Разработка урока математики в 6-м классе по теме "Координатная плоскость"

Разделы: Математика


Цель урока:

  1. учить определять координаты точки на плоскости;
  2. учить находить точку на координатной плоскости по её координатам;
  3. проверить уровень усвоения материала, путем проведения самостоятельной работы со взаимопроверкой;
  4. воспитание любви к своей малой родине;
  5. развивать познавательные интересы учащихся.

Оборудование:

  1. интерактивная доска или проектор;
  2. фотографии исторических и памятных мест поселка;
  3. план-схема поселка Афипского;
  4. заготовки координатной плоскости (можно на миллиметровой бумаге) на каждого ученика. 

Ход урока

На доске на координатной плоскости отмечены точки М(5; - 7), О(0; 0), Я(2; 3), Р(-5;2), Д(4; 7), И( - 3; - 5), Н(3; - 4), А( - 2;5), Л(- 8; 0) и нарисованы таблицы

Приложение 1 Слайд 2

 (5; -7)   (0; 0)   (2; 3) 
     

 (5; -7)   (-2; 5)   (-8; 0)   (-2; 5)   (2; 3) 
         

 (-5; 2)   (0; 0)   (4; 7)   (-3; -5)   (3; -4)   (-2; 5) 
           

Учитель: Начнем мы урок с не большого, но необычного задания. Определите координаты точек на плоскости и расшифруйте слова в таблицах.

МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

Правильно! И сегодня речь пойдет о нашей Малой Родине, о поселке Афипском.

Слайд 3

Афипс змеею с гор спускался,
Срезая, рушил берега,
Георгий за народ сражался,
Крушил и змея и врага.
Ни первый кол, ни первый камень —
На берегу копье вонзил!
Врагов он трепетать заставил,
А нам — станицу заложил.

Так писал о становлении нашего поселка Владимир Резник, наш кубанский поэт. Да, у нас сегодня урок математики, но урок не обычный, а урок, связанный с историей нашего поселка.

Давайте вспомним, что мы знаем о нашем поселке.

Ученик 1: (Слайд 4) В начале 1830 г. на реке Афипс казаки поставили воинский лагерь и начали строить укрепления по обоим берегам реки под руководством атамана Бескровного.

В июне 30-го года
От города невдалеке
Построили воинский лагерь
На быстрой Афипс-реке.
И атаман Бескровный
В том же году писал:
"Начали строить крепость,
Сделали ров и вал.
Сплошной частокол из бревен,
Ворота укреплены,
Над ними — дозорная вышка —
Врага пропустить не должны".
И имя той крепости дали —
Георге-Афипской назвали...

Ученик 2: Первое упоминание о станице Афипской приходится на 1865 год. Она застраивалась военным полком, составившим потом её гарнизон, носившим за боевые заслуги название «Георгиевский» в честь святого Георгия Победоносца. Отсюда (по одной из версий) и по названию реки и образовалось первоначальное название нового населённого пункта – Георгие-Афипская. По второй версии станица своё имя получила от названия располагавшегося здесь ранее военного укрепления.

Ученик 3: Сохранились фамилии первых её поселенцев, среди которых такие как Захарченко, Бублик, Ус, Бондаренко, Струсь, Сахно, Казуб, Воронов, Адзеров. Трое последних были беглыми крепостными из центральной России, нашедшими на Кубани «приют» взамен на опасную кордонную службу пластунов. Через 10 лет после основания в станице насчитывалось 264 двора и около 1500 жителей. Уже к этому времени появились не только частные постройки, но и общественные здания: правление и начальная школа, а в 1885 году – церковно-приходская школа и кузница. Церковь в Афипской построили в 1885 году, на дороге, ведущей в Екатеринодар, станичное общество содержало паром на двух байдарках. Об интенсивности его работы говорит тот факт, что только в 1887 году ежедневно здесь через реку переезжало около 75 подвод.

Учитель: Демонстрируется фотография стелы

В память об укреплении и поселении в нашем поселке установлена стела. И сейчас мы возвращаемся к уроку математики: Тема нашего урока «Координатная плоскость». Перед вами лежит план-схема нашего поселка, на которую нанесена разметка. Давайте зададим координатную плоскость. Что для этого необходимо указать?

Предполагаемый ответ ученика: Чтобы задать координатную плоскость, мы должны выбрать систему координат. Т.е. указать две перпендикулярные прямые х и у, а на них указать

  1. начало отсчета;
  2. направление координатных осей;
  3. единичный отрезок;

Учитель: (Слайд 5) Теперь найдите на нашем плане место, где установлена стела и укажите её координаты.

Ученик: называет координаты стелы

Учитель: Молодцы!

Учитель: (Фотография Вечного огня.) Шло время, поселок рос и развивался, а в 1941 году случилась страшная беда для всего народа. Началась Великая Отечественная война. Весь народ поднялся на борьбу с фашистскими захватчиками, много жизней унесла эта война, и в память о погибших в нашем поселке был зажжен ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ. Укажите координаты места нахождения Вечного огня.

Ученик: указывает координаты Вечного огня.

Учитель: (Фотография памятника погибшим афипчанам) В память об афипчанах павших на полях сражений казаками нашей станицы был установлен памятник. Найдите его координаты.

Ученик: указывает координаты памятника погибшим афипчанам.

Учитель: Наш поселок большой в нем несколько школ. Какие это школы?

Предполагаемый ответ ученика: в поселке пять школ: N4, N6, наш лицей, вечерняя школа, школа искусств;

Учитель: Укажите координаты всех школ нашего поселка.

Учитель: (Фотография Администрации Афипского городского поселения.) Скажите, пожалуйста, что за здание изображено на этой фотографии? Укажите координаты места нахождения администрации.

Ученик: указывает координаты Администрации Афипского городского поселения

Учитель: А теперь я вам назову координаты, найдите соответствующие точки на нашем плане и укажите, что за объекты находятся в указанных местах.

Учитель называет координаты, а ученики определяют объекты. Можно указать координаты домов учащихся и т.д.

Учитель: А сейчас немного поиграем в художников. Вы уже знаете, что это за игра. Надо отметить данные точки на координатной прямой и соединить их в указанной последовательности. Первые три человека, кто правильно построит данные точки и укажет, что за фигура получается, если соединить данные точки получит оценку «пять». Последняя точка соединяется с первой. (Слайд 7)

A(-8; 2), B(0; 2), C(-1; 4), D(-1; 11), E(1; 13), F(6; 10), K(1;10), L(1; 7), M(5; 4), N(5; 0), P(1; -4), R(-5; -4), S(-3; -2).

Учитель: А теперь проверим, как вы усвоили тему. У вас на парте лежат заготовки, на которых выбрана система координат. Сегодня мы займемся поисками клада. У нас две команды: Команда «фиолетовых», у вас фиолетовые листочки и команда «зелёных», у вас листочки зеленого цвета. На одной стороне листочка задание №1.

Слайд 8

Задание 1. Вот вам описание места расположения клада.

Клад находится в точке К, ордината которой противоположна ординате точки пересечения отрезков АВ и CD, где

  • «Фиолетовые»: A(4; 5), B(3; -9), C(10; 2) D(-8; -7)
    Клад в точке К1(0 ;3)
  • «Зеленые»: A(4; 6), B(-9; -1); C(-2; 8), D(3; -2) Укажите координаты клада.
    Клад в точке К2(0; -4)

На другой стороне листочка задание 2.

Задание 2. Вам даны координаты 5 точек, которые надо отметить на координатной плоскости. А затем ответить на вопросы: Перечислите:

  1. Какие из указанных точек лежат выше оси абсцисс;
  2. Какие точки имеют отрицательные ординаты;
  3. Какие точки лежат правее оси ординат;
  4. Какие точки имеют отрицательные абсциссы.

каждый учащийся получает индивидуальное задание 2. На самостоятельную работу отводится 7-10 минут. Затем учащиеся меняются листочками.

Учитель: (Слайд 9) Поменялись листочками с соседом по парте. Возьмите в руки карандаш и проверьте работу своего соседа. Если вы считаете, что он допустил ошибку, подчеркните её. Поставьте свою оценку. Если все выполнено верно – «пять», если допущена 1 – 2 ошибки – «четыре», 3 – 4 ошибки – «три», более 4 ошибок – «два». Напишите рядом с оценкой свою фамилию.

Учитель: Дома на координатной плоскости из ломаных, построить фигуру. Записать координаты точек, являющихся концами отрезков ломаной.

Слайд 10

Наш поселок у реки
Любят взрослые и дети,
Малыши и старики.
Он прекрасней всех на свете!
Пусть бегут за годом годы,
Пролетают, как стрела,
И поселок наш Афипский
Не стареет никогда!

Итог урока.

Учитель:

Какие виды работ сегодня на уроке вам больше всего понравились?
Что нового вы узнали на уроке?
Мне хочется пожелать вам, ребята, вырасти большими и привнести свой вклад в развитие нашего поселка.

СПАСИБО ЗА УРОК!