Тема. Первый и второй законы Г. Менделя. Анализирующее скрещивание.
Цели.
1. Отработка умений решения задач по генетике.
2. Развитие коммуникативных умений:
а) умения слушать и понимать сказанное;
б) умения говорить языком генетической терминологии, оформлять свои мысли, доводить их до других;
в) умения задавать вопросы и отвечать на них;
г) умения анализировать ситуацию.
3. Воспитание умения сотрудничать.
План урока
1. Информационный ввод учителя (ИВУ). (5 минут)
2. Решение задач по методике «Взаимообмен заданиями».(33 минуты)
3. Подведение итогов.(2 минуты)
• ИВУ - повторение буквенной символики и генетической терминологии; проговаривание каждого пункта алгоритма
• Решение задач по карточкам
• Подведение итогов:
• Рефлексия: (ответить на вопросы)
• Кто сегодня удовлетворен собой:- полностью
- частично
- неудовлетворен• Я извлек пользу от участия в занятиях:
- большую
- не извлек большой пользы
- остался равнодушным
Алгоритм работы по методике «Взаимообмен заданиями»
1. Каждый ученик, получивший карточку, решает задания самостоятельно (самоввод).
2. Решения проверяет по решебнику или у учителя.
Работа в первой паре
3. Первый партнер объясняет второму первое задание своей карточки, обязательно записывая его в тетрадь партнера и проговаривая объяснение.
4. Второй партнер объясняет первому первое задание своей карточки, обязательно записывая его в тетрадь партнера и проговаривая объяснение.
5. Диалоги заканчиваются словами: «Второе задание подобное и ты будешь решать его сам».
6. Каждый ученик решает в своей тетради второе задание карточки партнера, и затем проверяют правильность решения друг у друга.
7. Сделать отметку в листке учета.
8. Поменяться карточками и перейти в другую пару.
9. Работать в новой паре как в первой (см п.3 – 8).
Правила работы в парах.
1. Говорить вполголоса, но не шепотом.
2. Разговор в паре должен идти только о предмете задания.
3. Спрашивай! Спрашивать лучше, чем не спрашивать. Если ничего не спрашиваешь – это худшее твое проявление.
4.Хочешь задать вопрос – подними руку.
5. Готов сменить партнера – подними руку с карточкой.
6. Не перебивай товарища в ходе его высказывания, как бы тебе
не хотелось высказаться. Умей слушать!
7. Не отвечай на возражения в категорическом тоне, это мешает вашему диалогу.
8. Не спеши с ответом, пока до конца не разберешься в существе вопроса. Задай вопрос на понимание.
9. Чтобы делать быстро и качественно, научись делать медленно, но правильно.
10. Научился сам, научи другого; обучая другого, учишься сам.
Листок учета
№ п\п |
Фамилия, имя ученика |
К -1 |
К - 2 |
К - 3 |
К - 4 |
К - 5 |
К - 6 |
1. |
Андреева Инна |
+ |
|
|
|
|
|
2. |
Борисов Олег |
|
|
. |
|
+ |
|
3. |
Ерин Антон |
|
|
|
|
|
|
4. |
Инина Анна |
|
+ |
|
|
|
|
5. |
Коробов Сергей |
|
|
|
. |
|
|
6. |
Лунина Оксана |
|
|
|
|
|
+ |
Условные обозначения: «точка» - взял карточку; «плюс» - выполнил задания своей карточки, проверил и готов передать партнеру; «плюс, обведенный в кружок» - передал свою карточку партнеру (осуществил объяснение и проверку)
Карточка № 1
1. У крупного рогатого скота ген комолости (т.е. безрогости) доминирует над геном рогатости, а черный цвет шерсти - над красным, причем гены обоих признаков находятся в разных хромосомах. Какие генотипы у коров:
а) черных комолых
б) черных рогатых
в) красных рогатых
г) красных комолых?
2. Светловолосая женщина, родители которой имели черные волосы, вступает в брак с черноволосым мужчиной, у матери которого волосы светлые, а у отца – черные. Единственный ребенок в этой семье - светловолосый. Какова вероятность появления в семье ребенка именно с таким цветом волос, если известно, что ген черноволосости доминирует над геном светловолосости?
Карточка № 2
1. Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники - с белыми ягодами. В результате скрещивания обоих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое потомство возникает при скрещивании между собой гибридных растений земляники с розовыми ягодами? Какое потомство получится, если опылить красноплодную землянику пыльцой гибридной земляники с розовыми ягодами? Запишите условия задачи и скрещивания, упомянутые в задаче.
2. В медико-генетическую консультацию обратилась молодая женщина с вопросом: как будут выглядеть уши ее будущих детей, если у нее прижатые уши, а у мужа - несколько оттопыренные? Мать мужа - с оттопыренными ушами, а его отец - с прижатыми. Известно, что ген, контролирующий степень оттопыренности ушей, - доминантный, а ген, ответственный за степень прижатости ушей, - рецессивный.
Карточка № 3
1. Родители имеют 2 и 3 группу крови. Какие группы крови можно ожидать у их детей? (ОО – 1; АА; АО – 2; ВВ; ВО – 3; АВ – 4)
2. Ген черной масти у крупного рогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство получится от скрещивания чистопородного черного быка с красными коровами в первом поколении? Какое потомство получится от скрещивания между собой гибридов во втором поколении?
Карточка № 4
1. У мальчика 1 группа крови, у его сестры – 4 группа. Что можно сказать о группах крови их родителей? (ОО – 1; АА; АО - 2; ВВ; ВО – 3; АВ – 4)
2. Комолость у крупного рогатого скота доминирует над рогатостью. Комолый бык Васька был скрещен с тремя коровами. От скрещивания с рогатой коровой Зорькой родился рогатый теленок, с рогатой коровой Буренкой - комолый. От скрещивания с комолой коровой Звездочкой родился рогатый теленок. Каковы генотипы всех животных, участвовавших в скрещивании?
Карточка № 5
1. В родильном доме перепутали двух детей. Первая пара родителей имеет 1 и 2 группы крови, вторая пара – 2 и 4. Один ребенок имеет 2 группу, а второй - 1 группу. Определить родителей обоих детей.
2. Ген альбинизма является рецессивным по отношению к гену, детерминирующему нормальную пигментацию. Какова вероятность рождения альбиноса в семье, где родители альбиносы?
Карточка № 6
1. Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями.
2. Голубоглазый мужчина женат на кареглазой женщине, родители которой были кареглазыми, а сестра женщины - голубоглазая. Может ли у них родиться голубоглазый ребенок?
Ответы на вопросы карточек см. в Приложении 1.