Тема урока: Качественные имена прилагательные.
Цель: создать условия для объяснения новой темы.
Задачи:
- учить различать имена прилагательные, подбирать антонимы к ним;
- развивать умение образовывать прилагательные с приставкой не -. с суффиксами – оват-, -еват-, -оньк-, - еньк-, развитие орфографической зоркости; формирование речевой компетенции учащихся; воспитывать умение работать в группах, чувство коллективизма.
Оборудование: презентация, выполненная в программе Power Point. (Приложение 1)
Ход урока
I. Организационный момент
Какое время года сейчас? (Весна)
Слайд 1
Весна, весна!
Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака.
Весна – это самое прекрасное время года, время пробуждения и обновления природы
II. Каллиграфическая минутка
Запишем слово весна три раза. Подчеркните понравившиеся элементы.
III. Работа в парах
Звуко-буквенный анализ слова «весна»
Слайд 2
- Что значит работать в паре?
- думаю сам
- обсуждаю с товарищем
- говорю классу
Слайд 3
Вес-на', [висна]
в-[в] – согласный, парный мягкий, парный звонкий
е-[и] – гласный, безударный
с-[с] – согласный, парный твердый, парный глухой
н-[н] – согласный, парный твердый, звонкий
а-[а] – гласный, ударный
5 букв, 5 звуков
IV. Сообщение темы урока
Какое настроение бывает у людей весной и почему?
(Настроение людей зависит от состояния природы, от погоды. С наступлением теплых солнечных дней люди больше времени проводят на природе, наблюдая за ее оживлением. Все любуются происходящим явлением и радуются солнцу, теплу и свету.)
Слайд 4
Какое у вас сегодня настроение? Я, думаю, что вы, будучи в хорошем настроении, прекрасно справитесь со всеми последующими заданиями, продолжим знакомство с качественными прилагательными.
Слайд 5
Тема урока: «Качественные прилагательные»
V. Актуализация знаний
1) Какая погода может быть весной? Подберите прилагательные.
Погода - теплая, солнечная, ласковая, дождливая, удивительная, чудесная.
Можно ли назвать эти прилагательные качественными? Проверьте.
2) Спиши понравившуюся пословицу:
Слайд 6
Весна да осень – на дню погод восемь.
У природы нет плохой погоды.
- Объясните пословицы.
- Являются ли качественными имена прилагательные?
VI. Работа над новым материалом
Слайд 7
1. Образуйте от имен существительных имена прилагательные, определите их род.
Слайд 8
Замок из железа – (железный)- м.р
Сила медведя – (медвежья) – ж.р
-Что вы можете сказать о них?
2. Создание проблемной ситуации:
Костя сказал, что прилагательное «железный» - качественное, так как железо прочнее дерева или стекла. Прилагательное «медвежий» - тоже качественное, так как медведь сильнее лисы или волка. Прав ли Костя? (Мнения учащихся)
- Почему ошибся Костя? (Данные прилагательные не называют такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени, значит, они не качественные или эти прилагательные не имеют степени сравнения.)
- Какую информацию из прошлого урока он неправильно понял?
- Подставим для проверки слова: более, менее, самый. Нельзя употреблять «самый медвежий» или «самый железный»)
3. Подбор прилагательных антонимов
Работа в парах
а) Вспомните, какие слова называются антонимами? (Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по своему значению, называют антонимами.)
Слайд 9
Минус – плюс, огонь- вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны.
(В.А.Синицын)
б) Упражнение 1
Задание: выпишите парами антонимы
(маленький – большой
Толстый – худой
Низкий – высокий
Узкий – широкий)
- Являются ли эти прилагательные качественными? (Учащиеся подбирают одну из форм степени.)
- Какой же вывод можно сделать?
Вывод: качественные прилагательные могут иметь антонимические пары.
4. Образование прилагательных с приставкой не – и суффиксами –оват-, -еват-; -оньк-, -еньк-.
Сладковатый, синеватый, трудноватый.
- Какой признак называют имена прилагательные с данными суффиксами? (Признак, выраженный не полностью, не в полном объеме)
- Подберите примеры прилагательных с оньк, еньк?
Какой признак называют эти прилагательные? (Признак, выраженный уменьшительно-ласкательным значением.)
- Сможете ли вы образовать при помощи этих суффиксов прилагательные от слов: железный, стеклянный, телефонный, бумажный? Почему?
От прилагательных типа железный (со значением признака предметности) при помощи суффиксов оват, еват и оньк, еньк нельзя образовать новые слова(«железноватый», « стеклянненький» и т.п.)
Слайд 10
- Но, вспомните сказку А.Н.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Главный герой сказки говорит о себе: « Я такой несчастненький, такой деревянненький».
Подобные формы не являются нормой, позволяя ярче передать чувства Буратино, подчеркивают и его неграмотность.
Вывод: от качественных прилагательных могут образовываться новые слова с суффиксами –оват-, -еват- и –оньк-,-еньк-.
Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
5. Закрепление нового материала
1) Фронтальная работа по учебнику
Упражнение 3
Выписать только качественные прилагательные
Рубрика «Обрати внимание»
- От качественных прилагательных могут образовываться прилагательные с приставкой не.
Приведите примеры образования качественных прилагательных с приставкой не.
2) Самостоятельная работа
Упражнение 2.
Самопроверка
Слайд 11
1 столбик |
2 столбик |
сиреневый |
русский |
жаркий |
городской |
песчаный |
тополиный |
родной |
сонный |
любимый |
устный |
прозрачный |
львиный |
нарядный |
камышовый |
крепкий |
птичий |
тоненький |
|
кисловатый |
|
6. Итог урока
- Как определить, какие прилагательные относятся к качественным?
7. Рефлексия
Я испытывал затруднения, когда….
Я обращусь за помощью к …..
Я работал с….настроением.
Я…..доволен собой.
(Ответы детей.)
Молодцы! Урок окончен.