Цели: Подвести итог предшествующей работе и познакомить учащихся с понятием “процент”.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение решения задач, необходимых для понимания нового материала.
Задача 1. (Виленкин, №952)
Какую часть составляет АВО от четырехугольника АВСД? СВО от четырехугольника АВСО? Четырехугольник АВСО от четырехугольника АВСД? Четырехугольник АВСД от шестиугольника АВСДЕК?
Задача№2.
На покраску круга необходимо 24г краски. Сколько краски пойдет на покраску круга? | На покраску круга пошло 8г. краски. Сколько краски понадобится для покраски всего круга? |
Задача№3. (Остер №134б)
Всадник без головы очень боится простудиться, поэтому всегда возит с собой 72 бутылочки с микстурой от насморка. Однажды его лошадь споткнулась и всех бутылочек разбились. Сколько бутылочек с микстурой остались целы?
Задача№4.
Придумать задачи:
а)
Запись:
расстояния
– это 120км.
расстояния
– это 12км
расстояния
– это 72км
Вывод: нашли часть по целому.
б)
Запись:
всего пути
– это 40км
всего пути –
это10км
всего пути –
это 100км
Вывод: нашли целое по части.
Задача№5.
а) записываем:
площади –
это 200 м2
площади –
это 2 м2
площади - это
120 м2
Вывод: нашли часть по целому.
б)
площади –
это 80 м2
площади –
это 2 м2
площади –
это 200 м2
Вывод: нашли целое по части
3. Объяснение нового материала.
1) На доске записаны дроби
Как называются эти дроби?
– половина
– треть
– четверть
– ……?
2) Демонстрируем стоклеточную шахматную доску.
Вопросы:
а) 1 клетка – какая часть доски?
б) Какая часть доски?
в) Какая часть доски?
Итак, части числа – это 1%.
Слово “процент” произошло от латинского названия “на сто”.
3) Показываем:
1% от 1 кв.дм (на обложке учебника)
1% от 1 метра (на рулетке)
4) Возвращаемся к задачам о площадях и заменяем дроби на проценты.
4. Закрепление материала.
1) Изображение процентов на числовом луче.
2) Задачи:
а) В школе обучается 1135 учащихся. Учащиеся 6-11 классов составляют 48%; учащиеся 5-х классов – 12%.Сколько % учеников в начальной школе?
Решение.
1135уч. – это 100%
Нач.кл. ?%
5кл. 12%
6-11кл. 48%
б) В классе 25 учеников, из них 9 девочек. Сколько % от всех учеников составляют мальчики?
5. Домашнее задание.
п. 40 №1611, 1612, 1565, стр. 243, Историческая справка.
6. Итог урока. (Оценки. Что нового узнали?)