Программа Городского оздоровительного лагеря "Мир Нарнии"

Разделы: Социальная педагогика


Актуальность программы

В условиях современного нестабильного мира становятся особенно актуальными проблемы адаптации детей к большому миру. Требования современной ситуации таковы, что простого обладания некоторой суммой знаний недостаточно, необходима постоянная готовность к меняющимся условиям, умение найти нестандартное, творческое решение в проблемной ситуации, способность к социальной и психологической гибкости, импровизационности. И чем больше мы предоставим детям возможностей для конструктивного творчества, тем более вероятным становится позитивное самоопределение в процессе формирования их личностных качеств.

Вышеназванные социально-психологические процессы неподвластны календарю, но все же следует отметить, что в летние каникулы, когда сокращается массированный информационный поток, регламентируемый школой, появляется возможность более активного и структурированного по времени физического, социального, культурного и творческого развития. Поэтому так велика роль различных программ, в том числе городского лагеря, организующих пространство для такого развития и творческих инициатив.

Одним из способов познания ребёнком окружающей его реальности, решения проблем, возникающих в настоящем, основой планирования будущего является фантазия, способность к творческим аналогиям между фактами, событиями, мирами.

Фантастический мир, в разной степени осознаваемый и структурированный, существует в сознании каждого ребенка: это может быть вера в Деда Мороза - или общение с Карлсоном, живущим на крыше, - или детализированное путешествие по собственной стране, будь то Швамбрандия или Зазеркалье. Этот мир позволяет развивающейся детской психике переработать непонятную, большую по объёму и поэтому трудно воспринимаемую информацию из окружающей среды, а также эмоционально ярко окрашенную информацию из внутренней среды личности (ощущений, чувств и переживаний).

Знакомство же с фантастическими мирами, созданными сознанием других людей, способствует развитию толерантности, реализации творческого потенциала ребёнка, пониманию общих законов существования мира, в частности, нравственных принципов.

Наиболее простым способом знакомства с фантастическими мирами взрослых для ребёнка является просмотр фильмов, мультфильмов, а также чтение книг детских фантастов. В то же время, для того чтобы быть воспринятым ребёнком и допущенным до него взрослыми, произведение должно быть актуальным и известным родителям в позитивном ключе. Именно такими характеристиками обладает фантастический мир, созданный Клайвом Льюисом. И дело не только в том, что по циклу "Хроники Нарнии" были сняты фильмы, которые в период глобализации дали возможность детям и родителям познакомиться с классикой мировой фэнтэзи. Важнее то, чем обусловлена их популярность: жанр сказочной фэнтэзи позволяет в доступной и яркой форме как поставить перед детьми (и предложить пути решения) важные философские проблемы (смысл жизни, вера и безверие, добро и зло), так и сформировать базовые нравственные ценности (дружба, верность, взаимопомощь, семья).

Вместе с тем, знакомство детей именно с иностранной фантастикой не случайно. Оно позволяет детям узнать о культурных традициях и особенностях другой страны, что, в свою очередь, способствует развитию толерантности, пониманию единства мира.

Все это и обусловило наш выбор тематизма смены городского лагеря. Мы полагаем, что знакомство детей с миром фантастики через роман "Хроники Нарнии", с одной стороны, будет способствовать раскрытию творческого потенциала детей, а с другой - их социальному и культурному развитию.

Цели и задачи:

Основной целью программы является социальная адаптация и социально-психологическая реабилитация детей и их оздоровление в условиях летнего городского лагеря.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Стимулирование познавательной мотивации у детей.

2. Знакомство детей с миром художественной фантастики, мировой литературой.

3. Формирование ценностно-смыслового компонента развития.

4. Приобретение детьми навыков межличностного общения и КТД.

5. Развитие познавательных и творческих способностей детей.

6. Физическое и психическое оздоровление в условиях городского оздоровительного лагеря.

Основные формы деятельности: Формы и методы работы определяются педагогическим коллективом лагеря в рамках основных направлениях деятельности лагеря, с учетом интересов детей и подростков:

Индивидуальные формы:

- индивидуальные консультации (психолога, социального педагога);

- индивидуальная психологическая диагностика;

- самостоятельное творчество детей и подростков;

Групповые формы:

- социально-психологические тренинги,

- сюжетно-ролевые и деловые игры,

- беседы с использованием интерактивных форм;

- спортивные игры и соревнования;

- экскурсии различной тематической направленности (в музеи, театры, парковые зоны).

Коллективные формы

- коллективные творческие дела различной тематической направленности;

- совместная творческая и игровая деятельность.

Предложенные формы отвечают особенностям данного возраста и современным требованиям к организации социально-педагогической работы, поскольку они:

- открыты и вариативны по своему характеру, что способствует развитию инициативности и творчества детей и подростков;

- коллективны по организации и индивидуальны по степени ответственности;

- дают возможность использовать современный материал, насыщать их актуальным для детей и подростков содержанием.

Организация деятельности лагеря

Летний городской оздоровительный лагерь организуется на основе контингента детских творческих кружков клуба " ФРИСТАЙЛ" МОУ ДОД ЦВР "Спектр". Число участников лагеря - 20 человек.

Программа направлена на организацию летнего отдыха в условиях города детей 7 -14 лет.

Направления и содержание деятельности

Логика смены: согласно тематике ("Мир Нарнии") смена представляет собой путешествие по фантастической стране Нарния. Каждый день ребята знакомятся с новыми героями страны и проходят испытания, преодолевают трудности, оказываются в ситуациях, требующих как индивидуальных, так и коллективных усилий, командного взаимодействия. Тем, кто в течение дня проявили себя наиболее активными участниками творческих мероприятий, спортивных соревнований, социальных акций, а также упорно работали на занятиях с психологом, стремясь разобраться в себе, с юристом, постигая нормы жизни общества и т. д., в торжественной обстановке вручаются "ордена Аслана". Кандидаты на вручение орденов выдвигаются отрядом после совместного обсуждения. В конце смены подводятся итоги и ребята получают памятные призы с символикой программы.

В соответствии с основными целями воспитательного процесса разработаны подпрограммы, отражающие основные направления деятельности:

Творческо-познавательное направление

Задачи:

- развитие креативных способностей;

- поддержка творческих инициатив.

Формы работы:

- знакомство с произведениями детской художественной фантастики;

- участие в общих творческих делах;

- мастер-классы и занятия в творческих лабораториях;

- концерты;

- участие в развивающих играх;

- подготовка и проведение праздников;

- посещение культурно-познавательных программ музейных центров города.

В период лагерной смены предполагается проведение регулярных творческих мастерских, конкурсов рисунков, поделок, иных творческих конкурсов. На творческих мастерских дети смогут сделать своими руками куклы любимых героев мира Нарнии, построить из бумаги таинственный дворец королевы мира и научиться создавать сказочные шатры и одежду из ткани и других материалов. Основная идея - показать, как творческое усилие преобразовывает обыденные предметы в сказочные, повседневную реальность в фантастический мир Нарнии.

Мероприятия:

- Развлекательная программа "Посвящение в фантазёры"

- Конкурс рисунков на асфальте "Нарния наяву"

- Конкурс рисунков, коллажей, аппликаций "Моя Нарния"

- Фестиваль "Стартинейджер"

- Конкурс моды "Блеск доспехов и шелест платьев"

- Конкурсная программа "Сказочный день рождения!"

- Познавательная программа "Мир вокруг нас"

- Конкурсно-информационная программа "Законы - о нас и для нас"

- Конкурсы "Принцесса Нарнии" и "Принц Нарнии"

- День творчества "В моём мире возможно всё!"

Спортивно-оздоровительное направление

Задачи:

- оздоровление в условиях городского лагеря;

- формирования общей культуры ЗОЖ детей и подростков;

- укрепление психического здоровья через развитие самоконтроля;

- создание условий для занятий спортом.

Формы работы:

- физические разминки;

- игры на развитие мелкой моторики;

- спортивные соревнования;

- посещение городских лесопарков, аквапарка;

- подвижные игры,

- занятия с психологом,

- мини-тренинги.

Один из важных принципов построения программы в этом направлении - создание ситуации успеха, формирование понимания, что победить можно не только в соревновании с другими, но и в единоборстве со своим плохим настроением, вредными привычками, даже собственными неудачами. Главное - хотеть и уметь. Этому и учат ребят в лагере.

В соответствии с тематикой программы спортивные игры и соревнования облекаются в форму спортивных игр, эстафет с элементами фантастики, приобретая характер подвижных ролевых игр. Например, в игре "Лесной футбол" основными участниками являются герои из мира Нарнии, а мяч - имитация колючего ёжа, который при сильном ударе по нему оставляет в ноге пинающего колючки, что замедляет его движения. Такой формат игры не только позволяет укрепить здоровье ребят, но и научиться контролировать себя и свои силы.

Мероприятия:

- Спортивные соревнования "Лесной футбол"

- Эстафета ловкости "Рыцарский турнир"

- Ролевая игра "В поисках Аслана""

- Подвижные игры "Самые смелые"

- Прогулочная программа "Зелёный ковёр"

- Конкурс "Кто выше Аслана?"

- Спортивно-развлекательная программа "Замок королевы"

- Соревнования "На кончике хвоста"

Историко-культурологическое направление

Задачи:

- культурное просвещение детей и подростков;

- знакомство детей с национальными особенностями и традициями.

Формы работы:

- экскурсии в музеи города;

- чтение тематических рассказов;

- просмотр тематических фильмов

- беседы с интерактивными элементами разнообразной тематики (художественные, патриотические и т.п.);

- посещение театров, кинотеатров, художественных выставок, музеев.

Мероприятия:

- Беседа "Удивительный мир фантастики"

- Культурная программа "Цирк детям"

- Кинопрограмма "Час в мире Нарнии"

- Литературные паузы "В гостях у королей"

- Театральный выход "Фантасты в театре"

Механизм реализации программы

1 этап - подготовительный

1. Изучение методической литературы;

2. Изучение художественной литературы и кинематографических материалов по тематике программы;

3. Разработка Положения о проведении летнего оздоровительного лагеря для детей и подростков "Мир Нарнии";

4. Подбор кадров.

2 этап - аналитический

1. Составление базы данных;

2. Изучение возрастной структуры и социального запроса контингента.

3.Входная диагностика.

3 этап - реализация программы

1. Организация и включение детей и подростков в личностно-значимые и социально-одобряемые виды деятельности (объединение детей и подростков по интересам, определение целей и задач каждой группы, определение способов и форм взаимодействия между этими группами);

2. Проведение мероприятий согласно плану-сетке

4 этап - итоговый

1. Подведение итогов программы;

2. Получение обратной связи (итоговая диагностика, групповая рефлексия);

3. Планирование деятельности на следующий период.

Ожидаемые результаты

  • Психологическое и физическое оздоровление и развитие участников лагеря.
  • Развитие представлений о нравственных ценностях, формирование сознательной этической компетентности.
  • Развитие познавательных и творческих способностей детей, обучение творческой самопрезентации.
  • Расширение кругозора и приобретение начальных знаний о художественной фантастике, мировой истории, философии, искусстве.
  • Толерантное отношение к культурным традициям других стран.
  • Развитие коммуникативных навыков и навыков командного взаимодействия в условиях совместной деятельности.

Материально-техническое обеспечение

1. Помещения для проведения занятий, спортивных игр (на базе МОУ ДОД ЦВР "Спектр", клуб "Фристайл");

2. Канцелярские товары (ручки, карандаши, фломастеры, писчая бумага, блокноты, папки);

3. Оформительские материалы (бумага цветная, бумага гофрированная, скотч, булавки, цветной картон, клеевой карандаш, ткани и т. д.);

4. Печатная продукция и стимульный материал (маршрутные листы для проведения игр, тесты, анкеты, игровые материалы);

5. Спортивное снаряжение (мячи футбольные и теннисные, ракетки и др.);

6. Реквизит для игр и конкурсов;

7. Видео- и аудиоаппаратура, видео и звукозаписи в соответствии с тематикой смены и планом занятий.