Направления работы.
- Краеведческое: освоение подростками традиционной культуры своего народа.
- Литературно-музыкальное: привитие художественного вкуса, изучение произведений и творчества писателей и поэтов, воспитание музыкальной культуры.
- Экскурсионно-туристическое: воспитание потребности в изучении истории родного края.
- Физкультурно-оздоровительное: воспитание здорового спортивного соперничества, пропаганда здорового образа жизни.
- Экологическое: воспитание любви к родной природе, потребности в ее защите от негативного воздействия, изучение родной природы, участие в экологических десантах по благоустройству территории.
- Семейное: утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи, соединение воспитательного потенциала семей класса, изучение истории семей.
Изучение исторического и краеведческого материала связано с важными вехами в жизни страны, региона, города. Каждое мероприятие – итоговое занятие, которому предшествует большая теоретическая подготовка, экскурсии, беседы со специалистами музеев при воинских частях, самостоятельная работа школьников, встречи с ветеранами.
Формы реализации программы.
- Школьные линейки: организационные, тематические, торжественные.
- Информационные часы: обзорный, тематический.
- Классные часы: организационный, тематический.
- Праздники.
- Экскурсии.
- Игры: интеллектуальные, подвижные.
Формы деятельности классного руководителя с целью реализации программы.
- Изучение интересов и увлечений школьников, создание условий для их развития.
- Планирование и организация работы с учетом способностей и умений учащихся.
- Работа с активом класса.
- Посещение музеев, библиотек, выставок, концертов.
- Целенаправленная работа по формированию нравственных качеств личности.
- Поддержка инициативы школьников, их стремления к саморазвитию.
- Привлечение подростков к активному участию в общешкольных мероприятиях и в мероприятиях общегосударственного значения.
В течение трех лет работы над программой я так планировала свою деятельность, чтобы привлечь максимальное количество школьников к решению основных задач программы. Считаю, что успешному решению задач, заявленных в программе, способствует деятельность музея воинской славы полка при гарнизонном доме офицеров, тематические вечера гарнизонной библиотеки, деятельность лекторских групп школьной республики «Баренц перспектива», а также тесное сотрудничество школы с воинскими частями гарнизона.
Содержание программы военно-патриотического воспитания «Отечества достойные сыны»
В содержании программы я выделяю три основных раздела: «Славная летопись», «Зарница», «Медиаобразовательный».
Тематический раздел «Славная летопись» я рекомендую разделить на три блока:
- исторический,
- краеведческий,
- экологический.
Исторический блок решает задачи углубления знаний по истории нашей страны. Тематические беседы, викторины и классные часы открывают страницы героических событий России. Наиболее эффективными формами работы считаю следующие:
- цикл бесед об истории становления Российского государства;
- тематические классные часы «Я – гражданин России»;
- информационные классные часы «Государственные символы России»;
- классные часы «Навечно в памяти народной»;
- литературно-музыкальная композиция «И помнит мир спасенный…».
Краеведческий блок призван воспитывать любовь к малой родине. Считаю необходимым провести следующие мероприятия:
- цикл бесед, посвященных освобождению Заполярья;
- викторина «Город у горы Оленьей»;
- поисковые работы «Защитник Отечества в моей семье»;
- акции по охране памятников на аллее Славы гарнизона;
- литературная викторина «Юнга Северного флота», посвященная творчеству В.С.Пикуля;
- экскурсии в музей Северного флота г. Североморска и в музей Ю.А.Гагарина;
- экскурсии в музей гарнизонного дома офицеров.
Экологический блок направлен не только на изучение природных богатств края, но также предполагает действенное участие ребят в улучшении экологии малой родины. Традиционными в нашей школе стали следующие мероприятия:
- экскурсии на ОГОК;
- викторины и краеведческие игры «Природа Заполярья»;
- экологические десанты по благоустройству школьной территории;
- участие в субботниках по благоустройству территории гарнизона.
Следующий раздел – военно-спортивная игра «Зарница». Игра направлена на формирование личностных качеств, на воспитание здорового спортивного соперничества, на пропаганду здорового образа жизни. Игру целесообразно разделить на три этапа:
- спортивные соревнования ко дню защитника Отечества и соревнования допризывной молодежи;
- конкурсы строя и песни;
- игра на местности.
Все мероприятия данного блока пользуются успехом у ребят, раскрывают их творческий потенциал.
Медиаобразовательный раздел призван информировать школьную общественность о деятельности ребят в рамках программы. Корреспонденты школьной газеты своевременно освещают все школьные мероприятия. Школьная газета «Школьная планета № 13» размещена на сайте школы.
Специфика расположения гарнизонной школы позволяет школьной общественности тесно сотрудничать с воинскими его частями. Результатом такого сотрудничества является планомерная и целенаправленная работа по героико-патриотическому воспитанию обучающихся.
Работа с гарнизонной общественностью.
Целью такой работы является реализация основных направлений деятельности воспитательных структур авиационного полка и школьной общественности по организации работы с детьми и подростками военнослужащих и гражданского персонала частей гарнизона.
Деятельность отделения по воспитательной работе полка направлена на привлечение детей и подростков к участию в разнообразных мероприятиях военно-патриотической направленности и призвана решать следующие задачи:
- воспитание нравственных и патриотических качеств подрастающего поколения;
- повышение общей культуры молодежи, формирование ее идеалов, вкусов, взглядов;
- формирование активной жизненной позиции;
- развитие творческих способностей и расширение кругозора учащихся;
- физическое воспитание школьников, привлечение к активным занятиям спортом;
Участие в подобных мероприятиях формирует гражданско-патриотическое сознание детей и подростков, побуждает к самореализации в различных видах творчества, вызывает интерес к искусству, приобщает к занятиям спортом, общественно-значимому труду, способствует более глубокому усвоению знаний, физическому развитию и ведению здорового образа жизни.
Основные мероприятия представлены в комплексном плане, разработанном школьной общественностью и отделением воспитательной работы полка (Приложение 1).
Оценка эффективности программы.
С моей точки зрения, оценка эффективности реализации программ по военно-патриотическому воспитанию должна осуществляться на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер. Конечным результатом реализации программ должна стать положительная динамика роста патриотизма и интернационализма, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного роста юных граждан России.
Считаю, что благодаря решению педагогических задач, заявленных в программе «Отечества достойные сыны» мне удалось заложить основы патриотического сознания, воспитать в ребятах чувство Отечества в сочетании с активной гражданской позицией.
Перечень документов, используемых в работе:
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы» от 11 июля 2005 г. № 422 // Классный руководитель, № 1, 2006.
- «Концепция военно-патриотического воспитания молодежи» // Народное образование № 1, 2005.
- Нормативные документы по проведению месячников военно-патриотического воспитания в МОУ «СОШ №13».
- Проект «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации».