Цель урока: показать нарастание мощи российской армии и постепенную подготовку перелома в Северной войне 1700-1721 гг.
Задачи урока:
- Проследить ход событий переломного этапа Северной войны.
- Содействовать воспитанию уважения к истории России.
- Способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК.
Оборудование урока: компьютер и проектор.
План урока:
I. Организационный момент (2 мин).
II. Повторение (7 мин).
III. Введение в тему (3 мин).
IV. Изучение новой темы (16 мин).
План изучения нового материала:
- Ход военных действий в 1704-1709 гг. Сражение у д. Лесной.
- Полтавское сражение.
- Последствия Полтавской битвы.
- Прутский поход.
V. Закрепление (7 мин).
VI. Итог урока. Рефлексия (3 мин).
VII. Домашнее задание (2 мин).
Основные понятия: генеральное сражение, редут, янычары.
Важнейшие даты: 1704 г. - взятие Нарвы и Дерпта; 1706 г. - наступление Карла XII в Белоруссии; сентябрь 1708 г. - битва у д. Лесной; 27 июня 1709 г. - Полтавское сражение; 1711 г. - Прутский поход.
Ход урока
Урок проводится с применением компьютерной презентации. (Приложение 1)
Слайд 1 показывает учащимся на только тему урока, но и место в общей теме.
Слайд 2 содержит гиперссылки для быстрого доступа к остальным слайдам.
Слайд 3. Учитель сообщает эпиграф к уроку.
«К оружию следует прибегать в последнюю очередь, когда другие средства окажутся недостаточными». (Макиавелли)
«Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин, и женщин, но только с одних взимает кровь, а с других слёзы». (Теккерей)
Слайд 4.
Учитель сообщает цель и проблему урока.
Цель: Узнать о нарастании мощи российской армии и постепенную подготовку перелома в войне.
Проблема: Война между Россией и Швецией называется Северной. Почему главное сухопутное сражение произошло на юге страны?
Слайд 5. Схема «Северная война 1700-1721 гг.»
Учитель предлагает повторить основные вопросы предыдущего урока.
Ученики отвечают на вопросы:
- Каковы причины Северной войны?
- Какие были цели войны?
- Какие страны входили в «Северный союз» против Швеции?
На слайде по щелчку после каждого ответа учащихся поэтапно появляется схема.
Слайд 6. Проверка знаний.
Учащиеся в контрольных тетрадях выполняют тест, предлагаемый на слайде (например, сидящие на 1 варианте - нечетные вопросы; на 2 варианте - четные вопросы), затем могут поменяться тетрадями для проверки.
Проверка проводится на слайде: по щелчку поэтапно появляются ответы.
Задание 1. Соотнесите даты и события:
1. Начало Северной войны | 1700 |
2. Поражение русских войск под Нарвой |
1701 |
3. Первая победа русских над шведами в войне |
1702 |
4. Взятие русскими войсками крепости Орешек |
1703 |
5. Основание Петербурга |
|
6. Сражение русских лодок со шведскими кораблями |
|
Ответ: 1-1700, 2-1700; 3-1701; 4-1702; 5-1703; 6-1703.
Задание 2. О каких событиях Петр I говорил:
- «Небываемое бывает» (Сражение русских лодок со шведскими кораблями в устье Невы в 1703 г.).
- «Мы можем, наконец, бить шведов!» (Войско Б. Шереметьева разгромило шведский корпус при местечке Эрестфер 1701 г.)
Слайд 7. План изучения новой темы.
- Ход военных действий в 1704-1709 гг. Сражение у д. Лесной.
- Полтавское сражение.
- Последствия Полтавской битвы.
- Прутский поход.
Слайд 8. Работа с картой.
Учитель показывает ход событий на начальном этапе Северной войны. Рассказывает о действиях Карла XII в Речи Посполитой. Описывает военные действия на территории Белоруссии, отмечая народное сопротивление захватчикам.
Учитель напоминает, что учащиеся должны продолжить заполнение в тетрадях таблицу о ходе войны.
Основные события |
Результаты и значения |
|
|
Слайд 9. Работа с картой.
Учитель рассказывает о сражении у деревни Лесной. В чем заключаются итоги битвы и в чем ее значение ("матерь Полтавской баталии"). Изменение в планах Карла XII - предательство гетмана Мазепы позволило шведам повернуть на Украину в поисках опорной базы. Необходимо подчеркнуть, что украинский народ не поддержал изменника и оказал серьезное сопротивление шведам. Показывает на карте Полтаву.
Слайд 10.
Учитель рассказывает, почему под Полтавой воюющие стороны решили дать генеральное сражение? Поясняет всю важность именно генерального сражения. Оно опасно тем, что в итоге можно потерять все. Полтавская битва была первым генеральным сражением, данным русскими войсками после поражения под Нарвой.
Учитель рассказывает о плане боевых действий русского командования. На слайде 10 показывает схему укреплений, позиции сторон.
- Русское командование основательно подготовилось к встрече с неприятелем. На подступах к русскому лагерю возвели 6 четырехугольных редутов (насыпных земляных укреплений) перпендикулярно этой линии – ещё 4 редута. Это новшество явилось неожиданностью для шведов. Военная наука и практика такого еще не знали.
- Новым словом военного дела было также наличие у русских легко перемещающейся полевой артиллерии.
В чем заключалась выгодность русских позиций? Выясните соотношение сил. Объясняет, почему шведы атаковали линию русских редутов "в лоб", подчеркните, что русская армия имела превосходство в артиллерии.
Слайд 11.
Учитель подчеркивает, что огромную роль в битве сыграл высокий моральный дух русской армии. Описывает ход сражения, рассказывает, что Петр лично водил солдат в атаку. Отступление шведов, перешедшее в бегство.
Слайд 12.
Учитель отмечает, что под Полтавой русская армия показала прекрасную выучку и героизм, а Петр и его военачальники продемонстрировали выдающиеся полководческие способности (использование редутов и конной артиллерии). Пленение остатков шведской армии на Днепре. Бегство и трагическая судьба Карла XII.
Слайд 13. Учащиеся по данным слайда сравнивают потери.
- На полтавском поле полегло 1345 русских воинов. Их похоронили в кургане, на вершину которого Пётр водрузил деревянный крест с надписью: «Воины благочестивые, за благочестие кровью венчавшиеся».
- Армия Карла XII потеряла убитыми 9 тыс. человек, около 3 тыс. было взято в плен, в том числе большинство генералов.
Слайд 14. Учитель отмечает, что под Полтавой русская армия показала прекрасную выучку и героизм, а Петр и его военачальники продемонстрировали выдающиеся полководческие способности.
По щелчку на картинке 14 слайда воспроизводится фрагмент фильма. (Приложение 3)
Слайд 15. Последствия Полтавского сражения: подъем международного авторитета России, коренной перелом в ходе Северной войны.
Слайд 16. Рассказ диктора «Прутский поход». (Приложение 4)
По щелчку на картинке воспроизводится рассказ диктора со сменой картинок. При этом справа поэтапно появляется информация в соответствии с рассказом диктора.
- 1710-1711 гг. – русско-турецкая война.
- Турция, подстрекаемая Швецией и Англией объявила войну России и двинула к Днестру 120 тыс. армию визиря Баталджи Мехмеда, в составе которой было еще 50 тыс. крымских татар.
- Действия русской армии в Молдавии не получили должной поддержку у порабощенных турками славян.
- 9 июля 1711 г. 44 тыс. русские войска были окружены возле реки Прут 130 тыс. турецкой армией.
- Для спасения армии вице-канцлер России П. Шафиров подписал 12 июля 1711 г. Прутский мирный договор.
Учитель показывает на карте движение русских войск, лагерь на р. Прут. Для этого по гиперссылке на значке «карта» открывает слайд 8, далее по гиперссылке «возврат» открывает слайд 16.
Слайд 17. Прутский поход.
Учитель описывает тяжелое положение российской армии, которое вынудило Петра пойти на переговоры. Прутский мир и его условия. Особо необходимо подчеркнуть, что поражение и потеря Азова уже не могли повлиять на превращение России в великую державу. Почему армия Петра попала в ловушку? Подведите итог: в результате этого поражения черноморское (крымско-турецкое) направление политики Петра I в целом было неудачным.
Дополнительный материал: по гиперссылке «информация» можно раскрыть текст о том, как Екатерина I Петра I из плена. (Приложение 2)
Слайд 18. Закрепление материала.
С помощью слайда 18 проверяется заполнение учащимися таблицы в тетради «1 этап Северной войны 1700-1709 гг.»
Основные события | Результаты и значения |
1700 – Битва под Нарвой |
1. Полное поражение русских войск и потеря всей артиллерии. |
1704 – взятие русской армией Дерпта и Нарвы |
1. Поднятие боевого духа русской армии. |
1706 – Отречение польского короля Августа II от престола |
Потеря Россией союзников и усиление позиций Швеции (шведский ставленник на польском троне). |
1708 – Битва при Лесной |
Разгром шведского корпуса (с обозом) Левенгаупта, лишение Карла XII дополнительных сил. |
1709 – Полтавская битва |
1. Разгром шведской сухопутной армии. |
Слайд 19. Закрепление материала.
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Назовите дату Полтавского сражения.
- Армии каких стран принимали участие в этом сражении?
- Кто возглавлял эти армии?
- Каковы последствия Полтавской битвы для международного положения России, для хода Северной войны?
После каждого ответа по щелчку на 19 слайде будет поэтапно раскрывать пакет с «секретным заданием» Герб какого города открылся перед вами? (Полтавы)
Слайд 20.
Итоги урока. Рефлексия
Учащиеся рассказывают о выполнении ими цели и проблемы урока. Для напоминания можно перейти по гиперссылке «домой» - «цель». Далее по гиперссылке «возврат» или «смайлик» вернуться на 20 слайд.
Слайд 21. Домашнее задание.
§14 вопросы 3,4,7 на стр. 122.
Задания 1, 4 Рабочей Тетради.
Творческое задание: написать письмо от имени участника Полтавского сражения.
Узнать из дополнительных материалов, что сейчас находится на месте бывшего Полтавского сражения?
Слайд 22. Библиография.
Литература
- Учебник А.А. Преображенского «История Отечества 7 класс».
- Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. Поурочные разработки по истории России с конца XVI до конца XVIII века. 7 класс. М.: «ВАКО», 2004.
- История России в таблицах и схемах. Серия «Школа в клеточку». – М.: «Лист». 2001. – 208 с.
- CD-ROM НОУ СГИ, ООО Статпро, 1997, 2001 «История Отечества. Мультимедийный курс».