Урок по правам человека в 6-м классе. Тема: "Ваши права"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство

Классы: 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: права ребенка, свобода, права человека, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, ответственность


10 декабря 2008 года исполняется 60 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Всеобщей декларации прав человека, в которой провозглашены основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека.

Как показывает практика, содержание Всеобщей декларации прав человека является достаточно сложным для восприятия школьниками. Наибольшая эффективность достигается там, где используются активные формы и интерактивные методы проведения занятий, ведущее место среди которых занимает творческо-поисковый метод обучения, обращенный к эмоциональной сфере ребенка. В связи с этим данная методическая разработка является попыткой изучения данного базового документа в легкой, интересной и занимательной форме.

В 5-9 классах при обучении правам человека предпочтение можно отдать комплексу познавательных и практических заданий и опираться на учет интересов и жизненного опыта учащихся.

Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые достоинство и право.
Все наделены разумом и должны относиться друг к другу как братья и сестры.
(А.Усачев «Всеобщая декларация для детей и взрослых»)

Цель: знакомство со Всеобщей Декларацией прав человека

Задачи:

  1. Раскрыть содержание понятия «права человека» провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека.
  2. Формировать уважение к основным общечеловеческим ценностям, заключенным во Всеобщей Декларации прав человека.
  3. Научить применять в жизни основные права и свободы.

Тип урока: мультимедийный урок

Форма урока: урок практическая работа (игра).

Учащиеся должны знать понятия и термины: права, свободы и обязанности человека, декларация, ООН, Всеобщая Декларация прав человека.

Учащиеся должны уметь: объяснять смысл основных понятий, высказывать свою точку зрения, характеризовать содержание статей Всеобщей декларации прав человека.

Оборудование: Е.С. Шабельник. Ваши права. М., Вита-Пресс, 1996; буклеты «Твои права. Ты и азбука прав», ИГОО «ЦСОИ», 2003; хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний», М., издательский дом «Новый учебник», 2004; Обществознание, поурочные планы по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н. Степанько. Волгоград, издательство «Учитель», 2005г., материалы учебников по граждановедению и обществознанию в 5-9 классах различных авторов. Цветные карандаши, ручки, линейки, бумага А4, презентационный материал – Приложение 1.

Ход урока

Вводная часть.

Рассказ учителя. Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках…

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. 10 декабря 2008 года исполняется 60 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) Всеобщей Декларации прав человека.

Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся.

Правда, только в том случае, если соблюдать…

А чтобы соблюдать, нужно, по крайней мере, познакомиться со всеми тридцатью ее статьями.

А помогут нам решить вопросы о Правах Человека известные герои сказок Буратино и Царевна-лягушка, Гулливер и Дон-Кихот, князь Гвидон и Том Сойер.

Начнем знакомство со Всеобщей декларацией прав человека с тридцатой статьи. Именно в ней сказано, как нужно понимать остальные двадцать девять статей и пользоваться ими. Учитель помогает разобрать 30 статью Декларации и знакомит с алгоритмом работы на уроке.

Совместная работа со статьями 1, 2, 6, 8, 12.

Внимательно рассмотреть рисунки, предложенные авторами и назвать нарушенные права героев, а затем постараться написать статью Декларации. Повторить работу несколько раз.

Постараемся узнать о каких Правах Человека идет речь в следующих статьях и составить свой вариант Всеобщей декларации Прав Человека.

Учащиеся самостоятельно работают со статьями 3, 4, 5, 9, 13.

Работа в группах. Презентация статей Всеобщей декларации прав человека без текстов. Учащиеся придумывают свои «статьи Декларации» на основе сюжета рисунка. Обсуждение вариантов статей учащихся, принятие наиболее удачного варианта, сравнение с настоящим текстом Декларации. Оценка текста каждой группы.

В конце урока следует предоставить учащимся возможность высказать свое мнение о том, интересна ли им тема урока, что нового они узнали, пригодятся ли им в дальнейшем эти знания

Учитель обращает внимание, высказывая свое отношение к тому, что происходило на уроке, учащиеся реализуют свое право на свободу слова

Домашнее задание

  1. На основе рассказа, мультфильма, фильма, сказки поразмышлять о правах героев.
  2. Придумать свой рисунок к текстам статей 7 и 10..

Детям постарше можно взять любой рассказ, роман или повесть и поразмышлять, о нарушении или торжестве каких Прав Человека в них идет речь.

Другие варианты проведения урока

  1. Попробовать классифицировать статьи Декларации по темам, обсудить и оценить.
    Учитель может дать варианты прав человека: политические, экономические, личные, культурные, социальные. Учащиеся составив и обсудив статьи Декларации распределяют по разным колонкам согласно тематики.
    За 45 минут урока невозможно написать и обсудить все 30 статей Декларации. Учитель может отобрать статьи по определенным темам. Можно обсудить первые 10 статей, для следующих 20 статей придумать иной вариант обсуждения.

  2. Индивидуальная работа. Каждый ученик делит лист бумаги на две колонки. В левой колонке текст самостоятельной, творческой работы, составлен карандашом или синей пастой, справа проверенный – красного цвета.