10 декабря 2008 года исполняется 60 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Всеобщей декларации прав человека, в которой провозглашены основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека.
Как показывает практика, содержание Всеобщей декларации прав человека является достаточно сложным для восприятия школьниками. Наибольшая эффективность достигается там, где используются активные формы и интерактивные методы проведения занятий, ведущее место среди которых занимает творческо-поисковый метод обучения, обращенный к эмоциональной сфере ребенка. В связи с этим данная методическая разработка является попыткой изучения данного базового документа в легкой, интересной и занимательной форме.
В 5-9 классах при обучении правам человека предпочтение можно отдать комплексу познавательных и практических заданий и опираться на учет интересов и жизненного опыта учащихся.
Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые достоинство и право.
Все наделены разумом и должны относиться друг к другу как братья и сестры.
(А.Усачев «Всеобщая декларация для детей и взрослых»)
Цель: знакомство со Всеобщей Декларацией прав человека
Задачи:
- Раскрыть содержание понятия «права человека» провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека.
- Формировать уважение к основным общечеловеческим ценностям, заключенным во Всеобщей Декларации прав человека.
- Научить применять в жизни основные права и свободы.
Тип урока: мультимедийный урок
Форма урока: урок практическая работа (игра).
Учащиеся должны знать понятия и термины: права, свободы и обязанности человека, декларация, ООН, Всеобщая Декларация прав человека.
Учащиеся должны уметь: объяснять смысл основных понятий, высказывать свою точку зрения, характеризовать содержание статей Всеобщей декларации прав человека.
Оборудование: Е.С. Шабельник. Ваши права. М., Вита-Пресс, 1996; буклеты «Твои права. Ты и азбука прав», ИГОО «ЦСОИ», 2003; хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний», М., издательский дом «Новый учебник», 2004; Обществознание, поурочные планы по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н. Степанько. Волгоград, издательство «Учитель», 2005г., материалы учебников по граждановедению и обществознанию в 5-9 классах различных авторов. Цветные карандаши, ручки, линейки, бумага А4, презентационный материал – Приложение 1.
Ход урока
Вводная часть.
Рассказ учителя. Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках…
В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. 10 декабря 2008 года исполняется 60 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) Всеобщей Декларации прав человека.
Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся.
Правда, только в том случае, если соблюдать…
А чтобы соблюдать, нужно, по крайней мере, познакомиться со всеми тридцатью ее статьями.
А помогут нам решить вопросы о Правах Человека известные герои сказок Буратино и Царевна-лягушка, Гулливер и Дон-Кихот, князь Гвидон и Том Сойер.
Начнем знакомство со Всеобщей декларацией прав человека с тридцатой статьи. Именно в ней сказано, как нужно понимать остальные двадцать девять статей и пользоваться ими. Учитель помогает разобрать 30 статью Декларации и знакомит с алгоритмом работы на уроке.
Совместная работа со статьями 1, 2, 6, 8, 12.
Внимательно рассмотреть рисунки, предложенные авторами и назвать нарушенные права героев, а затем постараться написать статью Декларации. Повторить работу несколько раз.
Постараемся узнать о каких Правах Человека идет речь в следующих статьях и составить свой вариант Всеобщей декларации Прав Человека.
Учащиеся самостоятельно работают со статьями 3, 4, 5, 9, 13.
Работа в группах. Презентация статей Всеобщей декларации прав человека без текстов. Учащиеся придумывают свои «статьи Декларации» на основе сюжета рисунка. Обсуждение вариантов статей учащихся, принятие наиболее удачного варианта, сравнение с настоящим текстом Декларации. Оценка текста каждой группы.
В конце урока следует предоставить учащимся возможность высказать свое мнение о том, интересна ли им тема урока, что нового они узнали, пригодятся ли им в дальнейшем эти знания
Учитель обращает внимание, высказывая свое отношение к тому, что происходило на уроке, учащиеся реализуют свое право на свободу слова
Домашнее задание
- На основе рассказа, мультфильма, фильма, сказки поразмышлять о правах героев.
- Придумать свой рисунок к текстам статей 7 и 10..
Детям постарше можно взять любой рассказ, роман или повесть и поразмышлять, о нарушении или торжестве каких Прав Человека в них идет речь.
Другие варианты проведения урока
-
Попробовать классифицировать статьи Декларации по темам, обсудить и оценить.
Учитель может дать варианты прав человека: политические, экономические, личные, культурные, социальные. Учащиеся составив и обсудив статьи Декларации распределяют по разным колонкам согласно тематики.
За 45 минут урока невозможно написать и обсудить все 30 статей Декларации. Учитель может отобрать статьи по определенным темам. Можно обсудить первые 10 статей, для следующих 20 статей придумать иной вариант обсуждения. -
Индивидуальная работа. Каждый ученик делит лист бумаги на две колонки. В левой колонке текст самостоятельной, творческой работы, составлен карандашом или синей пастой, справа проверенный – красного цвета.