Цель:
- Способствовать формированию уважительного отношения и толерантности к людям разных национальностей, разных социальных классов, другого вероисповедания.
- Воспитание патриотизма, интернационализма, гуманности, эстетических взглядов. Индивидуальное развитие детей исходя из их интересов, склонностей и способностей.
На доске — слова:
Толерантность - это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга.
Задачи классного часа:
- Помочь учащимся оценить вклад представителей разных национальностей в сохранении мира на земле.
- Учить учащихся размышлять, делать выводы в рамках обсуждаемой нравственной проблемы.
- Воспитывать уважительное, неравнодушное отношение к окружающим людям, независимо от их национальности и конфессиональной принадлежности.
- Познакомить учащихся с понятием «толерантность»
Форма проведения: классный час.
Вид урока: комбинированный
Подготовительная работа:
-
Анкетирование учащихся и обработка анкет
- Подготовка национальными учащимися (азербайджанцами, белорусами, татарами) и других учеников материала о своей национальной культуре, национальных героях.
- Подготовка национальными учащимися номеров художественной самодеятельности.
- Подготовка родителями национальных блюд.
- Творческая работа: «Дерево толерантности»
Ход мероприятия:
Класс условно поделен на четыре группы. Группы отличаются национальными костюмами (белорусы, азербайджанцы, татары и русские). «Русские» - хозяева на данном мероприятии: под звуки русской песни приглашают участников мероприятия и гостей занять свои места, усаживают и помогают в проведении мероприятия и чаепития)
Вступительное слово классного руководителя: Однажды Антуан де Сент - Экзюпери сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова - это не только урок нам, живущим в XXI веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А все мы - люди этой планеты и связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. Быть терпимыми друг к другу, пытаться понять друг друга, не зависимо от национальности – это великое искусство и называется оно–толерантность.
Анкета
(Анализ анкеты отражен на стенде «К уроку»)
Ответь на вопросы:
- Влияет ли цвет кожи и национальность человека на его интеллектуальные и моральные качества?
- Зависит ли доброта от национальности?
- Есть ли у тебя друзья других национальностей.
- Есть ли у твоих родителей друзья иных национальности!?
- Как отнеслись бы твои родители к тому, что к тебе в дом пришел твой друг, национальность которого отличается от твоей национальности?
Учитель:
Сегодня мы сделаем еще один шаг навстречу друг к другу, и помогут нам в этом: поэты, ученые, деятели культуры Азербайджана, Татарстана, Белоруссии, ведь в нашем классе учатся представители этих замечательных народов.
(Во время выступления учащихся с помощью мультимедийной установки можно показать слайды с фотографиями героев классного часа, их памятников, музеев, включить музыкальное сопровождение во время чтения стихов)
I. Страница «Наука»
- А.Чижевский (белорус) < Приложение 1 >
- Р.С.Акчурин (татарин) < Приложение 2 >
- Мамедов Э. (азербайджанец) < Приложение 3 >
II. Страница «Поэзия»
- Биография и творчество Габдуллы Тукая (татарин) < Приложение 4 >
- Биография и творчество Петрусь Бровка (белорус) < Приложение 5 >
- Биография и творчество Низами Гянже (азербайджанец) < Приложение 6 >
III. Страница «Искусство, культура»
- Лысковец Игорь Викторович (белорус) <
Приложение
7 >
(Во время рассказа предлагается посмотреть слайды с репродукциями картин И.В.Лысковец) - Алина Кабаева (татарка) < Приложение 8 >
- Рудольф Нуриев (татарин) < Приложение 9 >
- Палад Бюль-Бюль Оглы (азербайджанец) < Приложение 10 >
(После рассказа о А. Кабаевой предлагается посмотреть видеозапись с одним из ее выступлений)
(После рассказа предлагается посмотреть видеозапись с одним из выступлений Р.Нуриева)
(После рассказа предлагается посмотреть отрывок из к.л. музыкального фильма с участием П.Б.Оглы)
Учитель:
Вы убедились в том, что разнообразие, красота культур и обычаев других народов в том, что все народы талантливы и неповторимы. Каждый народ гордится своими героями. За один урок мы смогли рассказать только о маленькой части тех жемчужин, которые породила их родина. И мы все гордимся ими т.к. они внесли вклад и в нашу культуру и науку.
На ватмане нарисовано безжизненное дерево- «дерево толерантности». Давайте оживим его. Возьмите каждый по листочку, напишите на них то, что по вашему нужно сделать, что бы наша школа стала пространством толерантности, что бы отношения в ней стали теплыми не смотря на национальную принадлежность (ученики пишут на листочках и приклеивают их к дереву).
IV. Страница «Творческая»
Национальные ученики вместе с родителями предлагают угоститься ученикам и гостям сладкими национальными блюдами (стоят на столе). Подается чай. Во время чаепития национальные ученики вместе с группой поддержки исполняют национальный танец или предлагают поиграть в национальную игру.
Использованные материалы и литература:
- http://open.az/index.php?newsid=11684 Э.Мамедов
- http://kkre-2.narod.ru/b_b_ogly.htm П.Б.Оглы
- http://taina.aib.ru/biography/rudolf-nuriev.htm Р.Нуриев
- http://www.peoples.ru/sport/gymnastics/kabaeva/index.html А.Кабаева
- http://www.lyskovec.narod.ru/biog.htm И.В.Лысковец
- http://www.kitaphane.ru/ebooks/biogr_t.shtml Г.Тукай
- http://www.peoples.ru/medicine/surgery/akchurin Р.С.Акчурин
- Фирдоуси «Шах – Наме», Низами «Лейла и Меджун», Ш.Руставели «Витязь в тигровой шкуре», Навои «Фархад и Ширин», Поэмы. Москва: «Детская литература» 1982г.
- П.Бровка «Стихи и поэмы». Москва: «Государственное издательство художественной литературы» 1955г.
- Журнал «Классный руководитель» №4. 2006г. Статьи: «Что такое толерантность»,« Какие мы разные»