Общеобразовательная школа – это учреждение, осуществляющее обучение, воспитание, развитие и саморазвитие учащихся.
Организация управления учебно-воспитательным процессом с учётом образовательных стандартов ставит перед коллективом школы задачи создания такой педагогической системы, которая предусматривает проектирование и формирование личности ребёнка, его духовно-нравственной культуры, интеллектуального развития, ценностных ориентаций, способностей к самореализации и гармоничному взаимодействию с окружающим миром. Для решения этой задачи необходимо чётко представлять качественные характеристики личности ученика в стадии его взросления, в связи с чем нами были спроектированы модели выпускника каждой из ступеней обучения. (Приложение 1). В их проектировании помогла книга из серии «Библиотека администрации школы» авторов Л.К.Гребёнкиной и Н.С.Анциперовой «Технология управленческой деятельности заместителя директора школы» (Центр «Педагогический поиск», 2000).
Но сама по себе модель выпускника будет носить декларативный характер, если систематически не отслеживать, насколько продвигается в развитии личность каждого отдельного ученика. Имея данные такого мониторинга, можно выделить наиболее значимые проблемы, ориентированные не только на требования настоящего, но и требования прогнозируемого будущего. Для ежегодного мониторинга приближённости учащегося определённой ступени обучения к модели выпускника в нашей школе созданы «Карты приближённости к модели выпускника», включающие в себя ключевые характеристики личности определённой ступени обучения. (Приложение 2). Такие карты заводятся на каждого ученика школы. Классный руководитель, используя метод наблюдения и материалы школьной документации, определяет уровень, на котором находится ученик в данный момент. С целью более объективной оценки уровня выраженности ключевой характеристики классные руководители объединяются с учителями-предметниками в группы, что сплачивает педагогический коллектив для решения общей задачи. В результате диагностики получается карта с кривой, отражающей приближённость к «идеалу» конкретного ученика:
ЛИЧНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА 1 СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ. (Приложение 3)
ЛИЧНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА 1 СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
КЛАСС: второй (2002-2003г.)____сводная ведомость________________________________
ДАТА ДИАГНОСТИКИ: 2007-2008 год – декабрь____________________________________
№ |
КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
УРОВЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ |
|||
оптимальный |
достаточный |
критический |
недопустимый |
||
1. |
Знания и умения: |
|
|
|
|
1.1 |
Достаточный уровень базовых знаний, необходимый для продолжения обучения. |
26% |
34% |
40% |
- |
1.2 |
Понимание и использование в своей деятельности различных схематических изображений. |
17% |
32% |
31% |
20% |
1.3 |
Достаточное развитие устной речи. И так далее. |
25% |
36% |
29% |
10% |
Сводная ведомость позволяет увидеть общую картину, сравнить между собой показатели разных классов, выявить те ключевые характеристики, работа над которыми требует особого внимания как классного руководителя и отдельно взятого учителя-предметника, так и педагогического коллектива в целом. Результаты для обсуждения на педсовете или педагогическом консилиуме могут быть представлены в виде гистограмм, что очень наглядно, показательно и удобно для анализа:
2 КЛАСС, ДЕКАБРЬ 2007 ГОДА.
Следующий этап – самый важный. Составляется карта коррекционной работы по приближению личности учеников класса к модели выпускника. В эту карту вносятся только те ключевые характеристики, которые проявляются в данном классе на критическом или недопустимом уровне, причём указываются конкретные фамилии учащихся:
КАРТА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРИБЛИЖЕНИЮ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА К МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА 1 СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ.
(декабрь 2007-декабрь 2008 года).
№ |
КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
УРОВЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ |
|
|
|
критический |
недопустимый |
1. |
Знания и умения: |
|
|
1.1 |
Достаточный уровень базовых знаний, необходимый для продолжения обучения. |
3 Иванов Илья, Петрова Ира, |
|
1.2 |
Понимание и использование в своей деятельности различных схематических изображений. |
3 Петрова Ира, Дугин Иван и т.д. |
Днепров Андрей, Крымова Света и т.д. |
1.3 |
Достаточное развитие устной речи. И так далее. |
3 Смирнов Николай, Викторов Игорь и т.д. |
Петрова Ира |
Такую карту получает каждый учитель-предметник, работающий в данном классе. Использование карты при подготовке к уроку и внеклассной работе позволяет сделать обучение личностно-ориентированным, и, в то же время, весь педагогический коллектив объединяется в решении общей задачи – реализации образовательных стандартов, предусматривающих формирование личности ребёнка, его духовно-нравственной культуры, интеллектуального развития, ценностных ориентаций, способностей к самореализации и гармоничному взаимодействию с окружающим миром. Кроме того, анализ сводных ведомостей классов заместителями директора по учебно-воспитательной работе позволяет выделить наиболее существенные проблемы развития школы, ранжировать и структурировать их. Следовательно, анализ идёт от результатов. На основе анализа намечаются новые цели, пути и средства их достижения.
Таким образом, мониторинг приближённости учащихся к модели выпускника позволяет сделать образовательный процесс личностно-ориентированным, объединяет усилия всего педагогического коллектива на реализацию образовательных стандартов.