Физико-математический турнир. 8-й класс

Разделы: Математика, Физика, Внеклассная работа

Класс: 8


Цель:

  1. Выработать у учащихся навыки решения нестандартных задач;
  2. Развивать творческие способности учащихся.

ОФОРМЛЕНИЕ:

“Математика – это язык, на котором говорят все точные науки”

(Н. И. Лобачевский)

 “Именно математика придает естественным наукам степень достоверности, не достижимую без нее”

(А. Эйнштейн)

(Турнир проводится для учащихся 8 классов. Команды состоят из 7 человек. Заранее выбирается капитан, название команды. Одна команда сочиняет стихотворение, посвященное математике, а другая – физике).

ХОД ИГРЫ

1. Ведущий (учитель)

Дорогие ребята!

Физика и математика таят в себе много необычного, загадачного и интересного…

Сегодня на турнире вам предстоит заглянуть за страницы учебников и узнать что-то новое для себя.

(Учитель представляет команды, капитанов и членов жюри).

2. Ведущий: Итак, начнем с разминки.

1.

Поднимаемсямся мы в гору –
Стало трудно нам дышать.
А какие есть приборы,
Чтоб давленье измерять?

(Ответ: Барометр)

2.

Если взять два разных тела,
В жидкость опустить одну,
Видно, что одно всплывает,
А другое – вмиг ко дну.
Жидкость – та ж, сомненья нет.
Догадайтесь, в чем секрет.

(Ответ: плотность первого тела меньше плотности жидкости, а второго - больше плотности жидкости).

3. Узнайте, о чем идет речь:

а) Его можно обнаружить с помощью электроскопа

(Ответ: заряд)

б) Это такое явление, при котором происходит перемешивание молекул разных веществ.

(Ответ: диффузия)

3. Ведущий: Молодцы, команды!

Ребята, есть задачи, при решении которых нужно проявить сообразительность.

4. Как вы думаете, что найдено в следующем решении:

а)

АВ = ВС = АС = а


?

(Ответ: высота равностороннего треугольника).

б)

AB=BC=CD=AD=a


(Ответ: диагональ квадрата).

5. Ведущий: Ребята! Я предлагаю вам решить задачи на “смекалку”.

а) Из Москвы в Ростов выехал “Мерседес” со скоростью 140 км в час, одновременно из Ростова в Москву выехал трактор со скоростью 30 км в час. Через определенное время они встретились. Кто в момент встречи был дальше от Москвы?

(Ответ: они находились на одинаковом расстоянии)

б)

Самолеты, вертолеты,
Нефть, бензин, солярка, пар…
Ну а почему взлетает
Старый, добрый, верный шар?

(Ответ: в шаре находится газ, плотность которого меньше плотности воздуха)

в) Пословица гласит: “Где тонко, там и рвется”. А если нить однородная, то можно ли ее разорвать?

(Ответ: да, если приложенная сила будет больше силы упругости нити)

г) Через мост проехали 20 автомобилей и велосипедов, всего 50 колес. Сколько было машин и сколько велосипедов?

(Ответ: 5 машин, 15 велосипедов)

6. Ведущий: Уважаемые игроки!

Если вы не сможете сразу ответить на следующий вопрос, то можно воспользоваться подсказкой (посмотреть портрет ученого). Но тогда жюри снимет 2 балла за ответ…

а) Назовите великого геометра и механика Древней Греции, нашедшего для приближенное значение

(Ответ: Архимед)

б) Это физик и астроном. Он открыл законы падения тел, качания маятника. Первым указал на существование явления инерции.

(Ответ: Галилей )

7. Ведущий: В детстве мы любим задавать взрослым вопросы… Почему?...

А в науке – задать вопрос – значит поставить опыт. Простые опыты – начало вашего самостоятельного знакомства с некоторыми законами физики.

а) Опыт с яйцом ( проводит ученица 8 “Б” класса)

Вареное яйцо вначале не проваливается в бутылку из под кефира.

Затем поджигают бумагу и бросают внутрь бутылки, яйцо кладут сверху на горлышко. Через некоторое время оно втягивается в бутылку.

Вопрос: Почему?

(Ответ: Давление внутри бутылки падает и становится меньше атмосферного).

б) Фокус по математике. (угадывание размера обуви и возраста)

(проводит ученица 8а” класса)

Фокусник говорит:

  1. Запиши номер своей обуви.
  2. Умножь это число на 2.
  3. Прибавь 35.
  4. Результат умножь на 50.
  5. Прибавь 257.
  6. Вычти год своего рождения и назови результат
  7. Вам ………. столько лет (число из последних двух цифр, размер вашей обуви (число из первых двух цифр).

8. Ведущий: Следующий конкурс для болельщиков.

а) На столе приготовлены шесть стаканов – три пустых и три наполненных водой.

Вопрос: “Как сделать так, чтобы пустые и наполненные стаканы чередовались?” Брать в руки можно только один стакан.

Ответ: Взять второй наполненный стакан, перелить во второй пустой и поставить стакан на свое место.

б) Назвать прибор, если из букв, входящих в название этого физического прибора можно составить слова “ мир”, “тема”, “дно”.

(Ответ: динамометр)

в) Расположите названия нижеперечисленных городов так, чтобы из последних букв можно было составить фамилию французского ученого, открывшего многие свойства жидкостей и газов: Москва, Майкоп, Вольск, Анапа, Орел, Энгельс, Пермь.

(Ответ: Паскаль.
Майкоп, Анапа, Энгельс, Вольск, Москва, Орел, Пермь)

9. Ведущий: Конкурс капитанов.

1. Сложи квадрат ( из цветной бумаги).

2. Как называется:

а) Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое;

(Ответ: плавление)

б) Способ переноса тепла потоками жидкости или газа;

(Ответ: конвекция)

3. Реши уравнение (на карточках)


4. По карточкам (графики)

10. Ведущий (учитель).

От каждой команды приглашается по 1 человеку. (Задания на карточках и на доске). Болельщики и члены команд тоже решают задачи.

Какая единица площади не используется в России?

A) Акр;
B) Ар;
C) Гектар;
D) Квадратный метр.

Ответ: A)

Найди площадь прямоугольного треугольника, где гипотенуза равна 10 см, а катет – 8см.

Ответ – 24

11. Ведущий – учитель.

Ребята! Как вы думаете – какая наука важнее: физика или математика?

Каждой команде было дано задание – сочинить стихотворение, прославляющее Физику (8б), математику (8а)

Про математику.

С математикой дружить-
Будешь словно в сказке жить!
И не надо маму звать:
“Мама! Помоги понять!”

В магазин, придя порой,
Наберешь товар горой,
Будешь гордо ты стоять,
Сумму сам смог сосчитать.

Продавцу не дашь моргнуть,
Чтобы в сдаче обмануть.
И не сможет он схитрить,
Математика дурить!

Много пишут о природе,
Много пишут о погоде.
Цифры тоже зря не жили,
Рифму тоже заслужили!

“ПИФАГОРОВЫ ШТАНЫ
НА ВСЕ СТОРОНЫ РАВНЫ”

Или то, что “БИССЕКТРИСА-
ЭТО МАЛЕНЬКАЯ КРЫСА,
ВЕЧНО МЧИТСЯ ПО УГЛАМ,
ДЕЛИТ УГОЛ ПОПОЛАМ”

Можно много сочинять,
На других чтоб не пенять,
С математикой дружите,
Все ее азы цените.

Про физику.

Привычен стал для всех людей
Свет электрических огней…
И в космос путь давно знаком,
Вошел компьютер в каждый дом!

О, физика, ты так прекрасна!
Тебя мы учим не напрасно…
И недаром говорят в народе:
“Физика – наука о природе!”

Ведущий (учитель).

Спасибо. Я думаю, что спорить о важности предметов не стоит. Чаще всего бывает так: тот, кто любит математику, любит и физику…

Платон сказал: “Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках о природе?”.

12. Внимание! “Черный ящик.”

Это изобретение, принадлежащее аж четырем ученым – конструкторам, сделавшим его в разное время и разных странах, в корне изменило повседневную жизнь человечества. Что же это за чудо, если известно, что первым его смастерил в 1872 году А.Н.Лодыгин.

(Ответ: электрическая лампочка)

13. Ведущий – учитель.

Уважаемые игроки! Дорогие ребята!

Физико-математический турнир подошел к концу. Пока жюри подводит итоги я предлагаю вопросы для болельщиков.

1) Параллелограмм, у которого все стороны равны.

твет: ромб)

2) Отгадать название физического прибора:

Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добились,
То остановились…

(Ответ – весы).

3) Кому принадлежат слова : “В геометрии нет особых путей для царей!?”

(Ответ: Эти слова были сказаны Евклидом Птолемею).

14. Ведущий (учитель).

Слово – жюри. (Объявляются итоги турнира, члены команд, капитаны – награждаются призами.)

Ведущий (учитель). Спасибо всем за игру. Надеюсь , что она обогатит ваш опыт, подтолкнет вас к тому, чтобы вы сами научились составлять задачи, кроссворды, научились бы самостоятельно добывать знания, а на досуге с удовольствием читали бы научно – познавательную литературу и … решали задачи по физике и математике.

Литература:

  1. “Я иду на урок математики” (Агебра, 7 кл., Книга для учителя).
  2. З.Н. Альхова, А.В. Макеева “Внеклассная работа по математике.
  3. М.Ю. Шуба. Занимательные задания в обучении математике.
  4. Л.Гальперштейн “Забавная физика”