Учитель. Над страною ранним утром.
Занялась заря!
В школе праздник, славный праздник- Праздник Грамоты!
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами празднуем первую школьную победу, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы изучили все буквы русского алфавита, научились читать, писать, считать. А помогла вам в этом Грамота. Но грамота познакомила вас не только с буквами. Её страницы учили вас быть дружными, воспитанными, приветливыми ребятами. Давайте вспомним, что произошло у нас в школе в первый учебный день – 1 сентября.
Ученик.
Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу
В свой самый лучший 1 класс;
Как встретил у дверей учитель,
Наш верный друг на много дней,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не помять,
Мы грамоты свои раскрыли,
Раскрыли чистую тетрадь.
Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Учитель. Мы узнали много интересного, а помогали нам в этом друзья- буковки. Сегодня они помогут нам попасть в страну Букволандию в город Букв.
А поедем мы туда на поезде. Вы согласны отправиться в путешествие? Тогда в путь!
Так садись в счастливый поезд,
Он помчит от А до Я
По страницам Грамоты!
Хором.
Семафор огнём горит,
Школьный поезд вдаль спешит!
Учитель. Давайте поможем каждой буковке занять своё место в вагоне. Первая остановка – станция “Звучная”.
(Дети читают стихи про буквы Р, М, Н, Л, Й.)
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.
Палочка и палочка,
Между ними – галочка.
И понятно сразу всем -
Получилась буква М.
Н – натянутая сетка,
Сетку держат очень крепко.
Приходите к нам во двор,
Поиграем в волейбол.
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
Эта буква не простая,
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На плечах её сидит.
Учитель: Ребята, что вы можете сказать об этих буквах?
Да, молодцы; наш поезд проехал по станции “Самых звучных”.
Хором:
Семафор огнем горит,
Школьный поезд вдаль спешит.
И вот перед нами вторая станция - “Непарных глухих”. На этой остановке мы должны выполнить задание.
- К каким словам подходят звуковые схемы?
Книга –
с | з | к | с | к |
Ручка –
с | к | з | с | к |
Буква –
с | к | с | с | к |
Портфель –
с | к | с | с | з | к | з |
Найти в словах другие слова:
ВЕРШИНА, ШИПОВНИК, ШУТКА, ШАРФ
- Молодцы, а теперь прочитаем стихи о буквах, которые живут на этой станции.
Дети читают стихи про буквы Ж, Ц, Ч, Ш, Щ, Х.
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж –Ж – Ж –Ж –Ж – Ж – Ж – Ж – Ж – Ж – Ж!
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Посмотри на букву Ш-:
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
- Отправляемся дальше.
Хором:
Семафор огнем горит,
Школьный поезд вдаль спешит.
Следующая станция - “Иотированные звуки”.
- И опять у нас есть задание: соберите слова в кассе.
Йула, майак, йакорь, йожик.
- Молодцы, а сейчас вы прочитаете стихи про буквы Е, Ё, Ю, Я.
Дети читают стихи.
На дворе – такая жалость!-
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
Буква Е передохнула,
Как тотчас же на нее
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква Ё.
Чтобы О не укатилась,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась ……буква Ю.
Каждый знает: буква Я
Самая хвастливая.
Учитель: - Наше путешествие продолжается.
Хором:
Семафор огнем горит,
Школьный поезд вдаль спешит.
Следующая станция – “Парных согласных”. Кто же ждет нас на этой станции, отгадайте.
Ученик:
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
Он известен, знаменит,
Добрый доктор……..
Учитель: - Правильно, это доктор Айболит. У этого доктора необычные лекарства – заколдованные. Догадайтесь, чем же лечит зверей Айболит?
(На доске слова: САМОХАР, ПЕЛОДЧЕНЬЕ, ХАЦЫЛВА, ВАУРЕНЬЕ, ГРУЧЕШИ, КОНИНФЕТЫ, ПИКИРОЖКИ).
Задание: найти слова – лекарства, а из “лишних” частей слова составить фразу. (Получится “Молодцы ученики!)
Учитель: - А теперь давайте прочитаем стихи о буквах, которые живут на этой станции.
Дети читают стихи про буквы Б, П, В, Ф, Г, К, Д, Т, З, С.
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
Снеговик, а с ним метелка
Буквой В стоят под елкой.
Филин, в книжку залетев,
Притворился буквой Ф.
Не гусь, не галка буква Г,
А цапля на одной ноге.
Ай да клоун! Знаешь, кто он?
Этот клоун – буква К!
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
Молоток стучит: “Тук-тук!
Букве Т я старый друг”.
На эту букву посмотри:
Она совсем, как цифра три.
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Учитель: Молодцы! Отправляемся дальше.
Хором:
Семафор огнем горит,
Школьный поезд вдаль спешит.
Учитель: Наш поезд подходит к станции “Гласных”. На ней нас поджидает Чебурашка. Чтобы попасть на станцию, мы должны выполнить его задание. Надо из букв составить слова, найти в них гласные.
КГИНА (КНИГА), ИЛМОН (ЛИМОН), РОМТАГО (ГРАМОТА)
Учитель: Молодцы, а теперь мы читаем стихи про гласные буквы И, А, О, У, Ы, Э.
Дети читают стихи.
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Посмотри на колесо-
И увидишь букву О.Буква У совсем проста:
Тянет рожки из хвоста.
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы-
Все мы знать ее должны.
Это – Э, с открытым ртом
И большущим языком.
Учитель: Молодцы! Наш поезд отправляется на следующую станцию “Беззвучных букв”.
Хором:
Семафор огнем горит,
Школьный поезд вдаль спешит.
Учитель: На этой станции нас поджидает еще один сказочный герой со своим заданием. Отгадайте, кто это?
Ученик:
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите, как звали ее?
Учитель: Правильно. Нас встречает Красная шапочка. Помогите Красной шапочке выполнить задание. Нужно вставить пропущенные буквы, а затем слова разделить на 2 группы.
Стул..я, под….езд, в….юга, с…емка, сем….я.
Дети читают стихи про Ъ и Ь.
Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой,
Вот так:
Букву капелька смягчит-
Слово мягко прозвучит.- Как мы пишем твердый знак?
- Твердый знак мы пишем так:
Колесо и спичка,
Позади – косичка.
Учитель: Все трудности мы с вами преодолели.
Ученик:
Мы благодарны Грамоте
За все те знанья, что дала.
И книжку первую свою
Мы не забудем никогда.
Потрудились мы немало,
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоте начало
Всем нам грамота дала.
Учитель:
Вы грамоту прочли до корки,
Вам по чтению – пятерки.
Позади нелегкий труд слогового чтения,
Получайте за заслуги удостоверения.
(Вручаются удостоверения, медали)
Учитель:
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести ракету ввысь –
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись!
- Сегодня мы с вами путешествовали по стране Букволандии. Успехов вам в учебе.