В системе различных форм организации познавательной деятельности, применяемых в школьном коллективе, общественный смотр знаний занимает особое место. В его организации очень важно провести подготовительный этап.
В педагогическом отношении все этапы подготовки к смотру и само проведение смотра очень важны и взаимосвязаны. Однако эти части требуют различных временных затрат: если, например, для старших классов общественный смотр продолжается не более 60 минут, то подготовка к нему длится от одной до трех недель, в течение которых учащиеся затрачивают не менее 5-6 часов рабочего времени; для средних классов эти временные показатели соответственно сокращаются.
Общественный смотр знаний чаще всего проводится во внеурочное время или на сдоенных уроках, как правило, после завершения наиболее трудной и сложной темы курса. В период подготовки учащиеся разбиваются на группы по 4-6 человек во главе с консультантом.
Для более полной подготовки учитель заранее составляет перечень вопросов; практических задач и других видов работ, которые учащиеся должны повторить в группах во внеурочное время. Учитель в период подготовки работает главным образом с консультантами, управляет через них деятельностью группы. Особое внимание учителя должно быть привлечено к работе слабых учеников, знания которых он периодически проверяет сам. С помощью консультантов, учитель составляет подробный план проведения общественного смотра.
Для успеха общественного смотра знаний первостепенное значение имеет состав общественного жюри, его авторитет и работоспособность. Для того, чтобы жюри могло хорошо справиться со своими обязанностями, оно должно состоять из 5-6 учащихся параллельного или старшего классов и 1-2 учителей. Иногда в состав жюри можно ввести представителей родительского актива. Необходимо между членами жюри распределить обязанности. Учитель должен познакомить членов жюри с планом проведения общественного смотра и критерием оценок по различным видам работ. Учитель, ведущий предмет в данном классе, официально в состав жюри не входит, но при необходимости помогает жюри найти правильное решение.
Перед началом общественного смотра знаний каждый член жюри получает зачетный лист для проставления оценок. Лист имеет примерно такую форму (Приложение №1).
Общественный смотр открывает председатель жюри. Чтобы этому мероприятию придать приподнятый, торжественный характер учащиеся приходят на смотр, в праздничной форме. Члены жюри рассаживаются за столом так, чтобы были видны и карты и класс.
После торжественного открытия приступают к своим обязанностям ведущие смотра. Ведущим может быть учитель, преподающий в данном классе, старшеклассник-консультант. Учитываю большую сложность работы ведущего, лучше отдать предпочтение учителю, который ведет предмет в данном классе и готовит их к общественному смотру знаний. У ведущего должен быть план смотра с указанием видов работ и список учащихся.
После каждого ответа, если он недостаточно полон, учащиеся с мест могут дополнять и уточнять его.
На общественном смотре знаний может быть предусмотрена и фронтальная работа (графический диктант, перфокарты или простые задачи, требующие для выполнения немного времени не более 3-5 минут). До конца смотра члены жюри должны проверить все работы учащихся.
В зависимости от возраста учащихся и поставленных учебно-воспитательных задач общественный смотр знаний может продолжаться от 40 до 60 минут.
После того, как программа смотра исчерпана, жюри должно выставить итоговую отметку каждому ученику. Результаты смотра знаний зачитывает перед всем классом председатель жюри. Вместе с индивидуальными отметками, полученными учащимися, сообщают данные, характеризующие работу групп. Итоги общественного смотра знаний обсуждают в педагогическом коллективе школы и на заседании методического объединения.
Эти итоги освещают в специальном выпуске «Молния» или на тематическом школьном стенде.
Общественный смотр знаний – дело коллективное, сложное и весьма трудоемкое, требующее затрат времени и сил как со стороны учителей, так и со стороны учащихся.
Смотр ни в коем случае нельзя проводить часто. Общественный смотр знаний можно проводить в классе по одному предмету один раз в год, а по разным предметам не более одного раза в четверть.
Что же дает в воспитании общественный смотр знаний? Прежде всего, следует обратить внимание на подготовительный период, когда при работе в группах у школьников образуются многообразные внутри коллективные связи, что благоприятно влияет на сплочение коллектива. В классе складывается атмосфера общей заинтересованности в познавательной деятельности. Подготовка к смотру способствует формированию ответственного отношения к учению, и не только своему личному, но и всего класса.
Процедура проведения общественного смотра закрепляет в сознании детей ряд положительных качеств, которые начали складываться у школьников в процессе подготовки к смотру. Кроме того, сам смотр оказывает сильное влияние на воспитание чувства долга, сознательной дисциплины и коллективизма.
Таким образом, общественный смотр знаний – это эффективное средство формирования общественной направленности уроков география.
Ниже приведена разработка урока – общественный смотр знаний по географии в 8 классе по теме «Природные условия и ресурсы Восточно-Европейской равнины, Урала, Западно-Сибирской равнины, Восточной Сибири и пояса гор Южной Сибири». (Приложение № 2).