Сегодня, в период реализации национальной политики в сфере образования, школы находятся в поиске новых подходов, форм, средств обучения.
Несомненно, вопрос формирования учебной мотивации может быть назван центральным, приоритетным. Ведь мотив- источник деятельности, а одним из показателей развития личности ученика является его уровень сформированности учебной мотивации.
Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для того, чтобы заложить основу желания и умения учиться.
Учебный труд должен приносить радость, желание вновь и вновь его познавать. От этого зависит потухнет или нет в глазах ребёнка пытливый огонёк.
Современная психолого – педагогическая литература называет следующие причины учебных затруднений:
- неумение учиться;
- отсутствие интереса к учёбе;
- неуверенность в своих силах.
Чтобы преодолеть эти затруднения, нужно ориентироваться на внутренние силы ребёнка, опираться на значимые для него стимулы. Следовательно, ученику нужна педагогическая поддержка.
Педагогическая поддержка – это педагогическая культура, призванная помочь ребёнку в успешном продвижении по своей индивидуальной траектории развития.
Для себя я выделяю три составляющие этой культуры:
- образовательная (обеспечение стандарта образования и высокого уровня знаний);
- психологическая, основанная на развитии мотивации учения;
- личностно-ориентированная.
Тенденции составляющих моей педагогической культуры нашли своё отражение в реализации индивидуально-ориентированной программы (ИОП) учителя по ликвидации пробелов знаний у учащихся, испытывающих трудности в обучении и учащихся с низким уровнем мотивации.
Цели и задачи индивидуально-ориентированной программы:
- Ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся.
- Психолого-педагогическая поддержка учащихся.
- Повышение уровня учебной мотивации.
Основными идеями реализации программы являются:
- реализация государственного стандарта образования, формирование ключевых; компетентностей учащихся;
- индивидуализация процесса обучения;
- личностный подход;
- формирование познавательных интересов и потребностей;
- создание ситуации успеха.
Этапы реализации: |
Формы и способы деятельности |
Практический выход |
Диагностический | Проведение рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение | материал для исследования |
Аналитико –исследовательский | 1.Анализ диагностических работ,
анкетирования, наблюдения 2.Выявление успешности обучения по конкретным темам |
информация о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, сопоставление с реальными учебными возможностями (РУВ), индивидуальных затруднениях, учебной мотивации |
Организационно – проектировочный | Поиск путей педагогической коррекции
|
ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут ученика), пояснения для родителей к ИОМ ученика |
Коррекционный | Работа по ИОМ ученика с целью ликвидации пробелов по предмету. | ликвидация пробелов по предмету |
Итоговый |
Анализ работы по коррекции
|
Диагностический этап работы предполагает проведение рубежных
контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение. В результате чего учитель получает материал для исследования и планирования дальнейшей работы.
Аналитико-исследовательский этап даёт информацию о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, индивидуальных затруднениях, учебной мотивации. Учитель имеет возможность сопоставить результаты обученности на данном этапе с реальными учебными возможностями (РУВ) учащихся.
На организационно-проектировочном этапе учитель ведёт поиск путей педагогической коррекции и составляет ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут ученика), а также пояснения для родителей.
ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут) ученика представляет собой характеристику осваиваемых ребёнком единиц образования в соответствии с индивидуальными особенностями своего развития.
ИОМ
(индивидуально-образовательный маршрут)
ученика (цы) __ класса (фамилия, имя ученика) учитель______________________
Цель: ликвидация пробелов по предмету _____________________
Тема | ЗУН | ОУУН | Задания, способы работы | Сроки | Форма контроля | Отметка о выполнении |
Родители (ознакомлены): _____________ Классный руководитель: _______________
Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы.
Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор “своего” домашнего задания, темы творческой работы.
Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребёнка.
В результате ликвидации пробелов в ЗУН ученика учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей ребёнка, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута).
Проблемной группой учителей нашей школы были разработаны рекомендации по профилактике трудностей в обучении учащихся в рамках индивидуально – ориентированной программы:
Рекомендации по профилактике трудностей в обучении у детей с низким уровнем учебной мотивации
- При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.
- Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей.
- Обеспечить на занятии преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы благожелательности.
- Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.
- Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.
- Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействий учителя истощают запас нервно-психической прочности ребёнка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к стремлению к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.
Замечать даже небольшие успехи и достижения учащихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.
Важность такого подхода в образовании детей очевидна.
ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.
Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.
В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами моих учеников заметна положительная динамика качества обучения в классе, повысился уровень общеучебных умений и навыков (логических и коммуникативных), знаний и умений целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
Я считаю, что работа с индивидуально-образовательными маршрутами реализует право ученика на выбор темпов работы, форм обучения и, несомненно, даёт шанс ребёнку открыть себя как индивидуальность, как личность.