Пояснительная записка
В условиях современной цивилизации, держащий ориентир на технический прогресс, школьное образование в основном нацелено на активизацию логического мышления. Отсюда, у большинства людей – неразвитость образного компонента мышления, удивительно проявляющегося в интуиции, без которой нельзя получить во всём объёме истинные представления о жизни и реализоваться в ней.
Умелая организация учебно-познавательной деятельности, максимальная включенность в неё чувственного мышления способствует возникновению у школьников неподдельного интереса к явлениям искусства.
Использование комплекса упражнений, направленных на овладение способами и приёмами мыслительной деятельности, с одной стороны помогает детям овладеть умением оперировать образами, хранящимися в памяти или рождёнными воображением, с другой – оттачивает их способность рождать идеи и создавать многозначные контексты.
Темы для воплощения, прежде всего, должны, стимулировать мыслительную деятельность ребёнка, а потому соответствовать его интересам, захватывать его воображение, представлять собой нечто увлекательное, неожиданное, новое. И в этом смысле считается необходимым вводить для осмысления в жизнь маленького человека идеи крупных философов, учёных, великих художников и искусствоведов, придерживаясь в этом вопросе мнения известного художника-мыслителя Н.К.Рериха: «Что даётся в самом начале жизни – запечатлевается в человеке навсегда. Необходимо давать ему всё, что возможно, не опасаясь перегрузить его мозги».
Искусство – неисчерпаемый источник знаний и мудрости; оно позволяет вникать в тайны мироздания, воочию проследить взаимоотношения человека с Миром на разных этапах развития человеческого общества, впитать в себя то, что не поддаётся полному рациональному осмыслению и вербальному описанию.
Целостное восприятие мира должно повлечь за собой ощущение чудес жизни, вызвать радость от сделанного открытия, приобретения ещё одного умения и знания, которое проникает в глубину души.
В настоящее время большое значение в жизни современного человека приобретает приобщение к творчеству, связанному с традициями декоративно-прикладного искусства. Нетканые гобелены из естественных волокон занимают особое место в современном прикладном искусстве. В настоящее время дизайнеры, художники, модельеры широко включают такие работы в интерьер жилых и общественных помещений. В данном курсе «Нетканый гобелен» главным используемым современным материалом является синтепон (синтетическое волокно).
Основной целью курса является привитие детям творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений (т.е. опыта чувств, переживаний, интересов).
Задачи:
- формирование интереса к жизни через увлечение искусством;
- развитие у школьников способностей восприятия искусства и потребности в общении с ним;
- накопление опыта полноценного художественного творчества, способствование развитию художественно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни, что для некоторых детей станет началом профессионального пути.
Программа построена по принципу: творить вместе с ребёнком (но не за него) – в таком процессе зачастую учитель познаёт не меньше, чем ученик. Рассчитано на детей 5-7-х классов. Учебный материал построен с учётом возрастных и психологических особенностей, а также практических навыков и умений, даётся от простого к сложному. Программа состоит из расчёта 1 час в неделю. Длительность курса обучения пол года (17 часов). Распределение времени на занятии зависит от целей и содержания. Сколько времени отвести на беседы и на практическую работу, решает преподаватель. Также представлены творческие работы детей (Приложение1), даны практические рекомендации по проведению занятий (Приложение 2).
Тематическое планирование по курсу «Нетканый гобелен»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие курса «Художественный текстиль». Нетканый гобелен – декоративная композиция из синтетических, искусственных и естественных волокон | 1 |
2 | Нетканый гобелен. Техника | 2 |
3 | Создание эскиза, картона творческой работы. Процесс окрашивания волокон | 2 |
4 | Выкладывание рисунка из синтепона | 1 |
5 | Выполнение стёжки | 8 |
6 | Декорирование работы | 2 |
7 | Праздник «Мир текстиля». Выставка работ за год | 1 |
Итого | 17 |
Обеспечение курса:
- Синтепон – Синтетический материал, который продаётся в магазинах «Ткани». Бывает разной толщины, белого цвета.
- Швейные нитки, мулине
- Иглы – Они должны быть острыми, хорошо отполированными.
- Напёрсток – Его подбирают индивидуально по размеру среднего пальца руки так, чтобы он плотно обхватывал палец.
- Ножницы
- Краски – нужны для крашения синтепона. Очень хорошо подойдут краски «Гамма», «Марабу», гуашь (но возможно осыпание при высыхании краски), а также подойдёт акварель (получаются нежные, светлые оттенки).
- Ёмкость для прокраски синтепона. Резиновые перчатки, клеёнки.
- Утюг, газеты
- Тетрадь для записей