Цели урока:
- Сформировать понятие процента, способность к выражению в процентах части величины, выраженной дробью и наоборот;
- Уметь пользоваться дополнительными источниками для нахождения нужной информации;
- Рассмотреть задачи практической направленности ( финансовой, экономической, социологической и др.) и разного уровня сложности.
- Активизировать процесс формирования умений решать нестандартные задачи с помощью междисциплинарной технологии обучения.
- Развивать интерес к науке на базе получения новой информации.
- Воспитывать внимание, активность, самостоятельность в работе.
Формы организации учебной деятельности: групповая, коллективная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Дидактическое обеспечение урока: презентации Power Point, раздаточный материал (таблицы) для каждой группы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учащиеся рассаживаются по 4 группы.
Учитель: Понятие “процент” вам уже знакомы. Вспомним изученный материал, посмотрев презентации, которые подготовили ребята.(Презентации)
Презентация учащихся по теме “История возникновения процентов”, “Задачи на проценты”
А что мы еще не знаем о процентах? (предложения учащихся записать на доске)
- Решать задачи на проценты сложные.
- Где применяются проценты,
- Зачем мы изучаем проценты.
Выдвижение гипотезы.
Гипотеза: Знание темы “Проценты” - поможет быть успешным в любой профессии.
Учитель: К какому виду относится данное высказывание? Какие методы доказательств высказываний вы знаете?
- Это высказывание общего вида.
- Чтобы доказать его необходимо перечислить все профессии или найти контрпример.
Вот этим мы сегодня и будем заниматься.
II. Работа в группах.
Учитель: Какую бы сферу деятельности мы не взяли, человек не может обойтись в ней без экономических знаний.
Расшифруйте название сферы деятельности, подобрав указанные доли величины в процентах. Подготовьте сообщение о ней. (Приложение 1)
В результате работы учащиеся получают слова: финансист, социолог, экономист, кулинар.
III. Сообщение учащихся:
Учитель: Расскажите о своей профессии. Какие задачи вы подобрали по данной сфере деятельности?
Учитель: Скажите, все ли профессии мы перечислили, где необходимо знать и применять проценты?
Я вам тоже приготовила задачу на проценты. Вам необходимо её решить и определить к какой профессии она относится. (Приложение 3)
IV. Решить задачу: (работа в группах)
Задача:
В состав одного из поливитаминов входят минералы в следующих количествах: кальций( необходим для нормального роста и развития организма , работы сердца, свертываемости крови) и фосфор( подобный кальцию, является составляющей частью костной системы организма) – по 4%, магний – 1,6%, железо ( в сочетании с белком железо образует красящее вещество – гемоглобин) – 0,07%, цинк – 0,06%. Сколько миллиграммов каждого минерала содержится в одной таблетке поливитамина, масса которой 250 мг?
Но не забывайте, что переизбыток витаминов может вызвать некоторые заболевания. В меру употребляйте витамины и помните – это не сладости.
V. Проверка результатов, оценки.
VI. Подведение итогов.
Учитель: Мы сегодня рассмотрели только 5 сфер деятельности, где встречаются проценты. Может ли наша гипотеза считаться доказанной?
Ученики: Это недостаточно, чтобы утверждать о верности гипотезы. Но мы не нашли примеров, чтобы её опровергнуть.
Учитель: Домашним задание будет найти задачи на проценты и в других сферах деятельности. Каждому ученику придумать и решить по 2 задачи. Оформить их на листах. Задачи, которые вы подготовили сегодня мы рассмотрим и решим на следующих уроках.