Открытый урок русского языка в 3-м классе по теме "Число имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Тема: Число имен существительных.

Цели:

  1. Познакомить с существительными, употребляющимися только в единственном числе и только во множественном числе.
  2. Развивать умение классифицировать имена существительные по числам. Работать над развитием орфографической зоркости.
  3. Воспитывать потребность и способность внимательно вслушиваться и понимать родной язык, чувствовать и воспринимать его.

Оборудование: рисунок снеговика, карточки со словарными словами, снежинки.

Ход урока

I. Орнамент

У.– Сегодня, на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка. А помогут нам в этом: загадки, игры, интересные упражнения и наш помощник – учебник и рабочая тетрадь.

У.– Начнём урок с загадки.

Загадка:

Тройка-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.

Д.– Зима.

II. Актуализация знаний

Игра “Ассоциации”

У.– Какие ассоциации у вас возникают со словом зима?

Д.– Снег, лыжи, коньки, снежки, снеговик, горка, мороз, лёд, хоккей, санки, каникулы.

У.– Вы назвали много ассоциаций. Молодцы!

Все дети зимой любят лепить снеговика. И сегодня на урок к нам пришел снеговик. Ему одному скучно. Он просит, чтобы мы на уроке слепили ему

друга – снеговика из слов. Первый ком снеговик уже слепил. А второй и третий ком мы слепим сами.

– Давайте прочитаем слова снеговика.

Д. – Снег, мороз, снежинки, коньки, сосульки, варежки, санки, метель, солнце, оттепель.

У. – Как назвать эти слова одним словом?

Д. – Это имена существительные.

У. – Что мы уже изучили об имени существительном?

Д. Имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? что?, имеет род и изменяется по числам.

III. Сообщение темы урока

У. – Сегодня мы продолжим работать над именем существительным и узнаем, какие тайны скрывает число имени существительного.

IV. Работа над темой

У. – На какие группы можно разделить слова снеговика?

Д. – В одну группу записать слова единственного числа, а в другую – слова множественного числа.

У. – Запишите в тетрадь слова по вариантам.

I в – слова единственного числа, II вслова множественного числа.

– Добавьте в каждую группу свои примеры.

У. – Проверим работу I варианта.

Д. – Снег, мороз, солнце, метель, оттепель.

У. – Как справился с заданием II вариант.

Д. – Снежки, варежки, коньки, сосульки, санки.

У. – Устно поставим слова I в. во множественное число, а II в. в единственное число. (Работаем цепочкой).

У. – Какое слово не удалось поставить в единственное число?

Д. – Слово санки.

У. – Исключим его из группы слов, которые принес снеговик.

Какие слова теперь остались в этой группе?

Д. – Слова, которые можно поставить и в единственном и во множественном числе

У. – Назовите эти слова.

Д. – Снег, мороз, снежинки, коньки, сосульки, варежки, метель, солнце, оттепель.

V. Сообщение сведений о языке

У. – В русском языке есть слова, которые употребляются только во множественном числе. Прочтем об этом в учебнике на стр. 143. Тайны языка.

У. – И вот, второй ком снеговику, мы будем лепить из слов, которые употребляются только во множественном числе.

– Запишите себе в тетрадь эти слова со страницы 143.

У. – А 3 й ряд запишет слова у доски на втором коме снеговика.

У. – Прочтите слова. Чем особенны эти слова?

Д. – Употребляются только во множественном числе.

У. – Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи.

VI. Самостоятельная работа

У. – Не догадались, что должно быть записано у снеговика на третьем коме?

Д. – Слова, которые употребляются только в единственном числе.

У. – Прочтите об этом на стр. 142 (Тайны языка).

– Запишите у себя в тетради их самостоятельно, а у доски поработает Жукова Алина.

У. – Проверим, какие слова вы записали.

Д. – Мёд, молоко, творог, трусость, ловкость, соль.

 

У. – У нас получился красивый снеговик из слов.

– Итак, какие тайны русского языка мы узнали на уроке?

Д. – В русском языке есть слова, которые употребляются только во множественном числе или только в единственном числе.

VII. Физкультминутка

Дети исполняют песню “Выпал снег такой мохнатый” и выполняют движения под музыку.

VIII. Игра “Снежки” (Испрввь ошибку)

У. – Вы любите играть в снежки?

Д. – Да.

У. – Снеговик предлагает поиграть с ним в снежки. Он принес слова с ошибками и предлагает бросить снежок в слово с ошибкой.

У меня снежки (кружки).

Итак, начинаем игру: снежком нужно “залепить” не правильную букву в слове.

Слова: колендарь, жевотное, ботинки, тромвай, польто, гозета, яблоко, малина, морковь, инжинер.

– Заметили, какие это все слова?

Д. – Это словарные слова.

У. – Прочтем слова, в которые вы бросили снежком.

Д. – Календарь, животное, трамвай, газета, пальто.

У. – Посмотрите внимательно на слова. Здесь есть слово, которое употребляется только в единственном числе. Догадались какое слово?

Д. – Слово “пальто” употребляется только в единственном числе

IX. Составление предложений и запись в тетрадь.

У. – Давайте поучимся правильно употреблять это слово в своей речи.

– Составьте предложение со словом “пальто” и запишите в тетрадь.

(Дети записывают составленные предложения и определяют род и число имен существительных).

X. Релаксация

У. – На уроке мы поиграли со снеговиком. А сейчас я вам предлагаю закрыть глаза и представить, что на улице идет легкий и пушистый снежок, все становится вокруг чисто, бело, красиво. (Музыка И.Крутого, композиция)

XI. Составление предложений.

У. – К нам под эту музыку прилетели волшебные снежинки со словами. Они водили хоровод вокруг снеговика и у некоторых растаяли буквы. Поможем восстановить буквы, объясняя их написание. (Дети выходят к доске, вставляют пропущенную букву и объясняют орфограммы)

У. – Составим предложения из этих слов.

Д. – Зима засыпала снегом лесные дорожки. Вот и следы зверей.

(Предложение записываем с комментированием. Один ученик у доски.)

У. – Определите число имён существительных

XII. Дифференцированная работа

У. – Сейчас предлагаю работу по выбору.

– Кто желает творчески поработать, добавьте к составленным предложениям свои предложения, чтобы получился текст.

Остальные дети работают по тетради “Пишем грамотно” С.41, упр.3.

Задание: выписать имена существительные, которые употребляются только во множественном числе.

XIII. Проверка дифференцированной работы

У. – Какие слова вы выписали из упр.3?

Д. – Ножницы, брюки, очки, сани, каникулы, деньги, духи, именины, сливки.

У. – Чем интересны эти слова?

Д. – Употребляются только во множественном числе.

У. – Проверим, какой текст получился у детей, которые работали творчески.

XIV. Итог урока

У.– Какие тайны русского языка мы узнали на уроке?

Д. – В русском языке есть имена существительные, которые употребляются только во множественном и только в единственном числе.

У. – Сегодня вы очень хорошо старались и без домашнего задания все остались.