Нельзя только призывать к
патриотизму, его нужно воспитывать –
воспитывать любовь к родным местам,
воспитывать духовную оседлость.
Лихачев Д.С.
Цель викторины: Формирование чувства любви к своей малой родине, месту, в котором вырос и живешь; сопричастности к истории своего села.
Задачи:
- Формирование интереса учащихся к истории своего села, его традициям и обычаям;
- Формирование интереса к языку.
- Развитие коммуникативных навыков учащихся.
- Формирование эстетических качеств у подрастающего поколения: восхищение красотой родного села, его природой, памятниками, людьми, живущими рядом, их делами.
Оформление:
- Выставка газет о родном селе;
- Фотографии любимых мест учеников
- Книжная выставка «Моя малая родина».
Оборудование: мультимедийная презентация «Моя малая родина»
Участники игры: ученики 5-8-х классов
Жюри игры-викторины: члены администрации школы, старшая вожатая, школьный библиотекарь, ученики старших классов.
Ход викторины.
1 ведущий:
Наша викторина называется «Село мое родное».
Детство – это самая счастливая пора, ведь его сопровождают теплые руки матери, радостные голоса друзей, добрые советы учителей, помощь и забота родителей и, конечно же, наше любимое село, в котором мы родились, растем и учимся.
2 ведущий:
Родина! Горы твои и долины
У Эхвалихи встречаю рассвет.
Зори смеются, окрасив равнины,
Радостней встречи с природою нет.Не где-нибудь, а здесь, в суровом крае,
Вдали от шумных городов,
Село Боград я называю раем
За пышность улиц, скверов и холмов!За ожерелье гор в лесном убранстве
Речушки Тесь, что вдоль села течет.
Приехал я сюда из дальних странствий
К родным горам, куда всегда влечет.Гора Татарка…У подножья,
Где буйство снежное пурги –
Обитель мертвых. Царство Божье
Среди разбросанных могил.Боград. Знакомые картины
Ночами вижу до сих пор,
Родные степи и долины
И светлые вершины гор.
Сегодня мы посвящаем викторину нашему селу, которое отпраздновало в прошлом году свой юбилей – 260- летие.
1 ведущий: на сцену приглашаются команды-участницы викторины.
1 конкурс «Визитка команд» (Домашнее задание).
Название, девиз и эмблема команд должны указывать на то, что участники игры – это жители села Боград.
Подведение итогов 1 конкурса жюри.
2 ведущий:
Почему о многих городах поется
И о многих селах говорят,
Неужели ниже небо, хуже солнце
Над моим родным селом Боград?!Я бывал на севере и на востоке,
Не однажды был Кавказу рад,
Но звала обратно отчая сторонка –
Дорогое мне село Боград.Огневые зори, удаль молодая,
Девичий неотразимый взгляд,
Нивы золотые, слава трудовая, -
Все имеется в селе Боград.Почему о многих городах поется
И о многих селах говорят,
Так пускай же песня звонче – звонче льется
Над моим родным селом Боград.
Звучит песня, посвященная родному селу «Песня о Бограде». На экране высвечиваются изображения улиц, памятников, зданий села.
2 конкурс – «Паспорт места жительства».
1 ведущий: Заполнить анкету для паспорта места жительства нашей школы:
- Галактика-
- Система (звездная)-
- Планета-
- Страна-
- Республика-
- Район-
- Село-
- Улица-
- Дом №-
Ответы:
1) Млечный путь; 2)Солнечная; 3) Земля; 4) Россия; 5) Хакасия; 6) Боградский; 7)Боград; 8) Школьная; 9) № 5
Подведение итогов 2 конкурса жюри.
1 ведущий:
Каждый город, село, как и человек, имеет свое «лицо»: это его название и символы, отличительные знаки.
3 конкурс – «Страницы истории нашего села».
На сцену приглашаются «историки» нашего села.
Учащиеся получают задания – ответить на вопросы:
- Когда село получило свое современное название?
- Объяснить смысл названия села.
- Как ранее называлось наше село?
- Что в переводе означает Тесь?
- Кто был первым учителем в нашем селе?
- В каком году была открыта школа колхозной молодежи?
Ответы:
- в 1763г.
- После подавления революции 1905-1907 гг. в
Сибирь было выстлано много
революционеров. Они вели среди местного
населения агитационную работу. Среди
сосланных “политических” был и Яков
Ефимович Боград (1878-1919)
Это был образованный человек. Он окончил университет, получив звание доктора философских и математических наук. Начало его революционной деятельности относится к 1895 году в Одессе в борьбе с зубатовщиной. В 1913 году был арестован “по делу южно – русского рабочего союза” и сослан в Туруханский край. Красноярский Комитет РСДРП(б) организовал выезд лучших агитаторов и пропагандистов Сибири в города и села. Особенно большой успех имели выступления Я. Е. Бограда. Его называли всесибирским пропагандистом. В Хакасии последний раз он выступал с речью на руднике “Улень” (Юлия). В Сухой Теси он ни разу не был.
Боград был пойман в Сону и отправлен в Красноярскую тюрьму, где 10 мая был расстрелян. Страдал слоновой болезнью. - Татарская Тесь.
- по- хакасски Тис (рудная)
- Фома Гордеевич Мартынов
- в 1919 г
Подведение итогов 3 конкурса жюри.
4 конкурс – «Поэтический».
По заданной рифме командам сочинить четверостишия.
1 команде: Боград –рад, плечи- вечер; Люблю – хвалю,
2. команде: Татарка – жарко, лечу – качу; Эхвалиха – лихо, гора – пора, просторы –горы.
Дополнительный балл:
- Назовите имена местных поэтов.
-Чье имя носит районная библиотека?
Подведение итогов 4 конкурса жюри.
2 ведущий:
В нашем селе расположено много улиц, которые имеют красивые и поэтичные названия: Садовая, улица Солнечная, Зеленая; часть названий указывают на исторические этапы развития нашей страны «50 лет Октября», «Советская»; некоторые из них носят имена наших земляков, ставших героями в годы войн: улица Сибирякова и т.д.
Мы приглашаем Вас «совершить экскурсию» по улицам нашего села.
5 конкурс – «Мы вас любим, улицы Бограда…»
1 ведущий: На сцену приглашаются участники викторины:
Задание:
- Назовите площади Бограда.
- Назовите улицу, носящую имя теоретика научного коммунизма.
- Назовите улицу, носящую имя вождя мирового пролетариата.
- Назовите улицы, носящие имена героев –земляков.
- Назовите улицы, названные в честь политических событий.
- Назовите улицы, названные по географической принадлежности.
- Назовите улицу, названную в честь летчика – космонавта.
Ответы:
- Комсомольская, Ленина.
- Карла Маркса
- Ленина
- Сибирякова, Потылицына.
- Советская, 50 лет Октября, Мира, Боградская
- Солнечная, Набережная, пер.Южный, Степная, Горная, Восточная, Садовая, Лесная.
- Гагарина.
Подведение итогов 5 конкурса жюри (оценка за работу по названиям улиц села).
2 ведущий:
Так повелось, что осваивая новые просторы, человек всегда окружающим его горам, рекам, местности давал имена разнообразного происхождения и характера, тем самым привязывая тот или иной географический объект к конкретному событию, человеку и т.д. Яркие, понятные имена надолго остаются в памяти народа, переходя из поколения к поколению.
6. Конкурс «Горы Бограда»
- Чье имя носит небольшая гора с двумя вершинами в самом центре Бограда?
- Расскажите историю названия гор:
* Эхвалиха
* Шумиха - Назовите горы, названные именами людей.
- Назовите самую высокую гору (район телевышки)
- Назовите гору, напоминающую о древних поселениях.
- Какие горы названы в честь растений?
Ответы:
- Сталинка.
- Лесорубы рубили сосны и кричали: «Эх,
вали» (Эхвалиха)
Эта гора чувствует приближение непогоды и старается «предупредить» об этом все и всех вокруг. (Шумиха) - Кучестеиха
- Яков хребет, Гришкина гора, Алексеевка, Сталинка
- Татарка
- Мангырная, Сладкий корень
1 ведущий: Дополнительный балл командам:
- Как называется наука, изучающая геграфические названия?
(топонимика)
Стихотворение Алексея Бондарева.
Рудное место. Руды здесь не счесть.
Её добывали на дне речки Тесь.Когда –то художник вождя рисовал
И Сталинкой гору он эту назвал.Змеинкой не зря эту гору зовут.
Горячие камни бока припекут.
«Веревки» лежат на большом солнцепеке.
По этой горе лишь с опаской пройдете.А вот Кучестеиха – скопище гор,
Вокруг только степи и вольный простор.Все знаем: татары когда-то здесь жили,
Они умирали и их хоронили.
Останки их, может, когда-то найдут
На этой горе, что Татаркой зовут.Горы лежат, как девичьи ланиты.
Ранняя зорька всегда розовит их,
«Горные щеки» назвал их народ,
А их обаянье к себе нас зовет.Прищурясь, смотрю я на россыпи гор.
Какой ароматный, цветущий простор!
Здесь спеет на радость народу клубника…
И этим в народе они знамениты.Ненастье грядет иль придет непогода,
Шумиха подскажет, что будет в природе.
В горе этой ветер беснуется очень,
Хоть лето идет, хоть промозглая осень.
2 ведущий: Наша игра подошла к концу, слово жюри.
Подведение итогов. Награждение победителей.