Урок математики в 1-м классе по теме "Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательные:
    • продолжить работу по формированию умения решать задачи;
    • закрепить знания о задаче и её решении;
    • отрабатывать навыки счёта, сложения и вычитания в пределах 10.
  • Развивающие:
    • расширять кругозор, осуществлять связь с жизнью, развивать речь учащихся;
    • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
    • активизировать воображение, память.
  • Воспитательные:
    • прививать интерес к математике;
    • учить культуре общения;
    • воспитывать положительные качества личности учащихся, активность, аккуратность, умение преодолевать трудности.

Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, цифровые таблички, карточки с заданием для устного счёта, карточки: «условие», «вопрос», «решение», «ответ»; рисунок крокодила, солнца (по лучикам), дерева – для составления задачи по рисунку.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь.

Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Цифры в ряд у вас лежат?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Тогда начинаем наш урок.

Учащиеся:

Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем
И решать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.

Учитель: Конечно же, ребята, постараются показать, чему они научились. И будут очень стараться.

II. Устный счёт

– Что случилось? Вот беда.
– Давайте отгадаем, что произошло.

Кто-то пасть свою открыл,
Кто-то что-то проглотил.
Потемнело всё вокруг
Ой, какой кругом испуг!

– О ком эти строки? (О крокодиле).
– В какой сказке это произошло? («Краденое солнце» К.Чуковского).
– Надо спасать солнышко, а чтобы спасти, надо выполнить все задания крокодила.

(На доску вывешивается рисунок крокодила и солнца без лучиков).

1 лучик – индивидуальная работа (у доски – 3 ученика).

7 – 1 – 1 =

6 + 1 + 1 =

4 + 0 =

5 – 5 =

10 – = 9

5 + = 6

4 1 = 5

– 2 = 6

10 = 8

9 = 10

7 = 7

3 = 5

2 лучик – фронтальная работа (работа по табличкам).

– Какое число следует за числом 4?
– Какое число предшествует 2?
– Какое число стоит между числами 3 и 5?
– 1 слагаемое – 2, 2 слагаемое – 1. Чему равна сумма?
– 5 уменьшить на 3.
– Расставьте числа в порядке возрастания.
– Расшифруйте слово. (Успех).
– Что такое успех? (Удача в достижении чего-либо).
– Что надо для достижения успеха? (Желание, старание, сила воли).
– Желаю вам успеха на уроке.

3 лучик – физминутка.

Вот у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб читать, считать, писать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем.
Вправо – влево, раз и два,
Думай – думай, голова!
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

III. Работа над новой темой

– Сегодня на уроке продолжим работу над задачей, повторим из каких частей состоит задача и будем учиться составлять задачи по рисунку.

4 лучик.

– Из каких частей состоит задача?
– Разгадайте схему:

Выступления учащихся:

Условие – это то, что нам известно. То, о чём говорится в задаче.
Вопрос – это то, о чём спрашивается в задаче. Без вопроса нет задачи.
Решение – это математическое выражение.
Ответ – это результат, полученный при решении задачи.

(На доску прикрепляются карточки: УСЛОВИЕ, ВОПРОС, РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ).

5 лучик – составление задач по рисунку (рисунок дерева на доске).

– Кто попробует составить задачу по рисунку?
– Кто повторит условие? (Учитель показывает указкой на карточку УСЛОВИЕ).
– Что неизвестно? Как называется эта часть задачи? (ВОПРОС).
– Решите задачу. Назовите ответ.
– Составьте ещё одну задачу по рисунку.

IV. Работа по учебнику, с.82.

– Прочитайте задание в №1.
– Составьте задачу по рисунку 3.

V. Динамическая пауза

– А сейчас пофантазируем, ребята. Будем рисовать необычного человечка по описанию.

Много надо ль нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем 2 квадрата,
А на них огромный круг,
А потом ещё кружочки,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень-очень
Развесёлый Чудачок.

– Дорисуйте ручки, ножки, чтобы был похож на человечка.
– А теперь покажите друг другу, а потом гостям свой рисунок.

VI. Работа в печатной тетради: с.23 (1)

1. Составление задач по схеме.
2. Самостоятельная работа. Решение примеров.

Проверка – по табличкам.

VII. Подведение итогов

– Чему учились на уроке?
– Что вам больше всего понравилось?
– Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

Струсил враг и воротил
То, что проглотил.

(Рисунок крокодила снимается, появляется солнышко).

– Посмотрите, каким плодотворным оказался наш урок – сколько лучиков у солнца мы собрали. Оно радо встрече с вами, ребята, и дарит вам свои маленькие солнышки. Теперь в классе всегда будет тепло, светло и радостно.

Учитель:

Спасибо за старание
Ведь главное – желание,
А навыки и знание
С годами к вам придут.
Прозвенел звонок с урока –
Поиграть пришла пора.
Что узнали на уроке,
Не забывайте никогда..