Карточки-задания для 9-го класса к учебнику А.В. Перышкин, Е.М. Гутник "Физика. 9-й класс"

Разделы: Физика

Класс: 9


I. ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ
ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ

КАРТОЧКА №1 КАРТОЧКА №2
1. В начальный момент времени тело находилось с координатами в точке с x= -2м и y= 4м. Тело переместилось в точку с координатами x = 2 м и y=1 м. Найдите проекции вектора перемещения на оси Х и Y. Начертите вектор перемещения.

2. Как связан вектор перемещения тела с его координатами? Напишите формулы.

3. В физике используется физическая величина – скорость. Кратко изложите, что вы о ней знаете.

1. Любитель прогулок прошел 5 км в южном направлении, а затем еще 12 км в восточном направлении. Чему равен им модуль совершенного перемещения.

2. Что называют проекцией вектора на координатную ось? Запишите физический смысл записи Sx , Sy .

3. Приступая к описанию движения тела, физик должен выбрать систему отчета. Что это такое?

КАРТОЧКА №3 КАРТОЧКА №4
1. Можно ли, зная начальное положение тела и длину пройденного им пути, найти конечное положение тела? Напишите формулы.

2. Какие физические величины составляют формулу: S = v t. Назовите каждую.

3. Комбайн, убирающий в поле хлеб, движется относительно земли со скоростью 2,5 км/ч и, не останавливаясь, ссыпает зерно в автомашину. Относительно, какого тела отсчета автомашина движется и относительно, какого покоится?

1. Как связана скорость тела с изменением его положения при движении? Напишите формулы.

2. Какие физические величины составляют формулу: x = x + v t.

3. Буксир толкает по реке баржу. Относительно, каких тел отсчета баржа движется? Относительно, какого тела она покоится?

КАРТОЧКА №5 КАРТОЧКА №6
1. Какая скорость больше: 5 м/с или 36 км/ч?

2. Движение двух тел задано уравнениями: x1=5t и x2=150-10t. Начертить графики движения этих тел.

3. Одинаковые пути проходят электровоз и последний вагон поезда?

1. Выразите в метрах в секунду скорость 72 км/ч.

2. Движение двух тел задано уравнениями: Х1=3-6t и Х2 = -12+4t. Начертить графики движения этих тел.

3. Гайка свинчивается с неподвижного болта. Изобразите примерно траекторию точки на поверхности гайки относительно болта.

КАРТОЧКА №7 КАРТОЧКА №8
1. Автобус первые 4 км пути проехал за 12 минут, а следующие 12 км – за 18 минут. Определите среднюю скорость автобуса на всем пути.

2. О какой скорости – средней или мгновенной – идет речь в следующих случаях:

- скоростемер на тепловозе показывает 75 км/ч;
- скорость движения молотка при ударе равна 8 м/с.

3. Как измерить скорость тела?

1. Какова средняя скорость теплохода, если за 7 часов он проплыл расстояние 154 км?

2. О какой скорости – средней или мгновенной – идет речь в следующих случаях:

- пуля вылетает из винтовки со скоростью 800 м/с;
- самолет летит из Киева в Москву со скоростью 800 км/ч.

3. Каков физический смысл скорости?

КАРТОЧКА №9 КАРТОЧКА №10
1. Какими величинами определяется положение тела (точки) в пространстве?

2.Дежурный по гаражу, принимая автомашину у закончившего работу шофера, записал увеличение показания счетчика на 300 км. Что означает эта запись: пройденный путь или длину перемещения?

3. Чем отличается векторная величина от скалярной?

1. Может ли изменение координаты быть отрицательной величиной?

2. Штурман, определяя утром положение корабля, обнаружил, что корабль находится в точке, расположенной на 100 км к северу от пункта, находился накануне вечером. Что означает это число: длину перемещения лил пройденный путь?

3. Почему перемещение является векторной величиной?

ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ РАВНОУСКОРЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ
ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ

КАРТОЧКА №1 КАРТОЧКА №2
1.Начальная и конечная скорости движения тела соответственно равны 2 м/с и 4 м/с. Как движется это тело?

2. За 5с скорость шарика возросла с 2 м/с до 5 м/с. Определить ускорение шарика.

3. Что характеризует центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности?

1. Ускорение тела равно -2 м/с. Как это понимать?

2. Какую скорость будет иметь тело через 20 с от начала движения, если оно движется с ускорением равным 0,2 м/с?

3. По какой линии полетит камень, вращающийся на нити, если нить внезапно оборвется?

КАРТОЧКА №3 КАРТОЧКА №4
1. Компенсируют ли друг друга силы, которые возникают при взаимодействии двух тел?

2. Автомобиль массой 1000 кг движется по дороге с постоянным ускорением 20 м/с?. Чему равна сила действующая на автомобиль?

3. Верно ли утверждение: скорость тела определяется действующей на него силой?

1. Почему при столкновении легковой машины с нагруженным грузовиком повреждения у легковой автомашины всегда больше, чем у грузовика?

2. Тело массой 1 кг падает на землю с постоянным ускорением 9,8 м/с. Чему равна действующая на него сила?

3.Верно ли утверждение: тело движется туда, куда направлена приложенная к нему сила?

КАРТОЧКА № 5 КАРТОЧКА № 6
1. Автомобиль, движущийся со скоростью 36 км/ч, останавливается при торможении в течение 4 с. С каким постоянным ускорением движется автомобиль при торможении?

2. В каком случае выброшенная из вагона вещь долетит до земли раньше: когда вагон в покое относительно Земли или когда он движется?

3. Вставьте вместо точек названия физических величин:

V - …
S - …
t - …
а - …
g - …
m - …

1. Автомобиль, двигаясь с постоянным ускорением, на некотором участке увеличил свою скорость с 15 м/с до 25 м/с. За какое время произошло это увеличение, если ускорение автомобиля равно 1,6 м/с?

2. В какую сторону надо выбросить из вагона, движущегося с некоторой скоростью, предмет, чтобы опасность повредить его при ударе о землю была наименьшей?

3. Вставьте вместо точек названия физических величин:

V - …
S - …
t - …
а - …
g - …
m - …

КАРТОЧКА № 7 КАРТОЧКА № 8
1. Какая скорость могла быть достигнута, если бы тело в течение 0,5 ч двигалось с ускорением 10 м/с?

2. Дайте правильный ответ:

  • Материальная точка – это…
  • Изменение скорости в секунду времени – это…
  • Путь – это…

3. Тело движется прямолинейно и равномерно. Меняется ли при этом его скорость?

1. Какой путь пройдет велосипедист за 2 часа, если его средняя скорость 15 км/ч?

2. Дайте правильный ответ:

  • Движение называется поступательным, если …
  • Свободное падение тел – это…
  • Перемещение – это…

3. Как движется тело, если на него не действуют другие тела?

КАРТОЧКА № 9 КАРТОЧКА № 10
1. Заполните пропуски:

Под действием силы тело движется …

Если при неизменной массе тела увеличить силу в 2 раза, то ускорение …в … раз.

2. Зависит ли ускорение свободного падения тел от массы?

3. Что было названо всемирным тяготением?

1. Заполните пропуски:

Если массу тела уменьшить в 4 раза, а силу, действующую на тело, увеличить в 2 раза, то ускорение …в … раз.

Сила есть причина…

2. Каким видом движения является свободное падение?

3. Как иначе называются силы всемирного тяготения?

КАРТОЧКА №11 КАРТОЧКА №12
1. Как объяснить опускание столбика ртути при встряхивании медицинского термометра?

2. С каким ускорением двигался при разбеге реактивный самолет массой 60 т, если сила тяги двигателей 90 кН?

3. Что произойдет с космонавтом при свободном полете космического корабля, если он выпустит (без толчка) из рук массивный предмет?

1. Может ли автомобиль двигался равномерно по горизонтальному шоссе с выключенным двигателем?

2. Мяч массой 0,5 кг после удара, длящегося 0,02 с, приобретает скорость 10 м/с. Найти среднюю силу удара.

3. О ветровое стекло движущегося автомобиля ударился комар. Сравнить силы, действующие на комара и автомобиль во время удара.

КАРТОЧКА №13 КАРТОЧКА №14
1.На столе лежит брусок. Какие силы действуют на него? Изобразите силы графически.

2. Определите силу, под действием которой тело массой 500 г движется с ускорением 2 м/с.

3. Лежащая на столе книга давит вниз с некоторой силой. Стол действует на книгу с такой же силой вверх. Можно ли найти равнодействующую этих сил?

1.Шарик висит на нити. Какие силы действуют на шарик? Изобразите силы графически.

2. Сила 60 Н сообщает телу ускорение 0,8 м/с. Какая сила сообщит этому телу ускорение 2 м/с?

3. Что можно сказать о величине сил, возникающих при взаимодействии двух тел? Ответ обоснуйте.

КРИВОЛИНЕЙНОЕ ДВИЖЕНИЕ

КАРТОЧКА № 1 КАРТОЧКА № 2
1. Как направлена мгновенная скорость при криволинейном движении?

2. Может ли тело двигаться по криволинейной траектории без ускорения?

3. Заполните пропуски:

Единицы измерения периода – это …
Единицы измерения частоты – это …

1. Чем различаются изменения скорости при прямолинейном и криволинейном движениях?

2. Какая связь между криволинейным движением по окружности?

3. Что обозначают следующие величины?

T - …
n - …

КАРТОЧКА №3 КАРТОЧКА №4
1. В каком случае спортсмена можно считать материальной точкой:

- когда преодолевает дистанцию 2000м;
- делает зарядку.

2. Приведите по два примера прямолинейных и криволинейных движений.

3. Изобразите схематически траекторию движения точек винта самолета относительно земли.

1. Что принимают за тело отсчета, когда говорят:

- автомобиль едет со скоростью 60 км/ч;
- пассажир идет по вагону со скоростью 1 м/с.

2. Путь или перемещение оплачивает пассажир автобуса?

3. Нарисуйте примерный вид траектории движения точки обода колеса относительно центра колеса.

КАРТОЧКА № 5 КАРТОЧКА № 6
1. Автомобиль движется по закруглению дороги радиусом 120 м со скоростью 36 км/ч. Чему равно центростремительное ускорение автомобиля?

2. Как направлено центростремительное ускорение при движении тела по окружности?

3. Можно ли применять паруса и руль для управления полетом воздушного шара?

1. Конькобежец движется со скоростью 12 м/с по окружности радиусом 50 м. Каково центростремительное ускорение при движении конькобежца?

2. Как направлена мгновенная скорость при криволинейном движении?

3. Какие измерения нужно выполнить, чтобы определить скорость тела при равномерном прямолинейном движении?

КАРТОЧКА № 7 КАРТОЧКА № 8
1. Автомобиль движется по закруглению дороги радиусом 120 м со скоростью 36 км/ч. Чему равно центростремительное ускорение автомобиля?

2. Как направлено центростремительное ускорение?

3. Что такое:

а…
g…
v…
S…
t…
r…

1. Найти скорость Земли при ее орбитальном движении. Средний радиус земной орбиты 6400 км.

2. Как направлена скорость тела при криволинейном движении?

3. Единицы измерения:

Ускорения…
Скорости…
Перемещения…
Времени…
Радиуса кривизны траектории…
Периода…

КАРТОЧКА №9 КАРТОЧКА №10
1. Примером криволинейного движения является…
  • падение камня;
  • бросок мяча под углом к горизонту;
  • движение спринтера на стометровке.

2. Минутная стрелка часов делает один полный оборот. Чему равен период обращения?

3. Охарактеризуйте физические величины “период колебания”, “частота”, “амплитуда”.

1. Примером криволинейного движения является…
  • движение лифта;
  • движение лыжников в слаломе;
  • спуск парашютиста в безветренную погоду.

2. Секундная стрелка часов делает один полный оборот. Чему равна частота обращения?

3. Частота колебаний тела равна 10 Гц. Как это понимать?

ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА

КАРТОЧКА № 1 КАРТОЧКА № 2
1. Шарик массой 500 г равномерно катится со скоростью 2 м/с. Чему равен импульс шарика?

2. Что такое импульс силы?

3. Закончите предложение, выбрав правильный вариант ответа.

Импульс тела – это…

  • прибор для измерения длины;
  • физическая величина;
  • процесс плавления.
1. Какова масса тела, если его импульс равен 500 кг м/с при скорости 20 м/с?

2. Дайте определение импульса тела.

3. Закончите предложение, выбрав правильный вариант ответа.

Закон всемирного тяготения открыл…

  • Аристотель:
  • Архимед;
  • Ньютон.
КАРТОЧКА № 3 КАРТОЧКА № 4
1. Обладает ли покоящееся тело импульсом?

2. В цистерне поливочной машины массой 3 т находится вода. Чему равен импульс машины, когда она движется со скоростью 54 км/ч?

3.Как направлено ускорение искусственного спутника Земли?

1. Можно ли утверждать, что импульс силы – это физическая величина?

2. В цистерне поливочной машины массой 4 т находится вода. Чему равен импульс машины, когда она движется со скоростью 18 км/ч?

3. Можно ли считать движение искусственного спутника земли равноускоренным?

КАРТОЧКА №5 КАРТОЧКА №6
1. Из ружья массой 3 кг производят выстрел. Пуля массой 10 г вылетает из ствола со скоростью 200 м/с. Определите скорость отдачи ружья.

2. Какие величины входят в состав формулы р = mv?

3. Выполняется ли закон сохранения импульса в замкнутой системе?

1. Снаряд массой 100 кг летит со скоростью 100 м/с горизонтально, попадает в неподвижную тележку массой 400 кг и застревает в ней. С какой скоростью будет двигаться тележка после взаимодействия.

2. Что такое замкнутая система?

3. Какие величины входят в формулу р = Ft?

КАРТОЧКА №7 КАРТОЧКА №8
1. Что означают следующие величины:

mv - …
T - …
v - …
G - …
F - …

2. Тело массой 0,2 кг падает с высоты 1 м с ускорением 8м/с. Найти изменение импульса тела за время полета.

3. Верно ли утверждение: для осуществления реактивного движения не требуется взаимодействия с окружающей средой?

1. Что означают следующие величины:

t - …
R - …
A - …
X- …
S - …

2. Выполняется ли закон сохранения импульса в замкнутой системе состоящей из двух тел?

3. Найти импульс грузового автомобиля массой 10 т, движущегося со скоростью 36 км/ч, и легкового автомобиля массой 1 т, движущегося со скоростью 25 м/с.

КАРТОЧКА №9 КАРТОЧКА №10
1. Снаряд массой 20 кг, летящий горизонтально со скоростью 500 м/с, попадает а платформу с песком массой 10 т и застревает в песке. С какой скоростью стала двигаться платформа?

2. Могут ли осколки взорвавшейся гранаты лететь в одном направлении, если до взрыва граната покоилась?

3. На космический корабль массой 100 т действует сила 10Н Какой будет скорость корабля через год?

1. Автомобиль массой 2т движется со скоростью 36 км/ч. Какое время требуется для полной остановки автомобиля после выключения двигателя, если сила трения колес о дорогу равна 5880 Н?

2. Может ли импульс тела равняться нулю?

3. С какой скоростью должен лететь мяч массой 0,5 кг, чтобы вратарь массой 60 кг, поймавший его, начал двигаться вместе с мячом со скоростью 0,5 м/с?

II. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК.

КАРТОЧКА №1 КАРТОЧКА №2
1. Какая колебательная система называется физическим маятником?

2. Можно ли землетрясения отнести к колебательному движению?

3. Период колебания 0,02 с. Определить частоту колебаний.

1. Какая колебательная система называется математическим маятником?

2. Можно ли колокол назвать источником колебаний?

3. Частота колебаний 20000 Гц. Определите период колебания.

КАРТОЧКА №3 КАРТОЧКА №4
1. Определить период колебаний точки, совершившей 50 полных колебаний за 20 с.

2. Какие из перечисленных ниже колебаний являются свободными колебаниями? Укажите правильный ответ.

  • колебания груза, подвешенного на пружине;
  • колебания крыльев стрекозы;
  • колебания струны гитары.

3. Какие величины входят в состав формулы v = 1 / T?

1. Материальная точка за 1 мин совершила 300 колебаний. Определить период колебаний и частоту.

2. Какие из перечисленных ниже движений являются механическими колебаниями? Укажите правильный ответ.

  • движение качелей;
  • движение мяча, падающего на землю;
  • движение звучащей струны гитары.

3. Какие величины входят в состав формулы Т= t / n?

КАРТОЧКА №5 КАРТОЧКА №6
1. Какие из перечисленных движений являются механическими колебаниями? Укажите все правильные ответы.
  • Движение маятника часов с “кукушкой”.
  • Движение парашютиста, падающего на землю.
  • Движение крыльев шмеля, находящегося в полете.

2. Период колебаний равен 0,01 с. Чему равна частота колебаний?

3. В каких точках траектории колеблющегося тела скорость равна нулю? Ускорение равно нулю?

1. Какие из перечисленных колебаний являются свободными? Укажите все правильные ответы.
  • Колебания груза, подвешенного к пружине, после однократного его отклонения от положения равновесия.
  • Колебания рессоры автомобиля при движении по прямолинейному участку пути.
  • Колебания груза на нити, один раз отведенного от положения равновесия.

2. Частота колебаний тела равна 2000 Гц. Чему равен период колебаний?

3. Зависит ли энергия колеблющегося тела от его массы?

КАРТОЧКА №7 КАРТОЧКА №8
1. Сколько колебаний совершит материальная точка за 5 с при частоте колебаний 440 Гц?

2. Какие из перечисленных колебаний являются вынужденными? Укажите все правильные ответы.

  • Колебания качелей, раскачиваемых человеком, стоящим на земле.
  • Колебания струны гитары.
  • Колебания чашек рычажных весов.

3. При каких отклонениях от положения равновесия колебания маятника будут гармоническими?

1. Определить период колебаний материальной точки, совершившей 50 полных колебаний за 20 с.

2. Какова роль силы трения при вынужденных колебаниях? Приводит ли сила трения к затуханию колебаний?

3. Основной признак колебательного движения..

  • Независимость от воздействия силы.
  • Повторяемость (периодичность).
  • Наблюдаемость во внешней среде.
  • Вызывает свечение.
9 КЛАСС КАРТОЧКА №9 9 КЛАСС КАРТОЧКА №10
1. Уравнение движения математического маятника x= 4 cos 6,8t. Определите амплитуду, частоту и период колебаний.

2. Дайте определение.

  • Механические колебания - …
  • Период - …
  • Частота - …

3. Обезьяна раскачивается на лиане. Изменится ли период колебания этого “маятника”, если к ней прицепится еще одна обезьяна?

1. Уравнение движения математического маятника x= 0,6 cos 9,42t. Определите амплитуду, частоту и период колебаний.

2. Дайте определение.

  • Механические колебания - …
  • Период – …
  • Частота - …

3. Вас раскачивают на качелях. Меняется ли частота ваших колебаний при увеличении амплитуды?

КАРТОЧКА №11 КАРТОЧКА №12
1. Уравнение движения математического маятника x= 2sin 3,14t. Определите амплитуду, частоту и период колебаний.

2. Часы отстают. Нужно увеличить или уменьшить длину маятника, чтобы они ходили точно?

3. Что называют гармоническими колебаниями?

1. Уравнение движения математического маятника x= 3 sin 50t. Определите амплитуду, частоту и период колебаний.

2. Дайте определение.

  • Математический маятник – это…
  • Физический маятник – это…

3. Почему равномерное движение по окружности нельзя считать механическим колебанием?

КАРТОЧКА №13 КАРТОЧКА №14
1. Как изменится период колебаний математического маятника, если уменьшить длину подвеса в 4 раза?

2. При каких обстоятельствах возникают свободные колебания?

3. К концу пружины маятника приложена переменная сила, частота колебаний которой 16 Гц. Чему равен период колебаний пружины?

1. Как изменится период колебаний математического маятника, если увеличить длину подвеса в 2 раза?

2. При каких обстоятельствах возникают вынужденные колебания?

3. Период собственных вертикальных колебаний железнодорожного вагона равен 1,25 с. Чему равна частота колебаний?

ВОЛНЫ

КАРТОЧКА №1 КАРТОЧКА №2
1. Что такое волна? При каком условии возможно распространение волны?

2. К каким колебаниям – свободным или вынужденным – применимо понятие резонанса?

3. За 5с маятник совершил 10 колебаний. Чему равен период колебаний?

1. В каких средах могут возникать и распространяться поперечные волны? Продольные волны?

2. Приведите примеры вредного и полезного проявления механического резонанса.

3. За 6 с маятник совершил 12 колебаний. Чему равна частота колебаний?

КАРТОЧКА №3 КАРТОЧКА №4
1. Какие волны образуются на поверхности воды – продольные или поперечные?

2. Амплитуда незатухающих колебаний точки струны 2 мм, частота 1кГц. Написать уравнение движения струны х=х(t).

3. Если вывести тело из положения равновесия, будет ли равнодействующая всех сил равна нулю?

1.Приведите примеры механических волн.

2. Маятник совершил 20 колебаний за 1 минуту 20 секунд. Найти период и частоту колебаний.

3. Какова роль сил трения при колебательном движении?

КАРТОЧКА №5 КАРТОЧКА №6
1. По какой формуле рассчитывают период свободных колебаний груза на пружине?

2. Почему все вибрирующие установки высотных зданий ставят на специальные резиновые или металлические амортизаторы?

3. 3. Координата колеблющегося тела изменяется по закону х= 25sin64t.Чему равна амплитуда и период колебаний?

1. По какой формуле рассчитывают частоту свободных колебаний груза на нити?

2. Почему при некоторой скорости движения оконные стекла в пассажирском автобусе начинают дребезжать?

3. Координата колеблющегося тела изменяется по закону х= 0,5sin45t.Чему равна амплитуда и период колебаний?

КАРТОЧКА №6 КАРТОЧКА №7
1.Когда несут ведро с водой, то вода при некоторой скорости начинает выплескиваться из ведра. Почему при изменении скорости движения выплескивание прекращается?

2.В реку брошен камень. Какой будет образовавшаяся волна: круглой или вытянутой течением?

2. Амплитуда незатухающих колебаний точки 12 см, циклическая частота 14 Гц. Написать уравнение движения точки х=х(t).

1. Как изменится период свободных колебаний математического маятника, если его перенести с полюса на экватор?

2. Как с помощью легкой бусинки, подвешенной на тонкой нити, определить, поперечные или продольные волны возникают в звучащей струне?

2. Амплитуда незатухающих колебаний точки 42 см, период равен 1,25 с. Написать уравнение движения точки х=х(t).

ЗВУК

КАРТОЧКА №1 КАРТОЧКА №2
1. Почему не всякое колеблющееся в воздухе тело излучает звуковые волны, хотя любое тело, колеблющееся в воздухе, излучает механические волны?

2. От чего зависит громкость звука?

3. Расстояние между ближайшими гребнями волн в море 10 м. какова частота ударов волн о корпус лодки, если их скорость 3 м/с?

1. Два человека прислушиваются, надеясь услышать шум приближающегося поезда. Один из них приложил ухо к рельсам, а второй – нет. Кто из них раньше узнает о приближении поезда и почему?

2. Почему звуковая волна важна для человека?

3. Волна распространяется со скоростью 6 м/с при частоте колебаний 5 Гц. Какова длина волны?

КАРТОЧКА №3 КАРТОЧКА №4
1. Какой звук и почему удобнее использовать для эхолокации: частотой 16 Гц или 20000 Гц?

2.Одинаковы ли длины звуковых волн в одной и той же среде у звуков низкого и высокого тонов?

3. Закончите определение:

  • Источник звука – это…
  • Шум – это…
  • Тембр – это…
1. Определить длину звуковых волн с частотой колебаний 16 Гц и 20000 Гц. Скорость звука принять 340 м/с.

2. Чем отличается шум от музыкального звука?

3. Закончите определение:

  • Звуковой резонанс – это…
  • Звуковые волны – это…
  • Ультразвук – это…
КАРТОЧКА №5 КАРТОЧКА №6
1.Человек услышал звук грома через 10 с после вспышки молнии. Считая, что скорость звука в воздухе 343 м/с, определите, на каком расстоянии от человека ударила молния.

2. Зачем нужны ящики камертона, корпуса скрипки и гитарам?

3. Какие величины входят в формулу – = T

1.Всякая ли волна, достигшая органа слуха человека, вызывает ощущение звука?

2. Найдите длины звуковых волн человеческого голоса, высота тона которого соответствует частоте:

  1. 80 Гц;
  2. 1400 Гц.

3. Звуковая волна переносит энергию. Зависит ли тон звука от энергии?

КАРТОЧКА №7 КАРТОЧКА №8
1. Почему не воспринимаются как звуки волны, вызываемые биениями сердца?

2. С вершины вертикальной скалы высотой 1000 м упал камень. Через какое время наблюдатель на вершине услышит звук от удара камня при его падении? Скорость звука в воздуху 340 м/с.

3. Что такое эхо?

1. Могут ли космонавты космических кораблей поддерживать связь между кораблями с помощью звуковых сигналов?

2. Удар грома был услышан через 8 с после того, как сверкнула молния. На каком расстоянии от наблюдателя произошел грозовой разряд?

3. Что такое ультразвук?

КАРТОЧКА №9 КАРТОЧКА №10
1. Стрелок услышал звук удара пули о мишень через 4 с после выстрела. На каком расстоянии находится мишень., если скорость пули 600 м/с?

2. Если провести влажным пальцем по стеклу, то получается звук. Почему?

3.Почему понижается высота звука циркулярной пилы, когда к ней прижимают доску?

1. Какая физическая величина измеряется в децибелах?

2. Кто в полете чаще машет крыльями: комар или муха?

3. Вредными для здоровья человека являются инфразвуки с частотой 8 Гц. Определите длину волны этого инфразвука в воздухе, если скорость звука в воздухе равна 340 м/с.

III. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ

КАРТОЧКА №1 КАРТОЧКА №2
1. Какое магнитное поле – однородное или неоднородное – образуется вокруг плоского магнита?

2. По проводнику длиной 45 см протекает ток силой 20 А. Чему равна индукция магнитного поля, в которое помещен проводник, если на проводник действует сила 9 мН?

3. Заполните таблицу

Величина Физический смысл Единицы измерения
Сила F    
Индукция В    
Сила тока I    
1. Какое магнитное поле – однородное или неоднородное – образуется вокруг прямолинейного проводника с током?

2. Какие величины входят в формулу F =В·I · l? Назовите их.

3. Переведите с систему СИ

200 кОм =
400 мТл =
78 МДж =
45 мА =
200 мкН =
300 мВб =
24 кВ =
70 мм =
150 мм =

КАРТОЧКА №3 КАРТОЧКА №4
1. Какое магнитное поле – однородное или неоднородное – образуется внутри солиноида, длина которого значительно больше диаметра?

2. Определите модуль силы, действующей на проводник длиной 20 см при силе тока 10 А в магнитном поле с индукцией 0,13 Тл.

3. Какой величины течет ток по проводнику, находящемуся в магнитном поле с индукцией 100м Тл, если его активная длина 10 см, и он выталкивается из этого поля силой 150 м Н?

1. Что можно сказать о модуле и направлении силы, действующей на магнитную стрелку в различных точках неоднородного магнитного поля?

2. Какие величины входят в формулу Ф = В · S? Назовите их.

3. Каких физических величин даны численные значения?

200 кОм =
400 мТл =
78 МДж =
45 мА =
200 мкН =
300 мВб =
24 кВ =
70 мм =
150 мм =

КАРТОЧКА №5 КАРТОЧКА №6
1. Что можно сказать о модуле и направлении силы, действующей на магнитную стрелку в различных точках однородного магнитного поля?

2. Какова величина силы, выталкивающей проводник из магнитного поля, если магнитная индукция поля 1,3 Тл, активная длина проводника 40 см, ток в нем 500 мА?

3. Какие цвета входят в состав белого цвета?

1. Сравните картины расположения линий в неоднородном и однородном магнитных полях.

Сделайте чертеж.

2. Виток площадью 5 см? помещают в магнитное поле. Определите магнитный поток, пронизывающий виток, если магнитная индукция равна 0,8 Тл.

3. Какие величины входят в формулу =c·T? Назовите их.

КАРТОЧКА №7 КАРТОЧКА №8
1. Когда нет перемещения тела, то нет и механической работы. На что же расходуется энергия, подводимая к электромагниту, когда он “держит” груз?

2. Квадратная рамка помещена в однородное магнитное поле. Сторона рамки равна 4 см. определите индукцию магнитного поля, если магнитный поток равен 100 мВб?

1. Как можно объяснить отклонение магнитной стрелки около проводника с током?

2. Что означает выражение “частота переменного тока равна 50 Гц”?

3. Заполните таблицу.

Величина Физический смысл Единицы измерения
Длина волны    
Скорость света с    
Период Т    
КАРТОЧКА №9 КАРТОЧКА №10
1. Какая существует связь между электрическим током и магнитным полем?

2. Электростанции России вырабатывают переменный ток частотой 50 Гц. Определите период этого тока.

3. Начертите схему простейшего электромагнита.

1. Перечислите правила, определяющие направление магнитного поля (линий магнитной индукции)?

2. Большинство животных видят в диапазоне длин волн от 350 до 750 нм. Определите частоты этих длин волн.

3. Почему утверждение, что в данной точке пространства существует только электрическое или только магнитное поле, не является вполне определенным?

IV. СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА

КАРТОЧКА №1 КАРТОЧКА №2
1. Что представляет собой атом согласно модели, предложенной Томсоном?

2. Определите атомный состав ядра меди, имеющей массовое число 64 и порядковый номер 29.

3. При бомбардировке ядра цинка-65 нейтронами образуется новое ядро и a-частица. Записать ядерную реакцию и определить, ядро какого элемента при этом образуется.

1. Что представляет собой атом согласно модели, выдвинутой Резерфордом?

2. Определите атомный состав ядра ртути, имеющей массовое число 200 и порядковый номер 80.

3. При бомбардировке неизвестного ядра протонами образуется ядро магния-24 и a-частица. Записать ядерную реакцию и определить, неизвестное ядро.

КАРТОЧКА №3 КАРТОЧКА №4
1. Как стали называть способность атомов некоторых химических элементов к самопроизвольному излучению?

2. Назовите химический элемент, в атомном ядре которого содержатся нуклоны: 7р + 7n; 18р + 22 n.

3. При бомбардировке ядра калия-41 неизвестными частицами образуется ядро изотопа кальция-44 и протон. Записать ядерную реакцию и определить, какими частицами бомбардировали калий.

1. Какая часть атома – ядро или электронная оболочка – претерпевают изменения при радиоактивном распаде?

2. Назовите химический элемент, в атомном ядре которого содержатся нуклоны: 33р + 42n; 84р + 126 n.

3. Дейтерий облучили ?-квантом. При этом выбросился нейтрон. Записать ядерную реакцию и определить, какое ядро получилось при облучении.

КАРТОЧКА №5 КАРТОЧКА №6
1. На примере реакции a-распада радия объясните, в чем заключаются законы сохранения заряда (зарядового числа) и массового числа?

2. В результате какого радиоактивного распада натрий (массовое число 22 и порядковый номер 11) превращается в магний (массовое число 22 и порядковый номер 12)?

3. При бомбардировке ядра азота-14 протонами образуется новое ядро и нейтрон. Записать ядерную реакцию и определить, ядро какого элемента при этом образуется.

1. Ядром какого элемента является протон?

2. Ядро какого элемента получится в результате одного -распада и двух ?-распадов ядра изотопа висмута (массовое число 210 и порядковый номер 83).

3. При бомбардировке неизвестного ядра a-частицами образуется ядро изотопа бора-10 и нейтрон. Записать ядерную реакцию и определить, неизвестное ядро.

КАРТОЧКА №7 КАРТОЧКА №8
1. Как называются протоны и нейтроны вместе?

2. Вычислить дефект масс ядра кальция (массовое число 40 и порядковый номер 20).

3. Ядро алюминия-27 облучили -квантом. При этом образовалось ядро натрия-23 и неизвестная частица. Записать ядерную реакцию и определить, какая частица получилась при облучении.

1. Изменяются ли массовое число, масса и порядковый номер элемента при испускании ядром -кванта?

2. Вычислить дефект масс ядра цинка (массовое число 65 и порядковый номер 30).

3. При бомбардировке ядра алюминия-27 нейтронами образуется новое ядро и a-частица. Записать ядерную реакцию и определить, ядро какого элемента при этом образуется.

КАРТОЧКА №9 КАРТОЧКА №10
1. Что происходит с ядром радиоактивного элемента при a-распаде?

2. Определите число протонов, нейтронов и электронов в ядрах лития-8 и бериллия-8. В чем отличия этих ядер и в чем сходство?

3. Ядро тория-230 превратилось в ядро радия-226. какую частицу выбросило ядро тория? Напишите реакцию.

1. Что происходит с ядром радиоактивного элемента при -распаде?

2. Определите число протонов, нейтронов и электронов в ядрах америция-241 и плутония-241. В чем отличия этих ядер и в чем сходство?

3. При бомбардировке ядра бора-10 нейтронами образуется ядро лития-7 и неизвестная частица. Записать ядерную реакцию и определить, какая неизвестная частица образовалась.