Тема: Число имен существительных.
Цели:
- Познакомить с существительными, употребляющимися только в единственном числе и только во множественном числе.
- Развивать умение классифицировать имена существительные по числам. Работать над развитием орфографической зоркости.
- Воспитывать потребность и способность внимательно вслушиваться и понимать родной язык, чувствовать и воспринимать его.
Оборудование: рисунок снеговика, карточки со словарными словами, снежинки.
Ход урока
I. Орнамент
У.– Сегодня, на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка. А помогут нам в этом: загадки, игры, интересные упражнения и наш помощник – учебник и рабочая тетрадь.
У.– Начнём урок с загадки.
Загадка:
Тройка-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.
Д.– Зима.
II. Актуализация знаний
Игра “Ассоциации”
У.– Какие ассоциации у вас возникают со словом зима?
Д.– Снег, лыжи, коньки, снежки, снеговик, горка, мороз, лёд, хоккей, санки, каникулы.
У.– Вы назвали много ассоциаций. Молодцы!
Все дети зимой любят лепить снеговика. И сегодня на урок к нам пришел снеговик. Ему одному скучно. Он просит, чтобы мы на уроке слепили ему
друга – снеговика из слов. Первый ком снеговик уже слепил. А второй и третий ком мы слепим сами.
– Давайте прочитаем слова снеговика.
Д. – Снег, мороз, снежинки, коньки, сосульки, варежки, санки, метель, солнце, оттепель.
У. – Как назвать эти слова одним словом?
Д. – Это имена существительные.
У. – Что мы уже изучили об имени существительном?
Д. – Имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? что?, имеет род и изменяется по числам.
III. Сообщение темы урока
У. – Сегодня мы продолжим работать над именем существительным и узнаем, какие тайны скрывает число имени существительного.
IV. Работа над темой
У. – На какие группы можно разделить слова снеговика?
Д. – В одну группу записать слова единственного числа, а в другую – слова множественного числа.
У. – Запишите в тетрадь слова по вариантам.
I в – слова единственного числа, II в – слова множественного числа.
– Добавьте в каждую группу свои примеры.
У. – Проверим работу I варианта.
Д. – Снег, мороз, солнце, метель, оттепель.
У. – Как справился с заданием II вариант.
Д. – Снежки, варежки, коньки, сосульки, санки.
У. – Устно поставим слова I в. во множественное число, а II в. в единственное число. (Работаем цепочкой).
У. – Какое слово не удалось поставить в единственное число?
Д. – Слово санки.
У. – Исключим его из группы слов, которые принес снеговик.
Какие слова теперь остались в этой группе?
Д. – Слова, которые можно поставить и в единственном и во множественном числе
У. – Назовите эти слова.
Д. – Снег, мороз, снежинки, коньки, сосульки, варежки, метель, солнце, оттепель.
V. Сообщение сведений о языке
У. – В русском языке есть слова, которые употребляются только во множественном числе. Прочтем об этом в учебнике на стр. 143. Тайны языка.
У. – И вот, второй ком снеговику, мы будем лепить из слов, которые употребляются только во множественном числе.
– Запишите себе в тетрадь эти слова со страницы 143.
У. – А 3 й ряд запишет слова у доски на втором коме снеговика.
У. – Прочтите слова. Чем особенны эти слова?
Д. – Употребляются только во множественном числе.
У. – Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи.
VI. Самостоятельная работа
У. – Не догадались, что должно быть записано у снеговика на третьем коме?
Д. – Слова, которые употребляются только в единственном числе.
У. – Прочтите об этом на стр. 142 (Тайны языка).
– Запишите у себя в тетради их самостоятельно, а у доски поработает Жукова Алина.
У. – Проверим, какие слова вы записали.
Д. – Мёд, молоко, творог, трусость, ловкость, соль.
У. – У нас получился красивый снеговик из слов.
– Итак, какие тайны русского языка мы узнали на уроке?
Д. – В русском языке есть слова, которые употребляются только во множественном числе или только в единственном числе.
VII. Физкультминутка
Дети исполняют песню “Выпал снег такой мохнатый” и выполняют движения под музыку.
VIII. Игра “Снежки” (Испрввь ошибку)
У. – Вы любите играть в снежки?
Д. – Да.
У. – Снеговик предлагает поиграть с ним в снежки. Он принес слова с ошибками и предлагает бросить снежок в слово с ошибкой.
У меня снежки (кружки).
Итак, начинаем игру: снежком нужно “залепить” не правильную букву в слове.
Слова: колендарь, жевотное, ботинки, тромвай, польто, гозета, яблоко, малина, морковь, инжинер.
– Заметили, какие это все слова?
Д. – Это словарные слова.
У. – Прочтем слова, в которые вы бросили снежком.
Д. – Календарь, животное, трамвай, газета, пальто.
У. – Посмотрите внимательно на слова. Здесь есть слово, которое употребляется только в единственном числе. Догадались какое слово?
Д. – Слово “пальто” употребляется только в единственном числе
IX. Составление предложений и запись в тетрадь
.У. – Давайте поучимся правильно употреблять это слово в своей речи.
– Составьте предложение со словом “пальто” и запишите в тетрадь.
(Дети записывают составленные предложения и определяют род и число имен существительных).
X. Релаксация
У. – На уроке мы поиграли со снеговиком. А сейчас я вам предлагаю закрыть глаза и представить, что на улице идет легкий и пушистый снежок, все становится вокруг чисто, бело, красиво. (Музыка И.Крутого, композиция)
XI. Составление предложений.
У. – К нам под эту музыку прилетели волшебные снежинки со словами. Они водили хоровод вокруг снеговика и у некоторых растаяли буквы. Поможем восстановить буквы, объясняя их написание. (Дети выходят к доске, вставляют пропущенную букву и объясняют орфограммы)
У. – Составим предложения из этих слов.
Д. – Зима засыпала снегом лесные дорожки. Вот и следы зверей.
(Предложение записываем с комментированием. Один ученик у доски.)
У. – Определите число имён существительных
XII. Дифференцированная работа
У. – Сейчас предлагаю работу по выбору.
– Кто желает творчески поработать, добавьте к составленным предложениям свои предложения, чтобы получился текст.
Остальные дети работают по тетради “Пишем грамотно” С.41, упр.3.
Задание: выписать имена существительные, которые употребляются только во множественном числе.
XIII. Проверка дифференцированной работы
У. – Какие слова вы выписали из упр.3?
Д. – Ножницы, брюки, очки, сани, каникулы, деньги, духи, именины, сливки.
У. – Чем интересны эти слова?
Д. – Употребляются только во множественном числе.
У. – Проверим, какой текст получился у детей, которые работали творчески.
XIV. Итог урока
У.– Какие тайны русского языка мы узнали на уроке?
Д. – В русском языке есть имена существительные, которые употребляются только во множественном и только в единственном числе.
У. – Сегодня вы очень хорошо старались и без домашнего задания все остались.