Использование игровых методов в проведении итоговых занятий по предмету "История"

Разделы: История и обществознание


Каким образом сформировать у студентов положительное отношение к самой познавательной деятельности, а не просто заставить их воспринимать и запоминать учебный материал?

Ответ можно найти в “Избранных педагогических сочинениях” А.Дитервега, который указывал, что развитие и образование не одному человеку не могут быть даны или сообщены: “Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только побуждение. Поэтому самодеятельность есть и средство и одновременно результат”.

Именно активизация позиции обучаемого в овладевании знаниями может принести нужный результат. Для этого наиболее целесообразным представляется использование на занятиях нестандартных приемов, которые особо эффективными оказываются в ситуации, когда познавательный интерес к учебному предмету недостаточно сформирован.

Нестандартные уроки, не заменяя занятий классического образца, дополняют их, вносят разнообразие, повышают интерес, а, значит, способствуют совершенствованию учебного процесса.

При их проведении учитывается такая особенность человека, как общественный характер его деятельности, который включает в себя элемент непрерывной состязательности поведения.

Человеку свойственно стремление к соревнованию за лучший результат, за признание его достоинств, интеллектуальных способностей, опыта, знаний и т.д. Это стремление заложено в социальной природе личности. С детских лет человек участвует в разного рода соревнованиях, переходя от одной ступени сложности к другой, и находя в конечном итоге тот вид деятельности, который позволяет ему утвердиться в глазах окружающих.

Одним из видов деятельности, где отчетливо выражен характер интеллектуального, профессионального и психологического состязания является игра.

Именно игровое обучение многие исследователи считают дидактической системой будущего. Являясь разновидностью нестандартного урока, деловая игра обеспечивает оптимальный уровень активности участников и позволяет выполнить такой объем работы, который в обычных условиях трудно реализуем.

Современная педагогическая наука, рассматривая различные виды деловых игр, выделяет более двух десятков игровых ситуаций, которые могут быть использованы при проведении занятий по различным предметам. Наибольшее распространение среди них получили игры-диспуты, игры-конкурсы, игры-соревнования.

Игры целесообразно использовать на уроках обобщения, повторения, итоговых занятиях, в качестве проверочных работ, так как при этом отсутствуют такие неизбежные при повторении моменты, как монотонность, утомляемость, монологизм и отсутствие новизны. Наиболее целесообразным представляется вариант игры, связанный с инсценировкой и проведением интеллектуальных соревнований по типу телевизионных викторин. Однако при проведении игры необходимо учитывать специфику предмета.

Данная деловая игра может быть применена для систематизации и обобщения учебного материала или контроля знаний по дисциплине “История”. Она рассчитана на академический час. Наиболее оптимальным количеством участников, как показала практика, являются 25-30 человек (учебная группа), хотя игра может быть проведена и для групп с другой численностью.

Например, для предзачетного повторения может быть выбрана тема, охватывающая целый ряд изученных разделов: “Россия в первой четверти XX века”

Особенностью данной игры является непосредственное участие самих студентов в подготовке заданий для игры и, как следствие, в самостоятельной дополнительной работе, как с учебным материалом, так и с дополнительной литературой, словарями, энциклопедиями и т.д.

Использование различных по сложности и типам заданий позволяет вовлекать в работу практически всех студентов, присутствующих на занятиях, создавая атмосферу успешности. Игра позволяет организовать процесс обучения таким образом, что он становится не напряженным и в то же время информационно насыщенным, обеспечивающим усвоение необходимого учебного материала, актуализацию опорных знаний и контроль качества усвоения.

Игровые ситуации, как правило, предполагают коллективную деятельность, то есть помимо образовательной цели несут воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность

При проектировании методики проведения игровых занятий необходимо учитывать их основные цели и в соответствии с ними разрабатывать конкретный сценарий.

В зависимости от возможностей учебного заведения, а также от задач и содержания проводимой игры ее комплексно-методическое оснащение может быть различным. В него могут входить карточки-вопросы, плакаты-задания, кроссворды, фрагменты исторических видеофильмов, слайды, учебная, справочная литература и т.д.

Сценарий проводимой игры включает в себя следующие элементы:

  • организационная часть,
  • проведение игры-викторины,
  • заключительная часть.

Они выглядят следующим образом:

  1. Организационная часть (3 мин.):
  • Объявление темы и цели игры
  • Объяснение условий и правил игры

Участвуют две команды. От каждой команды выбирается по три основных игрока-знатока. Остальные образуют две группы поддержки.

  1. Проведение игры (38-40 мин.)

Этапы игры:

№ п/п Содержание этапа Оценка в баллах Время (мин.)
1
  • Знатоки берут карточки-вопросы и после минутного обсуждения по каждому вопросу дают ответы.
  • Если ответ неверен или знатоки затрудняются с ответом, то отвечает группа поддержки
  • 2
  • 1
15-16
2
  • Вопросы к командам на слайдах. Студенты должны ответить, какие исторические события соответствуют указанным датам.
  • 4
3-4
3
  • Группа и знатоки отвечают на тестовые вопросы.
  • 10
5-6
4
  • Найти ошибки в тексте и исправить их.
  • 3
5-6
5
  • Решение кроссвордов.
  • 10
5-6
  1. Заключительная часть урока (2-3 мин.):

Подводятся итоги, сообщаются результаты, делаются выводы.

При разработке сценария следует учитывать, что будучи чрезмерно многословным или перенасыщенным заданиями и фактами он может привести к быстрой утомляемости и рассеиванию внимания. Поэтому, как показал опыт, более пяти заданий давать в ходе игры нецелесообразно.

Приложение.