Цель:
- На примере басни Крылова “Квартет” определить роль музыки в литературном жанре “басня”.
- Познакомить с творчеством А.П. Бородина.
- Закрепить понятие “квартет”.
- Через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.
Задачи:
- познавательные: знакомство с творчеством и музыкой великого русского композитора А.П.Бородина, литературным жанром басни, русским баснописцем – И.А.Крыловым;
- развивающие: развитие психических функций: зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;
- воспитательные: воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства;
- учебные: формирование понятия роли музыки в литературном жанре басня.
Методы:
организации и осуществления учено-познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый.
стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- ситуация занимательности;
- сравнение, анализ, обобщение;
- приём сопоставления со смежными видами искусств.
по источнику информации и характеру деятельности:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
по назначению и дидактическим задачам:
- приобретение знаний;
- формирование умений и навыков;
- применение знаний;
- повторение.
Приёмы:
- слушание;
- исполнение;
- сюжетно-ролевая игра.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано, курай, музыкальный центр.
Программное обеспечение:
- компьютерная презентация.
Материалы к уроку:
Зрительный ряд: (оформление доски)
- Эпиграфы:
1. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…
2.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, просто мука.И.А.Крылов
- Портрет И.А.Крылова, А.П.Бородина;
- Музыкальные инструменты;
- Карточки;
- Мультимедийная презентация в Power Point.
Литературный ряд:
- И.А.Крылов, басня “Квартет”
Музыкальный ряд:
- А.П.Бородин “Второй квартет”, 3 часть “Ноктюрн”;
- “Туган тел” татарская народная песня;
- “Марш Черномора” М.И.Глинка;
- “Вокализ” С.В.Рахманинов;
- “Волшебный смычок” норвежская народная песня;
- “Снежинка” Е.Крылатов.
Структура урока:
- Организационный момент;
- Музыкальное приветствие;
- Беседа по теме;
- Слушание басни И.А.Крылова “Квартет”;
- Слушание “Квартета” А.П.Бородина;
- Динамическая пауза;
- Викторина;
- Исполнение песни “Волшебный смычок”;
- Диагностика обученности: тестирование;
- Слушание “Снежинка”;
- Итог урока;
- Домашнее задание;
- Музыкальное прощание.
Ход урока
I. Музыкальное приветствие.
Учитель: Ребята, мы продолжаем тему четверти “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы”. (Слайд №1) На предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в сказках. Но музыка часто звучит не только в сказках, а и в других жанрах литературы. Обратимся к следующим названиям “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух”. Какому литературному жанру можно отнести эти произведения? На доске записаны строчки из литературных произведений. Прочитайте и скажите, о каком литературном жанре сегодня пойдёт речь?
Ученики: Басня
Учитель: Кто написал эти басни?
Учитель: Известный великий русский поэт,
работавший в жанре басни – Иван Андреевич
Крылов.
(Показ портрета И.А.Крылова)
Учитель: Басня – что же означает это слово? Давайте обратимся к уважаемому архивариусу.
Архивариус: Басня – один из старейших жанров литературы. Ещё в Древней Греции широкую известность получили басни Эзопа. В более поздние времена во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен. Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод - мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей.
Учитель: Спасибо. Итак, какие отличительные особенности басни как жанра вы можете назвать? Что для неё характерно - краткая форма, действующие лица – животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает. Как вы думаете перечисленные мною названия басен “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух” - что объединяет эти басни.
Учитель: Верно, в этих баснях - музыка является “главным действующим лицом”.
II. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Тема сегодняшнего нашего урока звучит так “Музыка в баснях”. (запись на доске)
Для чего нужна музыка в баснях? Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню Крылова, название которой вы сейчас назовете сами, решив уравнение. (Слайд №3)
Дуэт + квинтет - трио = ? (квартет)
Учитель: Получилось название еще одной басни Крылова “Квартет”.
Учитель: Что такое квартет? (Слайд № 4)
Архивариус: Слово квартет произошло от слова кварта, в переводе с латинского “Квартус” четвёртый. Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из четырёх звуков. Квартет – название музыкального произведения, которое исполняют четыре музыканта.
Учитель: Теперь вам понятно, что такое квартет? У вас на столах есть карточки-памятки, которые вы вклеите в тетрадь, они вам будут помощниками.
Соло буду петь один,
А дуэт с товарищем.
Трио с Сашей будем петь,
Нам двоим не справиться.
А квартет весёлый звонкий
Будем вместе петь с Алёнкой.
Учитель: Приведите примеры квартетов.
Ученики: 4 трубы – квартет; рояль, скрипка,
виолончель и певец – квартет.
Учитель: Да верно, но такие квартеты
встречаются не так уж часто. Зато очень часто
звучат струнные квартеты, в исполнении которых
участвуют 2 скрипки, альт и виолончель.
Прослушайте фрагмент басни и назовите музыкальные инструменты.
Учитель читает фрагмент басни.
Проказница Мартышка, Осел, Козёл
Да Косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки
Пленять своим искусством свет…
Анализ фрагмента.
Учитель: Назовите музыкальные инструменты, присутствующие в басне.
(показ инструментов) (Слайд№ 5 )
Учитель: Почему виолончель Крылов называет
“басом”?
Учитель: Виолончель - самый низкий инструмент
в квартете.
Учитель: Кто участвует в басне?
Слушание басни И.А.Крылова “Квартет”.
Анализ басни.
Учитель: Какую роль играет музыка?
Учитель: С какой целью она здесь
использована.
Ученики: Музыка выделяет особенности
характеров литературных героев, ситуации, в
которые они попадают, помогает глубже постичь
замысел автора.
Учитель: Какая музыка по характеру?
Учитель: Может у такой музыки быть
композитор?
Учитель: В чем мораль сей басни?
Ученики: Чтобы сделать какое-либо дело, нужно
согласие, умение, старание и это относится не
только к музыке, но и к любой сфере человеческого
труда.
Учитель: А ведь на этих же инструментах, если
они находятся в руках настоящих музыкантов,
может получиться самая разнообразная красивая
музыка. Предлагаю прослушать фрагмент
музыкального произведения.
Слушание фрагмента “Квартет” А.П.Бородин
Учитель: Чем отличается эта музыка от музыки,
которую исполняли герои басни.
Учитель: При повторном слушании попытайтесь
определить, что хотел сказать композитор этим
произведением, какова главная мысль этой музыки,
зачем он ее написал.
Слушание “Квартет” А.П.Бородин
Анализ музыкального произведения.
Ответы детей.
Учитель: Как звучала музыка?
Ученики: Медленно, тихо, протяжно, нежно.
Учитель: Звучание каких музыкальных
инструментов вы услышали?
Ученики: Скрипка, виолончель – струнный
квартет (Слайд №6)
Учитель: Кто исполнял эту музыку?
Ученики: Инструментальный ансамбль
Архивариус: Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений композитора и посвящено жене. Работал он над ним в течение 2 лет.
Когда композитор отбыл за границу, вдалеке от жены, вспоминая ее еще невестой, он и пишет этот квартет.
Учитель: Квартет состоит из 4 частей. Мы прослушали 3 часть, которая называется “Ноктюрн”
Архивариус: Ноктюрн – в переводе с французского – ночной, это инструментальная пьеса лирического характера.
Учитель: Кто же написал эту красивую музыку? Узнаем, сделав следующее задание, но сначала мы немного отдохнём.
Динамическая пауза
Учитель: Теперь я думаю, вы зарядились энергией и готовы выполнить задание
Викторина
На доске пластинки из цветного картона, на них
написаны названия произведений. Звучит фрагмент
музыкального произведения. Ученик выходит,
выбирает нужную пластинку.
На обратной стороне слоги /бо/, /ро/, /дин/.
- Татарская народная песня “Туган тел”;
- С.Рахманинов “Вокализ”;
- М. Глинка “Марш Черномора”.
Учитель: Это музыкальное произведение написал Александр Порфирьевич Бородин - русский композитор и учёный-химик.
(Показ портрета А.П.Бородина)
Архивариус: Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге в 1833 году. Его мать простая мещанка, хотя и не имела никакого образования, понимала всё его значение и не жалела средств для обучения сына. Из-за слабого здоровья Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса. Учился он прекрасно: в детстве овладел немецким, французским, английским языками, а позднее и итальянским.
Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое музыкальное произведение. Обучался игре на музыкальных инструментах — в начале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано.
Одновременно в возрасте 10 лет Бородин стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.
Учитель: Что нужно для того, чтобы получилась
красивая музыка? Какими качествами нужно
обладать, чтобы написать такую замечательную
музыку?
Ученики: Музыкальным слухом, голосом,
трудолюбием, терпением.
В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно.
Учитель: Отгадайте загадку:
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив
Его выводит … (Слайд №7)
Учитель: Вспомните, с какой песней мы познакомились, где музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни, кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему?
Ученики: “Волшебный смычок”. Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему одному. В песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища.
Учитель: Давайте, мы тоже образуем ансамбль и исполним песню. (Слайд №8)
Исполнение песни “Волшебный смычок”
Повторение мелодии.
Исполнение по ролям.
Учитель: Ребята, у вас на столах есть тестовые задания, с которыми я думаю, вы легко справитесь. Прошу вас внимательно прочитать и выбрать верный ответ.
Диагностика обученности: тестирование.
Учитель: Квартеты у нас на уроке звучали инструментальные и вокальные, пример ещё одного вокального квартета сейчас и послушаем.
В исполнении вокального квартета
звучит песня
“Снежинка” (Слайд №9)
Учитель: Спасибо нашим гостям. Они приблизили нас к наверное любимому празднику всех – Новому году. И внесли радостное и праздничное настроение.
III. Итог урока:
Учитель: И в заключении нашего урока давайте
подведём итог: какую же роль играет музыка в
литературе?
Ученики: Музыка обогащает литературу.
Учитель: Спасибо всем за урок. Каждый за
работу на уроке получит оценку. (Слайд
№10)
Домашнее задание: Нарисуйте наиболее понравившихся героев сегодняшнего урока или составьте, пожалуйста, кроссворд, чтобы ключевым словом стало слово “квартет”.
Музыкальное прощание.