Открытое занятие по развитию речи "Составление рассказа по серии картинок"

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: “Составление рассказа по серии картинок”.

Цель:

1. Воспитывать интерес и внимание к слову.
2.Обогащать и активизировать словарь.
3. Развивать грамматический строй речи.
4. Закреплять умение составлять рассказ по серии картинок.
5. Воспитывать чувство эмпатии к братьям нашим меньшим.

Демонстрационный материал: белый лист бумаги, по форме напоминающей тучу, полотно синего цвета, кленовый листок, рисунки (6 штук). Для сюрпризного момента медальон в виде золотистого листочка (на каждого ребёнка).

Ход занятия

Организационный момент.

1.

– Ребята, на нашем занятии мы будем учиться красиво и правильно говорить. Начнем с игры.

Дети поочередно, начиная с мизинцев обеих рук, соединяют и разъединяют подушечки пальцев, одновременно проговаривая “Ра-ра-ра-ра-ра”. На слова: “Начинается игра”, дети одновременно соединяют и разъединяют подушечки пальцев.

И так, мы учимся красиво и правильно говорить.

2.

Игра “Подбери слово”. Надо не просто подобрать слово, а точное слово.

(Воспитатель показывает детям белый лист бумаги по контуру напоминающий тучу.)

– Ребята, как вы думаете, на что это похоже?

– Туча бывает белой?

– А какая бывает туча? Подберите слово.

– Молодцы! Вы столько правильных слов сказали о туче, что наша туча стала как настоящая. (Воспитатель незаметно переворачивает “тучу” обратной, раскрашенной стороной и закрепляет её на доске).

– Дети, а где находятся настоящие тучи?

– А наше небо безликое. Давайте оживим его, подберем слово. Какое небо бывает?

Воспитатель закрепляет над “тучей” полотно синего цвета.

– А теперь, послушайте и отгадайте загадку:

Маленький Егорка
Упал в озерко,
Сам не потонул
И воды не всколыхнул.

– Да, это лист. Подберите слова. Какой бывает лист?

– Вы о таком листе говорили? Вот он, настоящйй кленовый листок.

(Воспитатель показывает детям кленовый лист, закрепляет его на доске, чуть ниже “тучи”.)

– Посмотрите, ребята, и, скажите, какое время года напоминает вам эта необыкновенная картина?

– Верно. А сейчас мы поиграем в другую игру об осени, которая называется

“Закончи предложение”. Готовы?

1). Листья на деревьях пожелтели, потому что…
2). Люди на улице раскрыли зонты, так как…
3). Малыш промочил ноги, потому что…
4). Котёнок был весь мокрый, так как…
5). Мальчику было очень грустно, потому что…

– Молодцы – ребята! Мы составляли предложения об осени, а сейчас мы послушаем стихотворение, с которое называется “Осенний листок”. Его автор – Ольга Чусовитина. Прочтет нам это стихотворение Влада.

Стихотворение:

За окошком лист осенний пожелтел
Оторвался, закружился, полетел.
Жёлтый листик подружился с ветерком,
Всё кружатся и играют под окном.
А когда весёлый ветер улетал,
Жёлтый листик на асфальте заскучал.
Я пошла во двор и листик подняла,
Принесла домой и маме отдала.
Оставлять его на улице нельзя,
Пусть живёт всю зиму у меня

-Спасибо. Влада. Теперь, ребята, мы все вместе создадим осеннюю картинку. Как? Подходите ко мне на ковер.

(Звучит вальс П.И.Чайковского из оперы “Евгений Онегин”, под которую дети имитируют движения сорвавшихся с дерева листьев, с которыми играет ветерок.)

– Вот такая получилась у нас осенняя музыкально-танцевальная картинка.

Теперь, ребята, садитесь на стульчики перед доской. Я хочу вам сообщить приятную новость – я получила письмо. Вот оно. Как вы думаете от кого? От Жени.

– Хотите узнать, что он пишет? Слушайте.

Письмо:

“Здравствуйте тётя Лена, здравствуйте, милые ребята! Получил ваше письмо. Спасибо! Конверт был такой толстенький, ведь в нём было много рисунков, на которых вы нарисовали самих себя. Я с большим интересом их рассматривал. На них вы такие симпатичные, чуточку смешные и добрые. Вы мне очень все понравились. Ребята, со мной произошла одна история, я её вам расскажу в картинках. Попробуйте, отгадайте её и расскажите, а тётя Лена напишет мне, что у вас получилась. Хорошо?”

– Ну и загадку предлагает Женя! Что, ребята, интересно? Посмотрим, что нарисовал Женя. Разгадаем его загадку-рассказ?

(Воспитатель достает из конверта картинки, закрепляет их на доске.)

– Ребята, внимательно рассмотрите каждую картинку, подумайте, с какой картинки начинается рассказ. Что было потом? И чем закончилась история.

– Кто представил историю и может ее рассказать?

Воспитатель предлагает одному ребенку выйти к доске, расположить в нужной последовательности картинки, начать рассказ. По следующей картинке рассказывает другой ребенок. И так до последней. Воспитатель помогает наводящими вопросами, предлагает подобрать более правильное интересное слово.

– А кто из вас ребята может рассказать весь рассказ?

Все заслушивают рассказ ребенка.

– Молодцы! То, что вы рассказали, я напишу и пошлю Жене.

– Ребята, Женя здесь ещё что-то написал. Он оказывается описывает эту историю. Я вам её прочту, и мы сразу же узнаем, разгадали мы загадку – рассказ или нет. Слушайте.

Письмо:

Однажды, осенним днём я остался дома один. Мне было очень грустно: не с кем было поиграть. Я сел у окна и стал смотреть, как идёт дождь. Вдруг перед окном появился котёнок. Он был мокрый и жалобно мяукал. Я быстро надел куртку, сапоги, взял зонтик и выбежал на улицу. Там я позвал котёнка и принёс его к себе домой. Дома я напоил котёнка молоком. А потом мы вместе сидели у окна и смотрели, как идёт дождь. И мне было совсем не грустно.

Ну, ребята, вы – молодцы! Ваши истории чуть-чуть отличаются от Жениной. Напишем ему всё, что вы рассказали.

3. Итог занятия:

– Занятие подошло к концу и мне хочется узнать, кому из вас было трудно выполнить какое-либо задание?

– Что понравилось больше всего на этом занятии?

– А мне, ребята, понравилось то, как вы все подбирали правильные слова, выстраивали интересные предложения и разгадали такую сложную загадку-рассказ. Молодцы!

На память об этом занятии, я каждому из вас подарю вот такой осенний листочек. Он не просто желтенький, он – золотистый! Если вы всегда будете стараться заниматься на отлично, то по окончании школы получите не золотистый листочек, а золотую медаль!