Интегрированное занятие по курсу "Развитие мимики, пантомимики и ритмика" в условиях школы-интерната III вида

Разделы: Общепедагогические технологии


Бросающейся в глаза особенностью общения детей с нарушением зрения является слабая сформированность неречевых средств общения, коренящаяся в нечётком образе восприятия человека, его действий, в трудностях экспрессивно-мимических выражений и их понимании у собеседника. В школах III вида в учебный план введены разнообразные курсы, предусматривающие коррекционные занятия с незрячими детьми: «Ориентировка в пространстве», «Развитие мимики, пантомимики», «Ритмика» и др. Подобные занятия помогают преодолеть вербализм, голую словесность и процесс компенсации слепоты делают более успешным и многосторонним. Приводим пример интегрированного занятия по курсу«Развитие мимики, пантомимики и ритмика». Данное занятие – результат Проекта «Упражнения на закрепление выразительных движений в игровой деятельности». Проект состоял из пяти занятий разных по форме и целям. Ему предшествовали:

  1. Чтение сказки, обсуждение героев и их эмоциональных состояний.
  2. Мимические упражнения.
  3. Обучение имитации движений.
  4. Занятие по ритмике. Работа по соотнесению эмоций и схем лица.

Тема: Использование выразительных мимических, жестовых и пантомимических движений в связи с интонацией и музыкальным ритмом.

Цели:

  1. Учить воспроизводить мимические, жестовые и пантомимические движения соответственно интонации; последовательно воспринимать схему лица; соотносить схему лица и эмоцию.
  2. Развивать умение имитировать движения, соответствующие различным эмоциональным состояниям человека, а также движения, характерные для различных животных. Развивать умение двигаться соответственно ритму и теме музыкального произведения.
  3. Воспитывать у детей простейшие эмоции: грусть, страх, удивление, гнев; учить их выражать.
  4. Коррекционные: развивать мышление как процесс отражения общих свойств предметов и явлений, в частности – развивать геометрическое мышление. Тренировать эмоциональную сферу. Корригировать отставание в локомоторном развитии. Расширить систему образов и представлений, развивать двигательно-кинестетическое восприятие.

Ход занятия

1 этап. Разминка.

(Проводится под спокойную музыку).

Упражнения для тренировки эмоций и поднятия тонуса мышц лица.

  1. Полностью расслабьтесь и подумайте о чём-нибудь приятном.
  2.  Напрягитесь, при этом подумайте о чём-нибудь неприятном.
  3. Расслабьте лицевые мышцы и широко зевните, при этом подумав: «Как мне скучно, так, что хочется спать».
  4. Расслабьте лицевые мышцы и широко улыбнитесь, при этом подумайте о чём-нибудь радостном.
  5. Расслабьте лицевые мышцы и сведите губы в напряжённое «о».
  6. Расслабьте лицевые мышцы, широко откройте глаза, при этом подумав с удивлением: «Зачем меня заставляют это делать?», спокойно закройте глаза.
  7. Расслабьте лицевые мышцы и неплотно прикройте глаза (прищурьтесь), при этом напрягите нос и подумайте: «Как мне всё это надоело!».
  8. Расслабьте лицевые мышцы, вытяните губы в трубочку, а затем растяните в улыбке.

Упражнения для развития мышц плеч, шеи и головы.

  1. Положить голову на правое плечо, вернуться в исходное положение с фиксацией головы. Положить голову на левое плечо, вернуться в исходное положение. Продолжить делать то же самое, но начиная с левого плеча.
  2. «Маятник». То же самое, что и в упр.1, но без фиксации головы в исходном положении.
  3. Повернуть голову к правому плечу, вернуться в исходное положение с фиксацией головы.
  4. Повернуть голову к левому плечу, вернуться в исходное положение с фиксацией головы.
  5. Продолжать делать то же самое, но начиная с левого плеча.
  6. То же, что и в упр.3, но без фиксации головы в исходном положении.
    Упражнения повторяются 4-5 раз.

2 этап. Этюд на основе адаптированного варианта сказки В.Сутеева «Кто сказал мяу?».

Преподаватель: Ребята, сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в сказку В.Сутеева «Кто сказал мяу?». Ваша задача – показать, как двигаются сказочные герои, говорят, танцуют, чувствуют, выражают свои эмоции. Другими словами, вы попробуете рассказать сказку жестами, пантомимическими движениями и выражениями лица.

Слушайте и показывайте!

Эмоциональный рассказ преподавателя.

Действия, выполняемые детьми.

Щенок спал на коврике.

Присели на корточки, свернулись, склонили голову набок, на сложенные ладошки, закрыли глаза.

Вдруг он услышал, как кто-то сказал: «Мяу!» - и удивился. Раньше он такого не слышал. Щенок посмотрел… - никого нет.

Открыли глаза, высоко вытянули шею.
Повернули голову направо – налево. На лице – внимание.

Вдруг кто-то опять сказал: «Мяу!» Вскочил щенок, обежал всю комнату, заглянул под кровать, под стол – никого нет.

Резко выпрямились, подпрыгнули.
Побежали по кругу под энергичную музыку, одновременно наклоняясь и заглядывая под мебель.

Посмотрел в окно и увидел во дворе Петуха.

Приложили ладонь козырьком ко лбу, повернулись в сторону окна.

- Это ты сказал «мяу»? – спросил Щенок Петуха. Петух, захлопав крыльями, закричал: «Ку-ка-ре-ку!»

Имитируют под энергичную музыку с чётким ритмом следующие движения: одновременные взмахи руками и шаги с высоким подниманием колен. Спинку держат ровно, плечи расправлены. Походка пружинистая.

Щенок почесал задней лапой за ухом.

Правой рукой имитируют движение «почесал за ухом».

Вдруг у крыльца он снова услышал: «мяу!» - Это тут! – решил щенок и стал рыть лапами землю.

Указательным пальцем показывают на пол под ногами.
Под быструю энергичную музыку, наклонившись, имитируют движение «рыть землю».

Он выкопал большую яму и очень устал.
А из ямы выскочил Мышонок и сказал: «Пи-пи-пи».
Щенок задумался.

Наклонили голову, вытирают лоб тыльной стороной ладони, вздыхают. Плечи сутулые.
Почёсывают голову.

Но вдруг около собачьей конуры кто-то снова сказал: «мяу». Щенок стал подкрадываться к конуре.

Прижали кулачки к груди, немного наклонились вперёд, идут медленно на носочках под тихую спокойную музыку.

Навстречу ему выскочил огромный лохматый пёс и зарычал: Р-р-р!
Щенок поджал хвостик и побежал прятаться.

Втянули голову в плечи, напрягли мышцы лица, прижали руки к груди, побежали под тревожную энергичную музыку. Присели на корточки, накрыли голову руками.

И тут прямо над его ухом кто-то снова сказал: «мяу». Щенок выглянул и увидел мохнатую пчелу. «Вот, кто сказал мяу!» - решил Щенок и стал ловить пчелу зубами. Прожужжала пчела и ужалила Щенка в нос.

Прислушиваются, приложив руку к уху, медленно поворачивают голову вправо, влево.

Пытаются схватить что-то зубами в воздухе. Хватаются за нос. Выражение лица - боль.

Завизжал щенок и побежал, а пчела за ним летит. Прыгнул Щенок в пруд и поплыл.

Энергично бегут, отмахиваясь рукой. Прыгают. Быстро по-собачьи гребут руками под быструю энергичную музыку.

Выбрался Щенок из воды и грустный поплёлся домой.

Брови и уголки рта опущены (грусть). Плетутся (под грустную очень медленную музыку), опустив головы, плечи. Руки расслабленно висят. Шаги медленные.

И вдруг услышал – мяу! Видит – кошка. Рассердился Щенок и залаял: Ав-ав.… И зарычал: р-р-р.

Брови сведены. Мышцы лица сильно напряжены. Рот сомкнут. Коготки наготове. Тело чуть-чуть наклонено вперёд.

Кошка изогнулась и зафыркала: фыр-фыр.

Голова втянута в плечи, плечи при этом подняты. Лица напряжено, произносят долгий звук: ф-ф-ф.

3 этап. Интерпретация сказки.

Преподаватель:

- Обратите внимание, ребята, на нашу сказочную полянку. Это как раз тот дом, в котором жил наш несмышлёный Щенок. Но около дома собралось очень много сказочных героев. Помогите выбрать игрушки, изображающие героев нашей сказки.

(Обучающиеся исследуют и отбирают нужные игрушки, называют выбранные персонажи).

- Ребята, вам предстоит выполнить интересное задание. Выберите любой понравившийся вам персонаж сказки и расскажите о нём. Ваш коротенький рассказ должен напоминать загадку, но загадывать её вы должны не только словами, но и движениями.

(Загадки разучиваются на предварительных занятиях индивидуально).

1 ученик.

Текст загадки.

Движения.

Маленький рост,
Длинный хвост.
Собираю крошки,
Прячусь от кошки.

Ладонь правой руки кладёт на голову. Левой рукой изображает длинной волнистой линией хвост. Левую ладонь расправляет, а правой сметает на ней «крошки». Бежит зигзагом мелкими шажками.

2 ученик.

Текст загадки.

Движения.

Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с тёплым молочком!
У порога плачу,
Коготки прячу.
Тихо в комнату войду,
Замурлычу, запою.

«Умывает» лицо ладонью,
«облизывает» её язычком.
Облизывает губы, руками перед собой показывает круг.
Кулачками трёт глаза.
Показывает коготки, сжимая и разжимая при этом ладони.
Идёт на цыпочках, мягко ступая, плавно, руки прижаты кулачками к груди.

3 ученик.

Текст загадки.

Движения.

Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Длинная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встаю,
Голосисто пою.
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.

Проводит ладонью вдоль головы.
Проводит ладонями от плеч до талии. Плечи расправлены. Голова высоко поднята.
Указывает ладонью на подбородок.
Идёт, взмахивая руками и высоко поднимая колени (взмах и поднятие колена одновременно).

4 ученик.

Текст загадки.

Движения.

Домовитая хозяйка
Пролетаю над лужайкой,
Похлопочу над цветком –
Он поделится медком.

Руки расставлены в стороны, не двигаются, напряжены. Передвигается быстро мелкими шажками. Останавливается, нюхает «цветок». Облизывает губы.

5 ученик.

Текст загадки.

Движения.

Гладишь - ласкается,
Дразнишь – кусается.

Поглаживающие движения правой рукой. Улыбается, моргает глазами, медленно и плавно склоняет голову на плечо.
Скалит зубы, хмурит брови, напрягает тело, прижимает руки к груди, показывает коготки.

По мере загадывания и отгадывания загадок детям вручается деталь костюма того сказочного героя, о котором была загадка.

4 этап. Последовательность восприятия схемы лица.

Обучающиеся получают набор рисунков с изображением лиц с разными эмоциями. Брови, глаза и рот выполнены в технике аппликации из бархатной бумаги адекватного цвета. Слабовидящим легко рассмотреть такие макеты, а слепые ребята смогут определить форму и местоположение частей лица на ощупь. Для ознакомления со схемами лица ребятам даётся 2-3 минуты, так как подобная работа уже неоднократно проводилась (в программе даже специально выделены часы на изучение темы «Последовательность восприятия схемы лица»).

Преподаватель предлагает описать одну из схем.

Примерный ответ: 1. брови приподняты; 2. глаза расширены; 3. рот приоткрыт.

Вопросы преподавателя:

  1. Какое чувство выражает это лицо? (удивление)
  2. Когда у щенка возникло это чувство?
  3. Попытайтесь изобразить это чувство, произнося реплику: «Кто сказал мяу?».
    Дети описывают вторую схему (страх):1. брови приподняты; 2. Глаза расширены; 3. рот приоткрыт; 4.мышцы напряжены.
  4. Какое же чувство испытывает человек с таким выражением лица?
  5. Когда Щенок испытал страх?
  6. Покажите, как Щенок испугался. Не забудьте напрячь мышцы лица и тела, втянуть голову в плечи, чуть согнуть колени, задрожать.
  7. Вспомните, что случилось со Щенком, когда его ужалила пчела. (Он свалился в воду и затем грустный поплёлся домой.)
  8. Какая из оставшихся схема выражает грусть? Опишите её.
    Дети описывают следующую схему лица: 1. брови немного опущены; 2. глаза прикрыты; 3. уголки рта опущены.
  9. Покажите такое лицо (грустное).
  10. Чем оканчивается сказка?
  11. Какое чувство испытывает Щенок, когда узнаёт, кто сказал «мяу»?
  12. Опишите лицо, выражающее злость.
    Дети описывают: 1. брови сближены; 2. глаза сужены; 3. рот плотно сомкнут.
  13. Найдите схему злого, сердитого лица.
  14. Попробуйте изобразить злость на своём лице.
  15. Что за схема осталась? Опишите её.
    Дети описывают: 1. брови (головки бровей чуть напряжены, опущены); 2. глаза в норме; 3. уголки рты приподняты.
  16. Какое же чувство выражает это лицо? (радость)
  17. Попробуйте изобразить радость на своём лице.
  18. Испытал ли Щенок на протяжении сказки это чувство?

А нам поможет испытать чувству радости песня «Улыбка».

5 этап. Ритмические движения

Под руководством преподавателя ритмики ребята танцуют, следуя ритму песни «Улыбка» и имитируя движения героев песни. 

6 этап. Минутка без слов.

(Данный этап может использоваться, как элемент зачёта по теме «Использование основных жестов»).

Преподаватель: Ответьте на мои вопросы жестами.

  1. Попросите друг друга соблюдать тишину.
  2. Вы поняли, кто сказал «мяу»?
  3. Это была пчела?
  4. Это был петух?
  5. Это была кошка?
  6. Как вы оцениваете наше занятие? Вам понравилось?
  7. Поблагодарите гостей и друг друга за внимание.
  8. Давайте прощаться. До свидания.