Развитие мыслительной деятельности учащихся с недостатками интеллекта на уроках трудового обучения

Разделы: Технология


В настоящее время предъявляются существенно более высокие требования к трудовой активности и профессиональным навыкам работников производственного и обслуживающего труда. Наиболее острая проблема - подготовка к жизни и труду учащихся с нарушением интеллекта. Большинство выпускников специальных (коррекционных) школ способны к овладению несложными профессиями и могут успешно работать на многих производственных предприятиях. Вместе с тем, их возможности в плане профессиональной подготовки существенно ограничены. Трудность решения этой задачи обусловлена недостатками психического развития, которые свойственны лицам с нарушением интеллекта.

Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности (особенно в плане словесно-логического мышления) и личностной сфере. Их мышление развивается значительно медленнее и в более поздние сроки. Отмечается растянутость этапов становления мышления. Мыслительные операции протекают у учащихся специальных школ своеобразно. Наблюдается фрагментарность анализа и синтеза, сравнение предметов по несущественным признакам, чрезмерное расширение или, наоборот, неправомерное ограничение оснований для обобщений.

Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью значительно отстают от своих сверстников по уровню всех видов мышления, в частности наглядного. Наглядно-действенное мышление предполагает неразрывную связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Оно имеет существенное значение для общего умственного развития детей, так как представляет собой базу для формирования более сложных видов мышления (наглядно-образного и словесно-логического).

Уроки трудового обучения создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих детям с нарушением интеллекта, в трудовой и познавательной деятельности.

Работа по развитию мышления ведется на всех этапах урока. Используя активные методы обучения, учитель стимулирует учащихся активизировать внимание и мышление.

Урок швейного дела в 9,6 классах.

1. Работа по развитию мыслительной деятельности на этапе повторения пройденного материала.

Упражнение для развития процессов анализа и синтеза.

- Укажи сначала сходства, а затем различия.

  • платье – пальто
  • иголка - машина
  • фартук – платье

Упражнение для развития процессов обобщения и отвлечения.

- Какое слово лишнее? Как можно назвать остальные три?

  • Нагрудник, бретель, юбка, пояс.
  • Ножницы, молоток, игла, булавки.
  • Стачать, обтачать, сметать, настрочить.

Упражнение для установления логических связей и отношений между понятиями.

1) - Приведены два слова, между которыми имеется смысловая связь. Подбери для данного слова пару, чтобы отношение между словами было аналогично отношению двух данных слов.

Нитка рука ситец ткань
---------- --------- ---------- -----------

игла - ... (рукав, платье, горловина) платье - … (утюг, изделие, вырез)

2) - Из слов, заключенных в скобках, выбери то, которое правильно закончит предложение:

Ткань состоит из … (волокон, нитей, ситца).

3) Выбери правильный вариант продолжения предложения.

Сметочные стежки применяют для ...

  • заметывания срезов деталей;
  • постоянного соединения деталей;
  • перевода контура деталей на другой слой ткани.

Хотя устная проверка является гибким и эффективным методом, ее следует сочетать с другими видами контроля – письменным, графическим, практическим.

Дифференцированные задания

1 вариант: напиши название фасона фартука, изображённого на рисунке.

 2 вариант: соедини стрелкой рисунок фартука и соответствующее ему название фасона.

 

Кроссворды

2. Работа по развитию мыслительной деятельности на этапе изучения нового материала.

Объяснение нового материала лучше строить с опорой на знания учащихся, полученные ранее, проводя сравнение различных объектов и технологии их изготовления.

. В урок вводятся задания по работе с деформированным планом, деформированной предметно – технологической картой.

Задания для развития процессов анализа и синтеза, наглядно – действенного мышления.

  1. Рассмотри образцы карманов. Найди сходство и различие между ними.
  2. Подбери ткань для пошива детского фартука. Объясни свой выбор.
  3. Подбери отделку для данного фасона фартука. Объясни свой выбор.

Задания для развития способности к установлению причинно – следственных и пространственно – временных связей.

- Расположи образцы в таком порядке, чтобы получился нужный узел (предлагается серия образцов, по изготовлению какого – либо узла швейного изделия, которые раскладываются в случайном порядке)

 

Определение порядка изготовления нагрудника фартука

Задания для развития умения устанавливать последовательность событий.

- Установи последовательность:

  • Снятие мерок.
  • Подготовка ткани к раскрою.
  • Построение чертежа.
  • Подготовка кроя к обработке.
  • Подготовка выкройки к раскрою.
  • Пошив изделия.
  • Отделка изделия.
  • Раскрой изделия.
  • Изготовление выкройки.

Наибольшую сложность представляет практическое преломление имеющихся знаний. Нормально развивающийся ребенок обладает способностью из имеющихся у него сведений отбирать нужные ему в данный момент. У детей с недостатками интеллекта необходимые для этого аналитические действия протекают с большими затруднениями. Использование различных средств наглядности помогает более четко формулировать мысль, прослеживать переход от одной операции к другой, создает необходимые условия для активизации пассивного словаря учащихся.

На уроках швейного дела этому способствует использование образцов изделия и различных карт. Вопросы учителя, подкрепленные анализом образца, технологической или операционной картой, вырабатывают умение видеть отдельные операции, представлять изделие в различных стадиях его изготовления. Лучше выполнять операционные карты с записью текста на отдельных табличках.

Задания для развития умения устанавливать связи между словом и предметным образом.

1. Напиши на схеме название частей ножного (ручного) привода.

2. Подпиши под рисунком инструмента его название и назначение.

3. Выбери условное изображение шва вподгибку с закрытым срезом. При обработке какого узла фартука он применяется?

4. Определи название шва. При обработке какого узла фартука он применяется?

3. Работа по развитию мыслительной деятельности на этапе закрепления полученных знаний и навыков.

Тестовые задания

I. Тестовые задания с выбором одного, двух или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов.

1. Из предложенных ответов выбери правильный.

По способу носки фартук с нагрудником относится

А) к поясной одежде
Б) к нагрудно-поясной одежде
В) к плечевой одежде

2. Выбери и отметь названия швов, применяемых при пошиве фартука

А) шов вподгибку с закрытым срезом
Б) двойной шов
В) обтачной шов
Г) накладной шов

3. Подчеркни мерки, необходимые для построения чертежа фартука с нагрудником

Ст, Дн, Сб, Шп, Дтк, Сг, Ор.

II. Тесты с требуемым текстовым заполнением.

Напиши название мерок для фартука.

 

Условное обозначение мерки

Название мерки

Сг

Ст

Сб

Дн

Дтк

 

III. Тестовые задания на соответствие.

Соедини стрелкой название шва с соответствующим ему назначением.

 

Шов

Стрелка

Назначение шва

Шов вподгибку с закрытым срезом

Накладной шов

Обтачной шов

  Соединение карманов с нижней частью

Обработка нагрудника

Обработка нижнего и боковых срезов нижней части

Обработка бретелей

Обработка верхнего среза кармана

 IV. Тесты на установление правильной последовательности действий.

1.Распредели операции в их последовательности, правильно расставив порядковые номера.

Название швейной операции

 

Обработать бретели

 

Обработать боковые и нижний срезы нижней части

 

Обработать пояс

 

Обработать карманы

 

Соединить бретели с нагрудником

 

Соединить карманы с нижней частью

 

Обработать верхний срез нижней части

 

Соединить детали фартука

 

Отутюжить изделие, сложить

2.Расставь порядковые номера рисунков, показывающих обработку углов подкройной обтачкой.

Большинство детей с нарушением интеллекта заканчивают единственное учебное заведение – специальную (коррекционную) школу. Необходимо приложить максимум усилий для решения вопроса реабилитации этих детей, добиваясь максимального развития возможностей каждого ученика. Этого можно достичь только при ведении постоянной кропотливой работы по развитию их речи, мышления, памяти, внимания.

Литература:

  1. Кулишова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушением интеллекта: Методическое пособие. - М., 2006. – 104с. (Коррекционная педагогика).
  2. Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология»: 5 – 9 класс (девочки).- М. : 5 за знания, 2007 – 208с.
  3. Научно – методический журнал «Дефектология» №3, 2004г. Российская Академия образования, Издательский дом «Школа – Пресс 1». Г.В.Васенков «Технология трудового обучения детей с недостатками интеллекта».
  4. Методические рекомендации к учебникам по трудовому обучению для начальной школы «Художественно- конструкторская деятельность». Пособие для учителя – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2003г. – 232с.