Цель:
- Выработать у учащихся навыки решения нестандартных задач;
- Развивать творческие способности учащихся.
ОФОРМЛЕНИЕ:
“Математика – это язык, на котором говорят все точные науки”
(Н. И. Лобачевский)
“Именно математика придает естественным наукам степень достоверности, не достижимую без нее”
(А. Эйнштейн)
(Турнир проводится для учащихся 8 классов. Команды состоят из 7 человек. Заранее выбирается капитан, название команды. Одна команда сочиняет стихотворение, посвященное математике, а другая – физике).
ХОД ИГРЫ
1. Ведущий (учитель)
Дорогие ребята!
Физика и математика таят в себе много необычного, загадачного и интересного…
Сегодня на турнире вам предстоит заглянуть за страницы учебников и узнать что-то новое для себя.
(Учитель представляет команды, капитанов и членов жюри).
2. Ведущий: Итак, начнем с разминки.
1.
Поднимаемсямся мы в гору –
Стало трудно нам дышать.
А какие есть приборы,
Чтоб давленье измерять?
(Ответ: Барометр)
2.
Если взять два разных тела,
В жидкость опустить одну,
Видно, что одно всплывает,
А другое – вмиг ко дну.
Жидкость – та ж, сомненья нет.
Догадайтесь, в чем секрет.
(Ответ: плотность первого тела меньше плотности жидкости, а второго - больше плотности жидкости).
3. Узнайте, о чем идет речь:
а) Его можно обнаружить с помощью электроскопа
(Ответ: заряд)
б) Это такое явление, при котором происходит перемешивание молекул разных веществ.
(Ответ: диффузия)
3. Ведущий: Молодцы, команды!
Ребята, есть задачи, при решении которых нужно проявить сообразительность.
4. Как вы думаете, что найдено в следующем решении:
а)
АВ = ВС = АС = а
?
(Ответ: высота равностороннего треугольника).
б)
AB=BC=CD=AD=a
(Ответ: диагональ квадрата).
5. Ведущий: Ребята! Я предлагаю вам решить задачи на “смекалку”.
а) Из Москвы в Ростов выехал “Мерседес” со скоростью 140 км в час, одновременно из Ростова в Москву выехал трактор со скоростью 30 км в час. Через определенное время они встретились. Кто в момент встречи был дальше от Москвы?
(Ответ: они находились на одинаковом расстоянии)
б)
Самолеты, вертолеты,
Нефть, бензин, солярка, пар…
Ну а почему взлетает
Старый, добрый, верный шар?
(Ответ: в шаре находится газ, плотность которого меньше плотности воздуха)
в) Пословица гласит: “Где тонко, там и рвется”. А если нить однородная, то можно ли ее разорвать?
(Ответ: да, если приложенная сила будет больше силы упругости нити)
г) Через мост проехали 20 автомобилей и велосипедов, всего 50 колес. Сколько было машин и сколько велосипедов?
(Ответ: 5 машин, 15 велосипедов)
6. Ведущий: Уважаемые игроки!
Если вы не сможете сразу ответить на следующий вопрос, то можно воспользоваться подсказкой (посмотреть портрет ученого). Но тогда жюри снимет 2 балла за ответ…
а) Назовите великого геометра и механика Древней Греции, нашедшего для приближенное значение
(Ответ: Архимед)
б) Это физик и астроном. Он открыл законы падения тел, качания маятника. Первым указал на существование явления инерции.
(Ответ: Галилей )
7. Ведущий: В детстве мы любим задавать взрослым вопросы… Почему?...
А в науке – задать вопрос – значит поставить опыт. Простые опыты – начало вашего самостоятельного знакомства с некоторыми законами физики.
а) Опыт с яйцом ( проводит ученица 8 “Б” класса)
Вареное яйцо вначале не проваливается в бутылку из под кефира.
Затем поджигают бумагу и бросают внутрь бутылки, яйцо кладут сверху на горлышко. Через некоторое время оно втягивается в бутылку.
Вопрос: Почему?
(Ответ: Давление внутри бутылки падает и становится меньше атмосферного).
б) Фокус по математике. (угадывание размера обуви и возраста)
(проводит ученица 8“а” класса)
Фокусник говорит:
- Запиши номер своей обуви.
- Умножь это число на 2.
- Прибавь 35.
- Результат умножь на 50.
- Прибавь 257.
- Вычти год своего рождения и назови результат
- Вам ………. столько лет (число из последних двух цифр, размер вашей обуви (число из первых двух цифр).
8. Ведущий: Следующий конкурс для болельщиков.
а) На столе приготовлены шесть стаканов – три пустых и три наполненных водой.
Вопрос: “Как сделать так, чтобы пустые и наполненные стаканы чередовались?” Брать в руки можно только один стакан.
Ответ: Взять второй наполненный стакан, перелить во второй пустой и поставить стакан на свое место.
б) Назвать прибор, если из букв, входящих в название этого физического прибора можно составить слова “ мир”, “тема”, “дно”.
(Ответ: динамометр)
в) Расположите названия нижеперечисленных городов так, чтобы из последних букв можно было составить фамилию французского ученого, открывшего многие свойства жидкостей и газов: Москва, Майкоп, Вольск, Анапа, Орел, Энгельс, Пермь.
(Ответ: Паскаль.
Майкоп, Анапа, Энгельс, Вольск, Москва, Орел,
Пермь)
9. Ведущий: Конкурс капитанов.
1. Сложи квадрат ( из цветной бумаги).
2. Как называется:
а) Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое;
(Ответ: плавление)
б) Способ переноса тепла потоками жидкости или газа;
(Ответ: конвекция)
3. Реши уравнение (на карточках)
4. По карточкам (графики)
10. Ведущий (учитель).
От каждой команды приглашается по 1 человеку. (Задания на карточках и на доске). Болельщики и члены команд тоже решают задачи.
Какая единица площади не используется в России?
A) Акр;
B) Ар;
C) Гектар;
D) Квадратный метр.
Ответ: A)
Найди площадь прямоугольного треугольника, где гипотенуза равна 10 см, а катет – 8см.
Ответ – 24
11. Ведущий – учитель.
Ребята! Как вы думаете – какая наука важнее: физика или математика?
Каждой команде было дано задание – сочинить стихотворение, прославляющее Физику (8б), математику (8а)
Про математику.
С математикой дружить-
Будешь словно в сказке жить!
И не надо маму звать:
“Мама! Помоги понять!”В магазин, придя порой,
Наберешь товар горой,
Будешь гордо ты стоять,
Сумму сам смог сосчитать.Продавцу не дашь моргнуть,
Чтобы в сдаче обмануть.
И не сможет он схитрить,
Математика дурить!Много пишут о природе,
Много пишут о погоде.
Цифры тоже зря не жили,
Рифму тоже заслужили!“ПИФАГОРОВЫ ШТАНЫ
НА ВСЕ СТОРОНЫ РАВНЫ”Или то, что “БИССЕКТРИСА-
ЭТО МАЛЕНЬКАЯ КРЫСА,
ВЕЧНО МЧИТСЯ ПО УГЛАМ,
ДЕЛИТ УГОЛ ПОПОЛАМ”Можно много сочинять,
На других чтоб не пенять,
С математикой дружите,
Все ее азы цените.
Про физику.
Привычен стал для всех людей
Свет электрических огней…
И в космос путь давно знаком,
Вошел компьютер в каждый дом!
О, физика, ты так прекрасна!
Тебя мы учим не напрасно…
И недаром говорят в народе:
“Физика – наука о природе!”
Ведущий (учитель).
Спасибо. Я думаю, что спорить о важности предметов не стоит. Чаще всего бывает так: тот, кто любит математику, любит и физику…
Платон сказал: “Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках о природе?”.
12. Внимание! “Черный ящик.”
Это изобретение, принадлежащее аж четырем ученым – конструкторам, сделавшим его в разное время и разных странах, в корне изменило повседневную жизнь человечества. Что же это за чудо, если известно, что первым его смастерил в 1872 году А.Н.Лодыгин.
(Ответ: электрическая лампочка)
13. Ведущий – учитель.
Уважаемые игроки! Дорогие ребята!
Физико-математический турнир подошел к концу. Пока жюри подводит итоги я предлагаю вопросы для болельщиков.
1) Параллелограмм, у которого все стороны равны.
(Ответ: ромб)
2) Отгадать название физического прибора:
Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добились,
То остановились…
(Ответ – весы).
3) Кому принадлежат слова : “В геометрии нет особых путей для царей!?”
(Ответ: Эти слова были сказаны Евклидом Птолемею).
14. Ведущий (учитель).
Слово – жюри. (Объявляются итоги турнира, члены команд, капитаны – награждаются призами.)
Ведущий (учитель). Спасибо всем за игру. Надеюсь , что она обогатит ваш опыт, подтолкнет вас к тому, чтобы вы сами научились составлять задачи, кроссворды, научились бы самостоятельно добывать знания, а на досуге с удовольствием читали бы научно – познавательную литературу и … решали задачи по физике и математике.
Литература:
- “Я иду на урок математики” (Агебра, 7 кл., Книга для учителя).
- З.Н. Альхова, А.В. Макеева “Внеклассная работа по математике.
- М.Ю. Шуба. Занимательные задания в обучении математике.
- Л.Гальперштейн “Забавная физика”