Современное обучение иностранным языкам строится на коммуникативно-ориентированном подходе – обучение на основе общения. В процессе коммуникации люди говорят, слушают и понимают друг друга. При недостаточном уровне сформированности коммуникативной компетенции между собеседниками может возникнуть непонимание, т.е. может нарушиться процесс коммуникации. Очень часто наблюдается, что студенты привыкают к произношению своего преподавателя и не могут воспринять речь другого преподавателя и особенно носителя языка, что создает препятствия в реальном общении на иностранном языке. Поэтому обучение аудированию, т.е. восприятию речи на слух как одному из компонентов процесса общения, должно осуществляться целенаправленно. Если нет возможности изучать иностранный язык с полным погружением в языковую среду, то на помощь приходят технические средства обучения, умелое и систематическое применение которых приводит к положительным результатам. Максимально приближают к реальным условиям мультимедийные курсы обучения иностранному языку, интернет-технологии и видеофильмы.
По назначению аудиовизуальные технические средства относятся к информационным. С их помощью учащимся предъявляется учебная информация с усиленной наглядностью. Для восприятия ТСО очень важно, что зрительные анализаторы обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Одновременное воздействие сложного комплекса раздражителей на разные анализаторы обладает особой силой и эмоциональностью. На базе этой эмоциональной основы легче переходить от чувственного образа к логическому мышлению и абстрагированию.
Видеофильм «Universitaet Heidelberg» из серии обучающих фильмов по немецкому языку «Einblicke» содержит информацию страноведческого характера в рамках изучаемой темы «Учеба», знакомит студентов с историей и традициями одного из старейших университетов Германии, приобщая их, таким образом, к культурным ценностям немецкого народа.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА УРОКА
Форма проведения: видеоурок
Содержательно-целевая установка урока:
- систематизировать и закрепить лексические и грамматические навыки по теме
- развивать навыки аудирования и говорения
- воспитывать осознанное отношение к изучению предмета, адаптировать студентов к особенностям процесса обучения в учебных заведениях немецкоговорящих стран
Метод обучения: программированный, развивающий, проблемно-поисковый, игровой
Материальное обеспечение:
- телевизор
- видеомагнитофон
- видеокурс «Einblicke»
- раздаточный материал
Ход урока:
Организационный момент
- Приветствие, создание благоприятной атмосферы.
- Постановка целей урока, сообщение темы и плана урока.
Основная часть урока
- Формулирование задач к фильму.
- Просмотр видеофрагмента.
- Выполнение заданий.
- Письменный тест для проверки понимания
- Упражнение на корреляцию
- Игра «Снежный ком»
Заключительный этап урока
- Домашнее задание: подготовить пересказ фильма
- Подведение итогов, объявление оценок
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока |
Цели, задачи |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студентов |
Средства обучения |
Приветствие, создание благоприятной атмосферы. |
Введение в языковую среду |
Приветствует студентов |
Воспринимают информацию |
|
Постановка целей урока, сообщение темы и плана урока. |
Введение в урок |
Объявляет тему урока, ставит цели и задачи, сообщает план занятия |
Воспринимают информацию, задают вопросы |
|
Формулирование задач к фильму |
Дать установку на целенаправленный просмотр |
Сообщает название фильма, дает комментарий, снимающий языковые трудности, раздает «сетки» для фиксирования извлеченной информации. (Приложение №1) |
Воспринимают информацию, задают вопросы |
Печатный раздаточный материал |
Просмотр видеофрагмента |
Познакомить студентов с историей и традициями старейшего университета Германии |
Включает и выключает ТСО |
Смотрят фильм, фиксируют информацию в «сетке» |
ТСО, видеофильм «Universitaet Heidelberg» из серии «Einblicke» |
Выполнение заданий - Письменный тест (Приложение №2) - Упражнение на корреляцию (Приложение №3) - Игра «Снежный ком» |
Проконтролировать уровень сформированности навыка аудирования, говорения, подготовить к выполнению домашнего задания |
Предлагает выполнить письменный тест, упражнение, наблюдает за выполнением, проверяет результаты, корректирует грамматические, лексические и фонетические ошибки |
Выполняют тест, задают вопросы, выполняют устное упражнение «Продолжите предложения в соответствии с содержанием фильма», пересказывают текст по цепочке с использованием игры «Снежный ком» |
Печатный раздаточный материал |
Домашнее задание |
Формулирует и объясняет домашнее задание |
Записывают домашнее задание, задают вопросы |
||
Подведение итогов, объявление оценок |
Дать оценку работе студентов на уроке, стимулировать |
Анализирует ответы студентов, выставляет оценки |
Воспринимают информацию, задают вопросы |