Бросающейся в глаза особенностью общения детей с нарушением зрения является слабая сформированность неречевых средств общения, коренящаяся в нечётком образе восприятия человека, его действий, в трудностях экспрессивно-мимических выражений и их понимании у собеседника. В школах III вида в учебный план введены разнообразные курсы, предусматривающие коррекционные занятия с незрячими детьми: «Ориентировка в пространстве», «Развитие мимики, пантомимики», «Ритмика» и др. Подобные занятия помогают преодолеть вербализм, голую словесность и процесс компенсации слепоты делают более успешным и многосторонним. Приводим пример интегрированного занятия по курсу«Развитие мимики, пантомимики и ритмика». Данное занятие – результат Проекта «Упражнения на закрепление выразительных движений в игровой деятельности». Проект состоял из пяти занятий разных по форме и целям. Ему предшествовали:
- Чтение сказки, обсуждение героев и их эмоциональных состояний.
- Мимические упражнения.
- Обучение имитации движений.
- Занятие по ритмике. Работа по соотнесению эмоций и схем лица.
Тема: Использование выразительных мимических, жестовых и пантомимических движений в связи с интонацией и музыкальным ритмом.
Цели:
- Учить воспроизводить мимические, жестовые и пантомимические движения соответственно интонации; последовательно воспринимать схему лица; соотносить схему лица и эмоцию.
- Развивать умение имитировать движения, соответствующие различным эмоциональным состояниям человека, а также движения, характерные для различных животных. Развивать умение двигаться соответственно ритму и теме музыкального произведения.
- Воспитывать у детей простейшие эмоции: грусть, страх, удивление, гнев; учить их выражать.
- Коррекционные: развивать мышление как процесс отражения общих свойств предметов и явлений, в частности – развивать геометрическое мышление. Тренировать эмоциональную сферу. Корригировать отставание в локомоторном развитии. Расширить систему образов и представлений, развивать двигательно-кинестетическое восприятие.
Ход занятия
1 этап. Разминка.
(Проводится под спокойную музыку).
Упражнения для тренировки эмоций и поднятия тонуса мышц лица.
- Полностью расслабьтесь и подумайте о чём-нибудь приятном.
- Напрягитесь, при этом подумайте о чём-нибудь неприятном.
- Расслабьте лицевые мышцы и широко зевните, при этом подумав: «Как мне скучно, так, что хочется спать».
- Расслабьте лицевые мышцы и широко улыбнитесь, при этом подумайте о чём-нибудь радостном.
- Расслабьте лицевые мышцы и сведите губы в напряжённое «о».
- Расслабьте лицевые мышцы, широко откройте глаза, при этом подумав с удивлением: «Зачем меня заставляют это делать?», спокойно закройте глаза.
- Расслабьте лицевые мышцы и неплотно прикройте глаза (прищурьтесь), при этом напрягите нос и подумайте: «Как мне всё это надоело!».
- Расслабьте лицевые мышцы, вытяните губы в трубочку, а затем растяните в улыбке.
Упражнения для развития мышц плеч, шеи и головы.
- Положить голову на правое плечо, вернуться в исходное положение с фиксацией головы. Положить голову на левое плечо, вернуться в исходное положение. Продолжить делать то же самое, но начиная с левого плеча.
- «Маятник». То же самое, что и в упр.1, но без фиксации головы в исходном положении.
- Повернуть голову к правому плечу, вернуться в исходное положение с фиксацией головы.
- Повернуть голову к левому плечу, вернуться в исходное положение с фиксацией головы.
- Продолжать делать то же самое, но начиная с левого плеча.
- То же, что и в упр.3, но без фиксации головы в исходном положении.
Упражнения повторяются 4-5 раз.
2 этап. Этюд на основе адаптированного варианта сказки В.Сутеева «Кто сказал мяу?».
Преподаватель: Ребята, сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в сказку В.Сутеева «Кто сказал мяу?». Ваша задача – показать, как двигаются сказочные герои, говорят, танцуют, чувствуют, выражают свои эмоции. Другими словами, вы попробуете рассказать сказку жестами, пантомимическими движениями и выражениями лица.
Слушайте и показывайте!
Эмоциональный рассказ преподавателя. |
Действия, выполняемые детьми. |
Щенок спал на коврике. |
Присели на корточки, свернулись, склонили голову набок, на сложенные ладошки, закрыли глаза. |
Вдруг он услышал, как кто-то сказал: «Мяу!» - и удивился. Раньше он такого не слышал. Щенок посмотрел… - никого нет. |
Открыли глаза, высоко вытянули шею. |
Вдруг кто-то опять сказал: «Мяу!» Вскочил щенок, обежал всю комнату, заглянул под кровать, под стол – никого нет. |
Резко выпрямились, подпрыгнули. |
Посмотрел в окно и увидел во дворе Петуха. |
Приложили ладонь козырьком ко лбу, повернулись в сторону окна. |
- Это ты сказал «мяу»? – спросил Щенок Петуха. Петух, захлопав крыльями, закричал: «Ку-ка-ре-ку!» |
Имитируют под энергичную музыку с чётким ритмом следующие движения: одновременные взмахи руками и шаги с высоким подниманием колен. Спинку держат ровно, плечи расправлены. Походка пружинистая. |
Щенок почесал задней лапой за ухом. |
Правой рукой имитируют движение «почесал за ухом». |
Вдруг у крыльца он снова услышал: «мяу!» - Это тут! – решил щенок и стал рыть лапами землю. |
Указательным пальцем показывают на пол под ногами. |
Он выкопал большую яму и очень устал. |
Наклонили голову, вытирают лоб тыльной стороной ладони, вздыхают. Плечи сутулые. |
Но вдруг около собачьей конуры кто-то снова сказал: «мяу». Щенок стал подкрадываться к конуре. |
Прижали кулачки к груди, немного наклонились вперёд, идут медленно на носочках под тихую спокойную музыку. |
Навстречу ему выскочил огромный лохматый пёс и зарычал: Р-р-р! |
Втянули голову в плечи, напрягли мышцы лица, прижали руки к груди, побежали под тревожную энергичную музыку. Присели на корточки, накрыли голову руками. |
И тут прямо над его ухом кто-то снова сказал: «мяу». Щенок выглянул и увидел мохнатую пчелу. «Вот, кто сказал мяу!» - решил Щенок и стал ловить пчелу зубами. Прожужжала пчела и ужалила Щенка в нос. |
Прислушиваются, приложив руку к уху, медленно поворачивают голову вправо, влево. Пытаются схватить что-то зубами в воздухе. Хватаются за нос. Выражение лица - боль. |
Завизжал щенок и побежал, а пчела за ним летит. Прыгнул Щенок в пруд и поплыл. |
Энергично бегут, отмахиваясь рукой. Прыгают. Быстро по-собачьи гребут руками под быструю энергичную музыку. |
Выбрался Щенок из воды и грустный поплёлся домой. |
Брови и уголки рта опущены (грусть). Плетутся (под грустную очень медленную музыку), опустив головы, плечи. Руки расслабленно висят. Шаги медленные. |
И вдруг услышал – мяу! Видит – кошка. Рассердился Щенок и залаял: Ав-ав.… И зарычал: р-р-р. |
Брови сведены. Мышцы лица сильно напряжены. Рот сомкнут. Коготки наготове. Тело чуть-чуть наклонено вперёд. |
Кошка изогнулась и зафыркала: фыр-фыр. |
Голова втянута в плечи, плечи при этом подняты. Лица напряжено, произносят долгий звук: ф-ф-ф. |
3 этап. Интерпретация сказки.
Преподаватель:
- Обратите внимание, ребята, на нашу сказочную полянку. Это как раз тот дом, в котором жил наш несмышлёный Щенок. Но около дома собралось очень много сказочных героев. Помогите выбрать игрушки, изображающие героев нашей сказки.
(Обучающиеся исследуют и отбирают нужные игрушки, называют выбранные персонажи).
- Ребята, вам предстоит выполнить интересное задание. Выберите любой понравившийся вам персонаж сказки и расскажите о нём. Ваш коротенький рассказ должен напоминать загадку, но загадывать её вы должны не только словами, но и движениями.
(Загадки разучиваются на предварительных занятиях индивидуально).
1 ученик.
Текст загадки. |
Движения. |
Маленький рост, |
Ладонь правой руки кладёт на голову. Левой рукой изображает длинной волнистой линией хвост. Левую ладонь расправляет, а правой сметает на ней «крошки». Бежит зигзагом мелкими шажками. |
2 ученик.
Текст загадки. |
Движения. |
Я умею чисто мыться |
«Умывает» лицо ладонью, |
3 ученик.
Текст загадки. |
Движения. |
Гребешок аленький, |
Проводит ладонью вдоль головы. |
4 ученик.
Текст загадки. |
Движения. |
Домовитая хозяйка |
Руки расставлены в стороны, не двигаются, напряжены. Передвигается быстро мелкими шажками. Останавливается, нюхает «цветок». Облизывает губы. |
5 ученик.
Текст загадки. |
Движения. |
Гладишь - ласкается, |
Поглаживающие движения правой рукой. Улыбается, моргает глазами, медленно и плавно склоняет голову на плечо. |
По мере загадывания и отгадывания загадок детям вручается деталь костюма того сказочного героя, о котором была загадка.
4 этап. Последовательность восприятия схемы лица.
Обучающиеся получают набор рисунков с изображением лиц с разными эмоциями. Брови, глаза и рот выполнены в технике аппликации из бархатной бумаги адекватного цвета. Слабовидящим легко рассмотреть такие макеты, а слепые ребята смогут определить форму и местоположение частей лица на ощупь. Для ознакомления со схемами лица ребятам даётся 2-3 минуты, так как подобная работа уже неоднократно проводилась (в программе даже специально выделены часы на изучение темы «Последовательность восприятия схемы лица»).
Преподаватель предлагает описать одну из схем.
Примерный ответ: 1. брови приподняты; 2. глаза расширены; 3. рот приоткрыт.
Вопросы преподавателя:
- Какое чувство выражает это лицо? (удивление)
- Когда у щенка возникло это чувство?
- Попытайтесь изобразить это чувство, произнося реплику: «Кто сказал мяу?».
Дети описывают вторую схему (страх):1. брови приподняты; 2. Глаза расширены; 3. рот приоткрыт; 4.мышцы напряжены. - Какое же чувство испытывает человек с таким выражением лица?
- Когда Щенок испытал страх?
- Покажите, как Щенок испугался. Не забудьте напрячь мышцы лица и тела, втянуть голову в плечи, чуть согнуть колени, задрожать.
- Вспомните, что случилось со Щенком, когда его ужалила пчела. (Он свалился в воду и затем грустный поплёлся домой.)
- Какая из оставшихся схема выражает грусть? Опишите её.
Дети описывают следующую схему лица: 1. брови немного опущены; 2. глаза прикрыты; 3. уголки рта опущены. - Покажите такое лицо (грустное).
- Чем оканчивается сказка?
- Какое чувство испытывает Щенок, когда узнаёт, кто сказал «мяу»?
- Опишите лицо, выражающее злость.
Дети описывают: 1. брови сближены; 2. глаза сужены; 3. рот плотно сомкнут. - Найдите схему злого, сердитого лица.
- Попробуйте изобразить злость на своём лице.
- Что за схема осталась? Опишите её.
Дети описывают: 1. брови (головки бровей чуть напряжены, опущены); 2. глаза в норме; 3. уголки рты приподняты. - Какое же чувство выражает это лицо? (радость)
- Попробуйте изобразить радость на своём лице.
- Испытал ли Щенок на протяжении сказки это чувство?
А нам поможет испытать чувству радости песня «Улыбка».
5 этап. Ритмические движения
Под руководством преподавателя ритмики ребята танцуют, следуя ритму песни «Улыбка» и имитируя движения героев песни.
6 этап. Минутка без слов.
(Данный этап может использоваться, как элемент зачёта по теме «Использование основных жестов»).
Преподаватель: Ответьте на мои вопросы жестами.
- Попросите друг друга соблюдать тишину.
- Вы поняли, кто сказал «мяу»?
- Это была пчела?
- Это был петух?
- Это была кошка?
- Как вы оцениваете наше занятие? Вам понравилось?
- Поблагодарите гостей и друг друга за внимание.
- Давайте прощаться. До свидания.