас? (Парусник)
– Движение парусника зависит от направления
ветра.
– Скажите, какие из этих видов транспорта
относятся к военным? (Крейсер, подводная лодка)
– Какие из них относятся к гражданским, для
перевоза людей? (Теплоход, ледоход)
– Что мы видим на каждом корабле? (Флаг).
Почему на подводной лодке нет флага? На теплоходе
и ледоходе какой флаг? (Российский)
– Кроме Российского флага мы видим еще
Андреевский флаг – флаг русского флота.
– Обратите внимание на лодку кроме
Андреевского флага, там мы видим флаг, на котором
изображен герб, этот флаг был раньше.
– Как вы думаете, какие люди сидят в лодке
гражданские или военные? Почему? (Форма)
3) Чтение стихотворения.
– В какой сказке А. С. Пушкина главный герой плавал по морю в бочке? Прочитаем отрывок из этой сказке – с. 194. (Чтение отрывка)
8. Подведение итогов
– С какой буквой мы с вами познакомились? (Ф ф)
– Какие звуки она обозначает? ([ф], [ф’])
– Дайте характеристику этим звукам.
– Спасибо! Урок окончен!