Урок русского языка в 3-м классе по теме "Качественные имена прилагательные"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Качественные имена прилагательные.

Цель: создать условия для объяснения новой темы.

Задачи:

  • учить различать имена прилагательные, подбирать антонимы к ним;
  • развивать умение образовывать прилагательные с приставкой не -. с суффиксами – оват-, -еват-, -оньк-, - еньк-, развитие орфографической зоркости; формирование речевой компетенции учащихся; воспитывать умение работать в группах, чувство коллективизма.

Оборудование: презентация, выполненная в программе Power Point. (Приложение 1)

Ход урока

I. Организационный момент

Какое время года сейчас? (Весна)

Слайд 1

Весна, весна!
Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака.

Весна – это самое прекрасное время года, время пробуждения и обновления природы

II. Каллиграфическая минутка

Запишем слово весна три раза. Подчеркните понравившиеся элементы.

III. Работа в парах

Звуко-буквенный анализ слова «весна»

Слайд 2

- Что значит работать в паре?

  • думаю сам
  • обсуждаю с товарищем
  • говорю классу

Слайд 3

Вес-на', [висна]

в-[в] – согласный, парный мягкий, парный звонкий
е-[и] – гласный, безударный
с-[с] – согласный, парный твердый, парный глухой
н-[н] – согласный, парный твердый, звонкий
а-[а] – гласный, ударный

5 букв, 5 звуков

IV. Сообщение темы урока

Какое настроение бывает у людей весной и почему?

(Настроение людей зависит от состояния природы, от погоды. С наступлением теплых солнечных дней люди больше времени проводят на природе, наблюдая за ее оживлением. Все любуются происходящим явлением и радуются солнцу, теплу и свету.)

Слайд 4

Какое у вас сегодня настроение? Я, думаю, что вы, будучи в хорошем настроении, прекрасно справитесь со всеми последующими заданиями, продолжим знакомство с качественными прилагательными.

Слайд 5

Тема урока: «Качественные прилагательные»

V. Актуализация знаний

1) Какая погода может быть весной? Подберите прилагательные.

Погода - теплая, солнечная, ласковая, дождливая, удивительная, чудесная.

Можно ли назвать эти прилагательные качественными? Проверьте.

2) Спиши понравившуюся пословицу:

Слайд 6

Весна да осень – на дню погод восемь.

У природы нет плохой погоды.

- Объясните пословицы.
- Являются ли качественными имена прилагательные?

VI. Работа над новым материалом

Слайд 7

1. Образуйте от имен существительных имена прилагательные, определите их род.

Слайд 8

Замок из железа – (железный)- м.р
Сила медведя – (медвежья) – ж.р

-Что вы можете сказать о них?

2. Создание проблемной ситуации:

Костя сказал, что прилагательное «железный» - качественное, так как железо прочнее дерева или стекла. Прилагательное «медвежий» - тоже качественное, так как медведь сильнее лисы или волка. Прав ли Костя? (Мнения учащихся)

- Почему ошибся Костя? (Данные прилагательные не называют такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени, значит, они не качественные или эти прилагательные не имеют степени сравнения.)

- Какую информацию из прошлого урока он неправильно понял?

- Подставим для проверки слова: более, менее, самый. Нельзя употреблять «самый медвежий» или «самый железный»)

3. Подбор прилагательных антонимов

Работа в парах

а) Вспомните, какие слова называются антонимами? (Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по своему значению, называют антонимами.)

Слайд 9

Минус – плюс, огонь- вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны.
(В.А.Синицын)

б) Упражнение 1

Задание: выпишите парами антонимы

(маленький – большой
Толстый – худой
Низкий – высокий
Узкий – широкий)

- Являются ли эти прилагательные качественными? (Учащиеся подбирают одну из форм степени.)

- Какой же вывод можно сделать?

Вывод: качественные прилагательные могут иметь антонимические пары.

4. Образование прилагательных с приставкой не – и суффиксами –оват-, -еват-; -оньк-, -еньк-.

Сладковатый, синеватый, трудноватый.

- Какой признак называют имена прилагательные с данными суффиксами? (Признак, выраженный не полностью, не в полном объеме)

- Подберите примеры прилагательных с оньк, еньк?

Какой признак называют эти прилагательные? (Признак, выраженный уменьшительно-ласкательным значением.)

- Сможете ли вы образовать при помощи этих суффиксов прилагательные от слов: железный, стеклянный, телефонный, бумажный? Почему?

 От прилагательных типа железный (со значением признака предметности) при помощи суффиксов оват, еват и оньк, еньк нельзя образовать новые слова(«железноватый», « стеклянненький» и т.п.)

Слайд 10

- Но, вспомните сказку А.Н.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Главный герой сказки говорит о себе: « Я такой несчастненький, такой деревянненький».

Подобные формы не являются нормой, позволяя ярче передать чувства Буратино, подчеркивают и его неграмотность.

Вывод: от качественных прилагательных могут образовываться новые слова с суффиксами –оват-, -еват- и –оньк-,-еньк-.

Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.

5. Закрепление нового материала

1) Фронтальная работа по учебнику

Упражнение 3

Выписать только качественные прилагательные

Рубрика «Обрати внимание»

- От качественных прилагательных могут образовываться прилагательные с приставкой не.

Приведите примеры образования качественных прилагательных с приставкой не.

2) Самостоятельная работа

Упражнение 2.

Самопроверка

Слайд 11

1 столбик

2 столбик

сиреневый

 русский

жаркий

 городской

песчаный

 тополиный

родной

 сонный

любимый

 устный

прозрачный

 львиный

нарядный

 камышовый

крепкий

 птичий

тоненький

 

кисловатый

 

6. Итог урока

- Как определить, какие прилагательные относятся к качественным?

7. Рефлексия

Я испытывал затруднения, когда….
Я обращусь за помощью к …..
Я работал с….настроением.
Я…..доволен собой.

(Ответы детей.)

Молодцы! Урок окончен.