Этап |
Содержание |
Время, мин. |
1. Вводный |
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем говорить о
видах энергетики.
С экрана телевизора мы часть слышим слова:
«Повысить качество жизни». А что входит в это
понятие – качество жизни? Те удобства,
достижения цивилизации, к которым мы привыкли. И
большинство этих благ связано с энергетикой
(свет, тепло, горячая вода, телевидение и т.п.).
Без электроэнергии невозможно представить жизнь
современного человека.
Вот послушайте следующие слова:
Если у вас постоянно дует ветер –
используйте энергию ветра!
Если круглый год солнечные дни – используйте
энергию Солнца!
Если рядом гейзеры – необходимо использовать
энергию Земли.
Если Вы живете на берегу реки – воспользуйтесь
достижениями гидроэнергетики.
Если же из вашего окна видно море или океан –
можно использовать энергию волн, прибоя,
приливов-отливов!
|
0,5 |
2. Постановка проблемы |
Учитель: Автор говорит об
энергии ветра, солнца, земли, воды, волн, приливов
и отливов. А мы в жизни чаще для получения
энергии используем природные ресурсы и полезные
ископаемые. Это традиционные (или
невозобновляемые) источники энергии. Почему их
так называют?
Ученик: Полезные ископаемые могут
исчерпаться.
Учитель: Какие виды традиционных
электростанций вы можете назвать?
Ученик: Гидроэлектростанции, атомные
электростанции и тепловые электростанции.Приложение 1 (Слайд 1)
Учитель: Что они используют для своей
работы?
Ученик: Вода, уголь, нефть, природный
газ.
Учитель: То есть те самые,
невозобновляемые, источники энергии. Это минус
или плюс традиционной энергетики?
Ученик: Минус.
Учитель: Есть ли еще минусы у
традиционной энергетики? Давайте посмотрим эти
кадры.
Приложение 1 (Слайд
2):
- Чернобыль,
- г. Припять,
- экологические катастрофы (увеличивается
уровень мирового океана вследствие парникового
эффекта),
- загрязнение атмосферы выбросами,
- мировые войны из-за нефти (США – Ирак).
Учитель: А что делать? Как жить если не
нам, то нашим детям, внукам? Откуда брать энергию?
Ученик (или Учитель):
Использовать энергию, которую дает природа.
Учитель: Что в природе дает нам энергию?
Ученик: Солнце, ветер, вода, земля,
растительный мир.
Учитель: Правильно! Эта энергия
называется альтернативной (допускающей выбор).
Как можно использовать эту энергию? Об этом мы
поговорим дальше. Итак, тема нашего урока:
«Альтернативная энергетика – миф или
реальность». (Приложение 1,
Слайд 3).
Учитель: Давайте посмотри, каким
образом можно использовать энергию природы.
Приложение 1 (Слайды
4–8)
- Солнечная энергетика – преобразование энергии
Солнца в электрическую:
- «солнечный» дом. Вы это видели где-нибудь?
(теплица);
- вакуумные солнечные водонагреватели;
- солнечные печи;
- солнечные электростанции;
- фотоэлементы.
- Ветроэнергетика – преобразование кинетической
энергии воздушных масс в электрическую.
- Биоэнергетика – специально выращиваемые
растения (кукуруза, сахарный тростник);
использование биологических отходов животных
(ферма).
- Геотермальная энергетика – Камчатка, Курилы,
Кавказ (вулканы, источники).
- Гидроэнергетика:
- Волновая энергетика – используется для работы
маяков, но в Португалии (г.Агусадор) уже есть одна
волновая электростанция.
- Приливная энергетика – использует разницу в
уровнях воды (на реках, на берегу моря, океана –
приливы-отливы).
- Микро-ГЭС – можно производить электроэнергию с
небольшими затратами в любых изолированных
населенных пунктах, где есть горы и небольшие
реки.
Учитель: Итак, ответьте мне:
альтернативная энергетика – миф или реальность?
Ученик: Реальность.
Учитель: А насколько широко она
используется в мире? В каком объеме? Какие страны
применяют ее более эффективно? Как обстоит это
дело в России? |
10 |
3. Решение проблемы |
Учитель: Для того, чтобы
ответить на эти вопросы, нам надо будет построить
диаграммы с помощью электронных таблиц, т.к.
диаграммы позволяют наглядно представить
информацию. Вы разделены на 5 групп:
1. Энергия ветра;
2. Энергия земли;
3. Биоэнергетика;
4. Энергия Солнца;
5. Энергия воды.
У вас на столах лежат:
- Листы с Заданием (Приложение 2)
- Инструкция № 1 (Приложение 3)
– поможет произвести расчет в электронных
таблицах (Microsoft Office Excel 2007),
- Инструкция № 2 (Приложение 4)
– поможет построить диаграмму (Microsoft Office Excel 2007).
Вам предстоит сделать следующее (Приложение 1, Слайд 9):
- Вычислить коэффициент использования вашего
вида альтернативной энергетики. Для этого
смотрим Инструкцию № 1.
- Полученные значения записать в листок с
Заданием.
- Построить диаграмму, которая сравнит
установленные мощности альтернативных
электростанций в семи странах (Инструкция № 2).
- Используя диаграмму, сделать вывод об участии
каждой страны в вашем виде альтернативной
энергетики: а) выделить три страны-лидера; б)
определить место России в этой группе. Записать
вывод в таблицу 2 на листке с Заданием.
- Сохранить изменения в файле. Закрыть файл.
- Рассчитанные вами данные внести в сводную
таблицу «Альтернативная энергетика», которая
находится на компьютере учителя.
|
3 |
4. Выполне-ние практической
части |
Класс делится на 5 групп (по 2
человека за компьютер).
В папке, доступной по локальной сети,
находятся 5 файлов: Энергия ветра.xls; Энергия
земли.xls; Биоэнергетика.xls; Энергия солнца.xls;
Энергия воды.xls (Приложение 5).
Один ученик садится за компьютер
учителя, где находится открытый файл
«Альтернативная энергетика.xls» (Приложение
5) и заносит данные. |
10 |
5. Выводы по круговым
диаграммам |
После выполнения практической
части каждая группа делает выводы. В итоге
формируется таблица (Таблица 1. «Страны-лидеры по
видам альтернативной энергетики»), которая ранее
была оформлена на доске.
Вывод: по мощностям
установленных альтернативных электростанций
лидируют США, Япония, Германия, Индия, Китай. |
4 |
6. Общие выводы |
Учитель: Вы заполняли
сводную таблицу «Альтернативная энергетика», на
основании которой получилась гистограмма
(гистограмма строится автоматически в файле Альтернативная
энергетика.xls, Приложение 5).
Она наглядно показывает, чему равен коэффициент
использования каждого вида альтернативной
энергетики в семи странах.
Учитель: Назовите страны, в которых
коэффициент использования одного или нескольких
видов альтернативной энергетики больше 5%.
Ученик: Дания, Германия, Китай.
Учитель: Какие виды альтернативной
энергетики они используют более активно?
Ученик: Ветроэнергетика, биоэнергетика,
микро-ГЭС.
Учитель: А на каком месте Дания по
установленным мощностям ветроустановок?
Ученик: На четвертом.
Учитель: Однако посмотрите, по
коэффициенту использования они на 1 месте, почти
22%, т.е. в каждом четвертом городе страны идет
энергоснабжение за счет ветроустановок. Почему?
Ученик: В Дании почти нет собственных
полезных ископаемых.
Учитель: А как на этой диаграмме
выглядит Россия?
Ученик: Почти не видна.
Учитель: Почему?
Ученик: У нас много собственных
полезных ископаемых.
Учитель: Но думать о будущем надо!
Полезные ископаемые не бесконечны: запасов
российского природного газа хватит на 70 лет,
нефть в Садовской Аравии закончится через 35 лет.
Можно использовать альтернативную энергетику в
России? Давайте посмотрим на наш родной регион –
Мурманскую область.
Приложение 1, Слайд
10.
Учитель: Среднегодовая
скорость ветра 5 – 10 м/с, зимой достигает 15 м/с.
Можно использовать ветроэнергетику?
Ученик: Да.
Учитель: Протяженность полярного дня –
62 дня. Число «солнечных» часов в году примерно 1100
ч (около 45 дней). Можно использовать энергию
Солнца?
Ученик: Можно, в полярный день.
Учитель: Количество рек – 21000. Общая
протяженность – 60000 км. Можно использовать
микро-ГЭС?
Ученик: Да.
Учитель: Высота уровня прилива
Баренцева моря от 3 до 7 м. Можно использовать
приливные электростанции?
Ученик: Да.
Учитель: Глубина Кольской
сверхглубокой скважины – 12,3 км, температура – 300 оС.
Можно использовать геотермальную энергетику?
(Честно говоря, на этот вопрос у меня нет
однозначного ответа – температура высокая,
ученые ожидали на такой глубине в наших
климатических условиях около 200 оС. Однако
глубина больше 12 км…)
Учитель: Итак, какие виды
альтернативной энергетики можно применять у нас?
Ученик: Ветроустановки, солнечные
батареи в полярный день, малые ГЭС, приливные
электростанции.
Учитель: Правильно, и в подтверждение
моей уверенности могу привести примеры:
- В г. Мурманске уже установлена
ветроэлектростанция мощностью 0,2 МВт (у
гостиницы «Огни Мурманска»);
- В Кислой губе в 1968 г. введена в эксплуатацию
первая в России приливная электростанция
(Кислогубская ПЭС) мощностью 400 кВт;
- Компания ООО «Русский ветер» (г.Санкт-Петербург)
в 2008 году предложила проект об установке
ветропарка мощностью 100 МВт недалеко от п.
Лиинахамари (Печенгский район Мурманской
обл.).
|
5 |
7. Итоги урока |
Учитель: Какие итоги у
нашего урока?
- Мы выяснили, что АЭ реально применять у нас, в
России, а в Мурманской области можно
использовать ветроустановки, гидростанции,
солнечные батареи, приливные электростанции.
- Вы получили реальные результаты и увидели,
насколько в количественном плане развита
альтернативная энергетика в мире (это нам
наглядно продемонстрировали диаграммы).
- Работали вы хорошо.
|
0,5 |
8. Рефлексия |
Учитель: Мы с вами
прикоснулись к важной проблеме использования
альтернативной энергетики. Может показаться, что
это проблема взрослых людей. Но вы можете внести
свой вклад в решение этой проблемы.
Я с группой учеников своей школы занимаюсь
проблемой использования альтернативной
энергетики в России. В прошлом году мы
участвовали в конкурсе компании Сименс, где
разработали проект «Применение ветроустановок в
условиях Печенгского района Мурманской
области». Вошли в пятерку финалистов по
Северо-Западному федеральному округу, были на
защите своего проекта в г.Санкт-Петербурге, в
итоге заняли 4 место из 56. Компания Сименс
интересуется новыми техническими идеями и
поддерживает талантливую молодежь.
В этом учебном году они проводят конкурс «Чистая
планета для нашего будущего», где мы опять
принимаем участие.
Я предлагаю вам подумать – хотите ли вы подумать
о будущем Росси, внести посильный вклад, проявить
себя в этом конкурсе или каком-нибудь другом.
И не забудьте – если вы будете заниматься
исследованиями, то для наглядного отображения
собранных числовых данных лучше всего подходят
диаграммы, построенные с помощью электронных
таблиц.
И может быть благодаря и вашим стараниям наш край
заживет новой жизнью! И альтернативная
энергетика станет реальностью для нас! (Приложение 1, Слайд 11). |
5 |
9. Резерв |
|
2 |